Эволюция международного сотрудничества по противодействию терроризму | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 19.05.2019

Статья просмотрена: 983 раза

Библиографическое описание:

Ярощук, М. В. Эволюция международного сотрудничества по противодействию терроризму / М. В. Ярощук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 376-380. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59232/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье исследуется эволюция международного сотрудничества по противодействию терроризму. Дается характеристика международному правовому сотрудничеству как одному из направлений антитеррористической деятельности. На основе анализа международных нормативных актов по противодействию терроризму формулируются выводы о возможных направлениях совершенствования международного сотрудничества по данному вопросу.

Ключевые слова: международное сотрудничество, международная конвенция, антитеррористическая деятельность, финансирование терроризма, договор, терроризм.

В настоящее время терроризм является сложным и динамично развивающимся негативным явлением общественной жизни, которое имеет многовековую историю, а также ряд особенностей, характерных для определенного региона. На рубеже XX и XXI веков терроризм претерпел существенные изменения, превратившись в фактор угрозы национальной безопасности государства. Терроризм стал одной из тех проблем, решения которых требуют не только государственного и общественного контроля, но также объединения усилий теоретиков и практиков в вышеобозначенном направлении. Террористический акт является крайней формой проявления идеологии терроризма. В современном обществе проблема борьбы с терроризмом приобрела глобальные масштабы, поскольку терроризм представляет собой реальную угрозу безопасности не только отдельных государств, но и всего международного сообщества. Его проявления влекут за собой многочисленные человеческие жертвы, нарушение материальных и духовных ценностей, которые уже невозможно возобновить.

На протяжении нескольких последних десятилетий все большую обеспокоенность в масштабах мировой общественности вызывает терроризм, акты, методы и практика которого угрожают международному миру и безопасности, препятствуют международному сотрудничеству, ставят дружественные отношения между государствами под угрозу и ведут к подрыву основ общества и основополагающих прав и свобод человека. Во всех своих проявлениях терроризм является одной из тех проблем глобального масштаба, решение которой возможно только при объединении усилий различных государств и совместном поиске наиболее эффективных методов противодействия. Международное сотрудничество представляет собой необходимое составляющее антитеррористической деятельности во всех ее основных направлениях:

1) воздержание от организации и всякого поощрения террористической деятельности;

2) обеспечение задержания и судебного преследования или выдачи лиц, совершивших террористические акты;

3) стремление к заключению соглашений различного масштаба специального характера;

4) сотрудничество при обмене информацией касательно предотвращения терроризма и борьбы с ним;

5) осуществление в оперативном порядке всех необходимых действий с целью претворения в жизнь конвенций по данному вопросу, в том числе приведение внутреннего законодательства государства-участницы конвенции в соответствие с положениями международного соглашения.

В зависимости от конкретного региона терроризм обладает своей спецификой, в связи с чем возникает необходимость в адаптации унифицированных норм, а также стратегических положений к условиям определенной местности.

Как уже было отмечено выше, международно-правовое сотрудничество является одним из приоритетных направлений антитеррористической деятельности, поскольку подразумевает создание определенных норм субъектами международного права и дальнейшее их закрепление в положениях международных документов с целью воздействия на конкретные общественные отношения.

Одним из значимых результатов международно-правового сотрудничества можно назвать принятие Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма (далее — Декларация от 9 декабря 1994 г.) [1]. Данный документ носит скорее программный характер, определяя основные направления эффективных и решительных мер по противодействию международному терроризму, которым должны следовать государства-члены ООН. Значение Декларации от 9 декабря 1994 г. состоит в том, что она во многом предварила разработку иных международных договоров, определяющих содержание противодействия терроризму.

