Страх колдовства как фактор общественной активности в Новое время | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 октября, печатный экземпляр отправим 19 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 17.05.2019

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Кондрашина, Н. С. Страх колдовства как фактор общественной активности в Новое время / Н. С. Кондрашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 382-384. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59147/ (дата обращения: 07.10.2022).



Статья посвящена такому известному каждому человеку переживанию, как страх. Страхи сопутствуют человечеству на протяжении всего его существования, однако каждому историческому периоду свойственны свои, отличительные страхи. Новое время — это период в истории, когда главенствующую роль начинает играть страх колдовства. Именно он начинает определять жизнь общества, поступки его членов.

Ключевые слова: фобии, страх, Новое время, колдовство, общество.

Фобия в справочной литературе определяется как иррациональный неконтролируемый страх, устойчивые проявления различных страхов. Фобиями называют также иррациональные отношения неприязни, неприятия и ненависти к чему-либо. В этом случае страх как эмоция в этом случае присутствует в завуалированной форме.

Страхи сопровождают человека с древних времен. Различают страхи — очевидные и иррациональные, придуманные и оправданные. Страх имеет преимущественно отрицательное влияние на жизнь человека. Страхи, существующие в конкретном обществе, могут охарактеризовать это общество.

В большинстве случаев члены любого общества испытывают страх перед потусторонним миром. Иногда страх приобретает глобальный характер. Страх может способствовать развитию человека в процессе того, как человек изобретает методы защиты от него, так и тормозить человека загонять его в рамки, подавлять волю человека.

В различные периоды истории главенствовали различные фобии. В ходе исторического развития меняется устройство общество, и, как следствие, одни страхи уступают место другим.

Период Нового времени характеризуется проявлением новых страхов. Ранее Новое время это период с начала XVI до XVII века середины. Это время, когда в Западной Европе идет процесс становления индустриального общества. Изменения имели длительный период и происходили с разной интенсивностью в разных сферах жизни общества.

Не малую роль на жизнь общества в этот исторический период сыграли Великие географические открытия. Вместе с новыми открытиями в жизни людей входят и новые страхи и надежды. У людей меняется картина мира, что повлекло за собой смену эмоционального состояния.

Французский историк Ролан Мунье говорил следующее: «Семнадцатый век являлся эпохой кризиса, который затронул человека в целом, во всех сферах его деятельности — экономической, социальной, политической, религиозной, научной и художественной, все его существование на глубочайшем уровне его жизненных сил, его чувствования, его воли» [2; 8]. Особенностью этого периода является охватившее человечество состояние тревоги и страха перед грядущими переменами. «Это был дух, буквально потрясенный открывшейся изменчивостью всего и во всем — реалий окружающего мира и способа их рассматривать и познавать, изменчивостью истин, за исключением одной — истины сомнения, присущей собственному уму» [1; 318].

Обозначим три страха, которые главенствовали над человеком в период Нового времени, определяли его жизненный уклад и ценности.

Широкое распространение в период Нового времени имели страх смерти, страх конца света и страх колдовства. Страх смерти (танатофобия) и страх конца света сопровождают человека на протяжении всей его жизни. На протяжении всей истории смещались акценты, общество по-разному интерпретировало переход человека от жизни к смерти, рисовало самые невообразимые картины конца света, но эти страхи так или иначе были с человечеством на протяжении всего его существования. Но для Нового времени, особенно для его начального периода, наиболее специфичным является страх колдовства. Будучи актуальным для средневековья, страх колдовства достиг своего апогея в Новое время.

На XVI век пришелся пик интереса к ведьмам, колдунам, колдовству и т. д. На этот период приходится разложение традиционного общества, ослабление моральных принципов. Это стало отправной точной к массовой демономании. Люди ищут спасения в потустороннем и необъяснимом, поскольку общество сомневается в силе церкви, которая в этот момент испытывает переломный период. В 16 века сложился тот психологический климат в обществе, который способствовал появлению данных явлений. «Условия, подтолкнувшие определенную (кстати, не столь уж и большую) часть народа в объятия дьявола, были созданы благодаря усилиям и самой католической церкви, и воздействию идеологии Возрождения, и участию в этом некоторых деятелей Реформации, чья религиозная нетерпимость хорошо известна. Роль социально-экономических и политических факторов здесь также громадна. Люди, занимавшиеся колдовской практикой, вероятно, не были удовлетворены тем, что могла предоставить им официальная церковь в области духовных запросов; равно не довольствовались они и ренессансной идеологией и культурой, которая в массе своей была им чужда не только потому, что носила, главным образом, городской характер и, скорее всего, была им попросту неизвестна» [3] «ренессансный гуманизм... был идеологией Раннебуржуазной, то есть антифеодальной, а это значит — народной» [6; 35].

Колдовство как преступление против веры начинает проникать в общество с XIII века, поэтому церковнослужители ревностно защищали религию от данного явления. Однако, только спустя век появятся труды, в которых подробно описано демоны, шабаш ведьм и другие подобные вещи.

