Особенности «имени» речевого жанра отзыва потребителя в интернете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 октября, печатный экземпляр отправим 19 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 19.05.2019

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Шавлохова, Ф. В. Особенности «имени» речевого жанра отзыва потребителя в интернете / Ф. В. Шавлохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 581-583. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59172/ (дата обращения: 07.10.2022).



Рассмотрение особенностей жанра следует начать с точки зрения лингвистического подхода, т. е. исходя из семантики названия жанра.

Если обратиться к «Толковому словарю великорусского языка» В. И. Даля, то мы не обнаружим отдельной дефиниции для лексемы «отзыв», но ее определение можно найти в словарной статье, посвященной слову «отзывать»: «ОТЗЫВАТЬ, отозвать кого, откуда, вызывать, звать прочь, в сторону, в иное место. Я ныне отозван к обеду. Отзови собак, отмани их подальше…. отзов или отзыв, отзыв м. отзывка ж. об. действ. по глаг. О'тзыв, ответ. Напиши ему отзыв. Ни призыва, ни отзыва нет! Отзыв, отзов посла. Это одна пустая отзывка, отговорка. Об нем отзывы нехороши, дурно говорят. Отзывное письмо…» [2, с. 758].

Здесь слово «отзыв» стоит в одном синонимическом ряду со словом «ответ», т. е. он служил неким откликом на какое-либо событие, мнение, реплику и т. д.

Обращая внимание на этимологию слова, нетрудно обнаружить, что оно восходит к действительному глаголу «звать» (или зывать), т. е. нарекать, говорить. Образовано с помощью приставки «от» плюс основа глагола. Приставка «от» имеет значение «явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него, часто имеет ответное, противоположенное направление».

Сделаем вывод: отзыв — ответная, подобная, отталкивающегося от предыдущего, речевая единица.

С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» дает следующее определение слова «отзыв»: «ОТЗЫВ, -а, м. 1. Отзвук (в 1 знач.), эхо (устар.).

О. грома в горах. 2. То же, что отзвук (в 3 знач.). 3. Мнение о ком-чем-н., оценка кого-чего-н. Критический о. о книге. 4. Условный секретный ответ на пароль» [4, с. 666].

Стоит отметить, что в отличие от первого словаря, в данном больший акцент делается на оценочном характере отзыва. Значит, что может иметь эмоциональную окраску, как положительную, так и отрицательную. У значения слова могут появляться коннотации в зависимости от контекста.

Далее исследуем словарную дефиницию в «Большом толковом словаре русских существительных 21 века»:

Отзыв- 1. Оценка чего-либо, кого-либо.2. Перен. То же что и отклик [1, с. 211].

Итак, в этом словаре мы видим, что первым значением лексемы «отзыв» стала оценка. Таким образом, можно сказать, что семантика слова изменилась, в первую очередь внимание теперь обращается на оценочный характер «отзыва».

В энциклопедии-справочнике «Культура русской речи» отмечается: «Отзыв — это мнение о ком-либо или о чем-либо, представленный письменно или устно в виде высказывания или текста» [3, с. 474].

Итак, исходя из этого, мы можем говорить еще и о социокультурном, диалогическом значении «отзыва», вытекающем из значения слова, т. е. он влияет на общественную оценку того, о чем говориться в тексе. И возвращаясь к методологии Т. В. Шмелевой, которая уделяла этому вопросу большое внимание, делаем вывод: отзыв — оценочный жанр, цель которого дать понять отношение к чему-либо участникам общения (т. е. потребителя и производителя), используя принятую шкалу ценностей.

Теперь рассмотрим слова «потребитель».

В словаре В. И. Ожегова можно найти дефиницию слова «потребитель»: «ПОТРЕБИТЕЛЬ, -я, м, 1. Лицо или организация, потребляющие продукты чьего-н. производства. Запросы потребителя.

Защита прав потребителя. 2. перен. Человек, к-рый стремится жить, больше получая от других, чем отдавая им (неодобр.). Бездумная психология потребителя» [4, с. 544].

В словаре 21 века дано следующее определение:

«Потребитель, офиц. Человек (а также семья, коллектив) как член общества, использующий (потребляющий) продукт чьего-л. производства, чьей-л. деятельности (в том числе и свой)» [3, с. 211].

Таким образом, потребитель — это тот, кто потребляет, требует, т. е. на базе интересов которого создается та или иная продукция, тот, кто непосредственно пользуется товарами и услугами. И как раз для того, чтобы обозначить мнение потребителя, его оценку о том или ином товаре или услуге и было введено понятие «отзыв потребителя».

Сравним семантику слов «отзыв» и «рецензия».

«РЕЦЕНЗИЯ, -и, ж. Критический отзыв о каком-н. сочинении, спектакле, фильме. Р. на книгу или о книге. Отдать статью на рецензию. Отрицательная, положительная р. II прил. рецензионный, -ая, -ое» [4, с. 698].

Итак, из определения следует, что семантика «отзыва» гораздо шире, чем у слова «рецензия» даже потому, что отзыв оценка не только чего-либо,

Перейдем к целостному толкованию «имени жанра».

«Отзыв потребителя — речевое произведение, основанное на выражении эмоционально-оценочного отношения к приобретённому. Главным в отзыве является выражение личностного отношения к товару, аргументированная оценка продуктам, техники, качеству обслуживания и т.д» [5].

Сейчас отзыв потребителя — это неотъемлемая часть маркетинга, он помогает привлечь покупателя, теперь это не просто наименование, а знак качества. В связи с этим появилось множество рекламных слоганов с использованием определения этого «имени». Например, «Отзывы потребителей — наша гарантия качества» или «Отзыв потребителя — движущая сила деятельности» и др.