Это послужило в дальнейшем принятию Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (далее — Конвенция от 9 декабря 1999 г.) [2]. В тексте Конвенции от 9 декабря 1999 г. было дано нормативное толкование категориям: «средства», «государственный или правительственный объект», «поступления» — с дальнейшей целью определить, какие деяния являются преступлениями по смыслу Конвенции от 9 декабря 1999 г. Особенностью Конвенции от 9 декабря 1999 г. является комплексный подход к определению признаков преступления, подпадающего под действие Конвенции от 9 декабря 1999 г., в частности, путем отсылки на положения других международно-правовых документов, указанных в Приложении к Конвенции от 9 декабря 1999 г. Далее Конвенция от 9 декабря 1999 г. определяет критерии, согласно которым государства-участники могут определить свою юрисдикцию в отношении вышеописанных преступлений. В Конвенции от 9 декабря 1999 г. указывается о возможности каждым государством-участником в соответствии с принципами внутригосударственного права применения необходимых мер для определения, обнаружения, блокирования или ареста любых средств, которые используются или выделяются в целях совершения преступлений. В договоре определяется механизм взаимодействия стран-участниц Конвенции касательно уголовных расследований, уголовных преследований и процедур выдачи в связи с преступлениями, а также содействия в получении имеющихся доказательств, необходимых для разбирательства. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ [3] с заявлениями об определении своей юрисдикции в отношении преступных деяний согласно Конвенции от 9 декабря 1999 г., а также о том, что положения о выдаче будут применяться так, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение подпадающих под действие данного международного договора преступлений без ущерба эффективности международному сотрудничеству по вопросам выдачи и правовой помощи.

Международное сотрудничество в антитеррористической деятельности носит не только универсальный, но и региональный характер. Одним из видов реализации международного сотрудничества на региональном уровне может послужить начало деятельности Шанхайской организации сотрудничества, первоначально охватывавшей сферу взаимных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма на территории Средней Азии. Ее деятельность сопровождалась принятием Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (далее — Конвенция от 15 июня 2001 г.) [4]. В Конвенции от 15 июня 2001 г. дается комплексное определение понятию «терроризм» с помощью отсылки в тексте Приложения к Конвенции от 15 июня 2001 г. на иные международные договоры, в частности, на Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., рассмотренную выше. Еще одной особенностью Конвенции от 15 июня 2001 г. является закрепление впервые на международном уровне определений сепаратизма и экстремизма в качестве совершаемых насильственным путем уголовно преследуемых деяний. В Конвенции от 15 июня 2001 г. закреплено, что страны-участницы принимают необходимые меры, в частности, при определенных обстоятельствах на национальном уровне с целью отрицания оправдания вышеупомянутых деяний по соображениям различного характера и привлечения к наказанию сообразно степени их тяжести. В Конвенции от 15 июня 2001 г. изложен перечень форм взаимодействия Центральных компетентных органов стран-участниц, который имеет открытый характер, что позволяет сторонам данного международного договора совершенствовать опыт взаимодействия, направленного на предотвращение вышеописанных деяний, путем достижения договоренности об иных формах сотрудничества. В связи с тем, что одной из основных форм такого сотрудничества является обмен информацией, в документе описывается перечень сведений, представляющих взаимный интерес, а также механизм осуществления запроса. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ [5].

Еще одним результатом международно-правового сотрудничества как одного из приоритетных направлений антитеррористической направленности на региональном уровне может послужить Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, принятая в Варшаве 16 мая 2005 г. (далее — Варшавская Конвенция от 16 мая 2005 г.) [6]. Как и в вышеописанных международных договорах, Варшавская Конвенция от 16 мая 2005 г. предусматривает системный подход к определению понятия «террористическое преступление» путем отсылки в Приложении к Варшавской Конвенции от 16 мая 2005 г. на положения иных международных документов. Также в тексте Варшавской Конвенции от 16 мая 2005 г. закрепляются на международном уровне определения категориям «публичное подстрекательство к совершению террористического преступления», «вербовка террористов», «подготовка террористов», что способствует расширению нормативной базы определения противоправных общественно опасных деяний, сопутствующих терроризму. Помимо упомянутых в ранее рассмотренных документах мер национальной политики по предупреждению преступлений террористической направленности Варшавская Конвенция от 16 мая 2005 г. предусматривает необходимость участия каждой страны-участницы договора в деятельности по способствованию межконфессиональных отношений и в межкультурном диалоге в целях предупреждения напряженности, которая может привести к совершению преступлений террористического характера. Государству-участнику необходимо стремиться к совершенствованию просвещения общества касательно существования, причин, тяжести и степени опасности террористических преступлений. Также в тексте Варшавской Конвенции от 16 мая 2005 г. закреплено положение о поощрении общественности за оказание реальной помощи компетентным органам, которая позволяет внести вклад в предупреждение террористических преступлений и сопутствующих им общественно опасных противоправных деяний. Как и вышеобозначенные международные договоры, Варшавская Конвенция от 16 мая 2005 г. содержит положения об определении юрисдикции стран-участниц, механизм международного сотрудничества по уголовным делам, а также выдачи и судебного преследования. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ [7] со схожими заявлениями, что и при ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г, рассмотренной выше.