Итак, семантика имени жанра позволяет выделить следующие особенности:

− несомненный оценочный характер;

− социокультурная значимость как следствие (т. к. пользуется системой ценностей, принятых в обществе: «плохо», «хорошо», «дискомфортно», «неприемлемо»;

− диалогический характер жанра.

Итак, особенность «имени» этого жанра заключается в том, что в своей семантике оно носит диалогический смысл. Отзыв возникает как речевая «реакция» на что-либо и подразумевает под собой ответную, исходную из оценки (улучшение, изменение, обращение внимания), т. е. семантика подчеркивает его лингвистическую прагматику.

Литература:

  1. Бабенко Л. Г. Большой толковый словарь русских существительных: Издательство: «АСТ-Пресс Книга», 2009. — 864с.
  2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. — Издательство Русский язык, 1978. — 2736 с.
  3. Иванов Л. Ю. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник/ Иванов Л. Ю., Сковородников А. П., Ширяев Е. Н. и др. (редакторы). М.: Флинта: Наука, 2003. — 840 с.
  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
  5. http://fb.ru [Электронный ресурс]
Основные термины (генерируются автоматически): отзыв, Отзыв потребителя, значение слова, оценка, потребитель, слово, Толковый словарь.


Похожие статьи

Роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций...

Время от времени предпочтения потребителей могут меняться.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дано толкование слову

Оценка конкурентоспособности предприятия имеет большое значение в деятельности каждого предприятия.

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятия, прибыль, спрос, рынок, анализ

Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки

Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителя к сервису...

Сущность конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале...

Толковый словарь Ожегова. Способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам [3].

Иными словами, организация должна объективно, точно и своевременно анализировать потребности потребителя, как

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый.

Речевое воздействие в рекламе | Статья в журнале...

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает два значения этого слова

А чаще всего потребитель доверяет мнению большинства. Именно поэтому, находясь в оппозиции, он скорее засомневается в собственной правоте, нежели в правоте большинства.

Качество услуг обслуживающей организации... | Ключевые слова

Качество — согласованность с требованиями потребителя. Толковый словарь русского языка (Ожегов С. И.) [9. С. 270].

- возможность контроля объемов и качества работ (услуг) потребителями с помощью устанавливаемого порядка учета случаев предоставления услуг...

Анализ ассортимента и потребительских предпочтений мясных...

С целью оценки поведения потребителей в ТС «Подсолнух» был проведен анализ ассортимента и покупательских предпочтений на примере мясных полуфабрикатов. Ассортимент мясной продукции в данном магазине довольно широк и изменчив.

Оценка конкурентоспособности розничных торговых предприятий...

Направления оценки конкурентоспособности торгового предприятия, предложенные авторами можно объединить в следующие группы

Исходя из этого, для каждого формата необходимо предложить свои параметры оценки конкурентоспособности на конкретном рынке.

Соответствие организации потребительским предпочтениям...

Ключевые слова: потребительская лояльность, лояльность, методы оценки лояльности. В условиях развития современного рынка экономики, который отличается высоким уровнем конкуренции, немаловажную роль играет высокий уровень лояльности потребителей к фирме.

Имидж ресторана как фактор его конкурентоспособности

Ключевые слова:ресторанный бизнес, бренд, имидж, клиент, качество услуги, конкурентоспособность.

И, поскольку изменения во внешней среде отражаются на отношении общества в целом и потребителя, как члена этого общества в частности, появляется...

Похожие статьи

Роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций...

Время от времени предпочтения потребителей могут меняться.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дано толкование слову

Оценка конкурентоспособности предприятия имеет большое значение в деятельности каждого предприятия.

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятия, прибыль, спрос, рынок, анализ

Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки

Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителя к сервису...

Сущность конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале...

Толковый словарь Ожегова. Способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам [3].

Иными словами, организация должна объективно, точно и своевременно анализировать потребности потребителя, как

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый.

Речевое воздействие в рекламе | Статья в журнале...

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает два значения этого слова

А чаще всего потребитель доверяет мнению большинства. Именно поэтому, находясь в оппозиции, он скорее засомневается в собственной правоте, нежели в правоте большинства.

Качество услуг обслуживающей организации... | Ключевые слова

Качество — согласованность с требованиями потребителя. Толковый словарь русского языка (Ожегов С. И.) [9. С. 270].

- возможность контроля объемов и качества работ (услуг) потребителями с помощью устанавливаемого порядка учета случаев предоставления услуг...

Анализ ассортимента и потребительских предпочтений мясных...

С целью оценки поведения потребителей в ТС «Подсолнух» был проведен анализ ассортимента и покупательских предпочтений на примере мясных полуфабрикатов. Ассортимент мясной продукции в данном магазине довольно широк и изменчив.

Оценка конкурентоспособности розничных торговых предприятий...

Направления оценки конкурентоспособности торгового предприятия, предложенные авторами можно объединить в следующие группы

Исходя из этого, для каждого формата необходимо предложить свои параметры оценки конкурентоспособности на конкретном рынке.

Соответствие организации потребительским предпочтениям...

Ключевые слова: потребительская лояльность, лояльность, методы оценки лояльности. В условиях развития современного рынка экономики, который отличается высоким уровнем конкуренции, немаловажную роль играет высокий уровень лояльности потребителей к фирме.

Имидж ресторана как фактор его конкурентоспособности

Ключевые слова:ресторанный бизнес, бренд, имидж, клиент, качество услуги, конкурентоспособность.

И, поскольку изменения во внешней среде отражаются на отношении общества в целом и потребителя, как члена этого общества в частности, появляется...

Задать вопрос