Таким образом, проведенное исследование эволюции международного сотрудничества по противодействию терроризму позволяет сформулировать следующие выводы:

1) терроризм представляет угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, территориальной целостности и безопасности, политической, экономической и социальной стабильности государств, а также осуществлению основных прав и свобод человека, обладает повышенной общественной опасностью;

2) терроризм очень тесно связан с целым рядом других преступлений, которые в данном случае рассматриваются как сопутствующие терроризму общественно опасные противоправные деяния. Необходимо вести борьбу также и с сопутствующими терроризму преступлениями;

3) необходимо принципиальное осуждение терроризма во всех формах его проявления. Вне зависимости от мотивов он не может быть оправдан ни при каких условиях. Лица, виновные в совершении преступлений террористической направленности, должны быть привлечены к ответственности;

4) международное сотрудничество, в частности путем международного нормотворчества, в решении данного вопроса играет немаловажную роль, поскольку позволяет выработать наиболее эффективный механизм противодействия, взаимодействия, а также основные направления внутригосударственной деятельности по предотвращению, пресечению и ликвидации терроризма во всех его формах.

На основании изложенных выводов предлагаем выработать рекомендации по совершенствованию международного сотрудничества по противодействию терроризму по нескольким направлениям:

1) конкретизация мер по противодействию терроризму в общем, учитывая практику антитеррористической деятельности отдельных регионов и государств;

2) принятие международных договоров, которые будут направлены на противодействие новым проявлениям терроризма;

3) разработка соглашений о сотрудничестве научно-технического характера в плане создания и внедрения актуальных технических и инженерных средств и методов противодействия терроризму и сопутствующим ему общественно опасным противоправным деяниям, что позволит повысить эффективность борьбы с преступлениями террористической направленности;

4) возложение на государства-участников международных соглашений обязанностей по имплементации положений данных договоров в национальное законодательство.

Литература:

  1. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (принята резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/terrdec1.shtml (дата обращения: 17.02.2019).
  2. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 года) // СЗ РФ. 2003. № 5.
  3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2792.
  4. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // СЗ РФ. 2004. № 1.
  5. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ «О Ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» // СЗ РФ. 2003. № 4.
  6. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма // СЗ РФ. 2009. № 9.
  7. Федеральный закон от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» // СЗ РФ. 2006. № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): международное сотрудничество, Варшавская Конвенция, терроризм, антитеррористическая деятельность, Международная конвенция, финансирование терроризма, декабрь, международно-правовое сотрудничество, Российская Федерация, террористическая направленность.


Похожие статьи

Международный терроризм. Основные пути борьбы против...

В статье рассмотрена проблема международного терроризма, возможные причины этого явления. Приведены основные пути борьбы против терроризма. Рассмотрены меры, направленные на его предотвращение, реализуемые мировым сообществом.

Основные аспекты развития международного сотрудничества...

терроризм, террористическая деятельность, террорист, террористическая организация, информационное пространство, мнение экспертов, международный уровень, международный терроризм, исламский джихад...

Международно-правовое сотрудничество Российской...

Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в области предупреждения преступности.

В отношении других двенадцати антитеррористических международных конвенций и протоколов всеми признается задача-максимум — обеспечить универсальное...

Современные проблемы сотрудничества государств в борьбе...

Отсутствие общепризнанного определения терроризма не позволяет в полной мере осуществлять международное сотрудничество по его противодействию. В виду этого на настоящий момент международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом носит...

Участие Казахстана в международной борьбе с терроризмом

Казахстан считает, что международное сотрудничество в борьбе с терроризмом должно

Казахстан является членом ряда региональных антитеррористических структур, таких как АТЦ СНГ

8. Международная Конвенция о борьбе финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9...

Сотрудничество в области обеспечения безопасности и борьбы...

Эта справка дублирует справку Международной Конвенции по борьбе против финансирования терроризма.

Терроризм — один из самых строгих способов действий. Вот почему террористические подходы могут использоваться политическими силами и...

К вопросу о совершенствовании деятельности по борьбе...

В этой научной работе были рассмотрены основные способы борьбы с международным терроризмом. На основе анализа действий по предотвращению и ликвидации террористических угроз в Российской Федерации.

Значение Организации Объединенных Наций в борьбе...

международный терроризм, Совет Безопасности, США, борьба, международное сотрудничество, Совет Безопасности ООН, Россия, пресечение финансирования терроризма, заявление министров, Афганистан.

ШОС: проблемы обеспечения безопасности и противодействия...

Вопросы обеспечения и укрепления международного мира и безопасности стали, без сомнения, приоритетным направлением в международной деятельности как большинства государств, так и международных межправительственных организаций, в том числе и регионального характера.

Аспекты борьбы с экстремизмом в международном правовом...

В последнее время в контексте усилий по борьбе с терроризмом, проблема борьбы с экстремизмом рассматривается как отдельный вызов международной безопасности. Феномен экстремизма способен принимать различные формы, поэтому экстремизм является сложным...

Похожие статьи

Международный терроризм. Основные пути борьбы против...

В статье рассмотрена проблема международного терроризма, возможные причины этого явления. Приведены основные пути борьбы против терроризма. Рассмотрены меры, направленные на его предотвращение, реализуемые мировым сообществом.

Основные аспекты развития международного сотрудничества...

терроризм, террористическая деятельность, террорист, террористическая организация, информационное пространство, мнение экспертов, международный уровень, международный терроризм, исламский джихад...

Международно-правовое сотрудничество Российской...

Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в области предупреждения преступности.

В отношении других двенадцати антитеррористических международных конвенций и протоколов всеми признается задача-максимум — обеспечить универсальное...

Современные проблемы сотрудничества государств в борьбе...

Отсутствие общепризнанного определения терроризма не позволяет в полной мере осуществлять международное сотрудничество по его противодействию. В виду этого на настоящий момент международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом носит...

Участие Казахстана в международной борьбе с терроризмом

Казахстан считает, что международное сотрудничество в борьбе с терроризмом должно

Казахстан является членом ряда региональных антитеррористических структур, таких как АТЦ СНГ

8. Международная Конвенция о борьбе финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9...

Сотрудничество в области обеспечения безопасности и борьбы...

Эта справка дублирует справку Международной Конвенции по борьбе против финансирования терроризма.

Терроризм — один из самых строгих способов действий. Вот почему террористические подходы могут использоваться политическими силами и...

К вопросу о совершенствовании деятельности по борьбе...

В этой научной работе были рассмотрены основные способы борьбы с международным терроризмом. На основе анализа действий по предотвращению и ликвидации террористических угроз в Российской Федерации.

Значение Организации Объединенных Наций в борьбе...

международный терроризм, Совет Безопасности, США, борьба, международное сотрудничество, Совет Безопасности ООН, Россия, пресечение финансирования терроризма, заявление министров, Афганистан.

ШОС: проблемы обеспечения безопасности и противодействия...

Вопросы обеспечения и укрепления международного мира и безопасности стали, без сомнения, приоритетным направлением в международной деятельности как большинства государств, так и международных межправительственных организаций, в том числе и регионального характера.

Аспекты борьбы с экстремизмом в международном правовом...

В последнее время в контексте усилий по борьбе с терроризмом, проблема борьбы с экстремизмом рассматривается как отдельный вызов международной безопасности. Феномен экстремизма способен принимать различные формы, поэтому экстремизм является сложным...

Задать вопрос