Характерной особенностью Нового времени является изменение взаимоотношений между людьми. Общеизвестно, что обвинения в колдовстве в большинстве случаев поступали от людей, находящихся с обвиняемыми в постоянном контакте, соседствующих. В этот период возникают многочисленные поговорки о соседях, как с положительным, так и с отрицательным контекстом. Например, «Коварный сосед своими делами с утра вам день испортит», «С добрым соседом и утро доброе» [5]. Обвинения в колдовстве в большинстве случаев поступали от соседей. Они подмечали, кто отклоняется от похода в церковь, кто мог сглазить, проходя мимо и т. д. Такое отношение зачастую объяснялось фактором ненависти. Судьи часто осознавали тот факт, что обвинения служили фактором мщения своему соседу. Но все же судьи стремились внушить мысль о страхе. Как следствие, это способствовало ужесточению мнительности, где знакомый воспринимался врагом.

Во многих странах Западной Европы в XVI-XVII веках идет процесс охоты на ведьм. Ученые задаются вопросом, почему же данное явление возникает в период просвещения и развития науки. Некоторые приходят к мысли, что это продолжение гонения ведьм и колдунов в эпоху средневековья. Другие опровергают данную точку зрения, аргументируя, тем что источники того времени говорящие о сожжении на кострах причастных к колдовству — это, по большому счёту фикция. Католическая церковь осуждала такое явление как колдовство, но в деревнях колдуны и колдунью гонению не подвергались. Таким образом справедливо высказывания А. Я. Гуревич: «гонения, начавшиеся в эпоху Реформации, были беспрецедентным явлением, которое нужно объяснять, исходя из условий именно этого времени, а не ссылаясь на многовековую традицию» [4].

Постепенно процесс, именуемый гонением ведьм, распространяется практически по всей Европе. Основанием для гонения в большинстве случаев являются донесения соседей, которые считали себя жертвами колдовства. Также для судей важным было выявить взаимосвязь обвиняемых с дьяволом. Для того, чтобы получить нужные показания были использованы пытки. Самой распространённой являлась пытка водой. Суть ее сводилась к тому, что ведьме связывали конечности и опускали в воду, если ведьма всплывала, то считалась виновной. Еще одной пыткой было чтение Библии, и если обвиняемый не плакал, то подтверждал свое взаимоотношение с дьяволом. Расследования и расправы регулярно инициировались как гражданскими, так и церковными властями. Эти два института поддерживали друг друга по данному вопросу на выгодных условиях. Светская власть помогала бороться с сатанинскими сектами. Так же колдовство становилось средством для устранения конкурентов в политике и со своими врагами.

В эпоху средних веков церковь выступала против магических суеверий. Церковь отвергала веру в ведьм и их существование. Но с XIII века изменяется отношение к ведьмам. Церковнослужители считают их существование правдивым, наделяя их умением творить зло. Это явление достигает пика в ХVI-XVII вв. в это время в обществе утверждается мысль об особом значение дьявола. Это период возникновением массовых фобий. Получить обвинения в колдовстве мог любой житель. Процесс сжигания проходил про большем количестве народа завершавшийся празднованием победы над нечистой силы. Сожжение ведьм способствовало снятию напряженности в обществе. С XVI в и до половины XVII в. на территории центральной и западной Европы увеличиваются процессы расправы над людьми причастных к колдовству. А пик данного процесса приходится на вторую половину XVI — первую четверть XVII вв.

Таким образом, люди в период Нового времени было более мнительным, чем в другие эпохи. Страх колдовства заставлял людей соблюдать правила общения, не проявлять несвойственный окружению склонностей и интересов.

Страх — одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Страх помогает избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Потому можно с полным основанием утверждать, что страх является неотрывным сопровождением человеческого развития.

Литература:

  1. Барг, М. А. Эпохи и идеи. М., 1987. С. 318.
  2. Барг, М. Л. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991. С. 8.
  3. Гиффорд, Джордж Диалог о ведьмах и колдовстве // Демонология эпохи Возрождения (XVI — XVII вв.) /Тимофеева М. А. — М.: Издательство «Российская политическая энциклопедия», 1995.
  4. Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М.: Искусство, 1990.
  5. Делюмо, Ж. Ужасы на Западе. Пер. Н. Епифанцева. — М.: Голос, 1994.
  6. Стам, С. М. Гуманизм и церковно-реформационная идеология / Культура эпохи Возрождения и Реформация. — Л. 1981. с. 35.
Основные термины (генерируются автоматически): страх, колдовство, большинство случаев, период Нового времени, время, западная Европа, общество, XIII века, XVI-XVII, исторический период.


Похожие статьи

Документально-историческая справка о пути развития...

В любое время существует страх перед неизвестным и естественно в этом случае начинает

Также, с этим на прямую был связан и страх того, что во время осуществляющейся «Охоты»

В своей статье я бы хотела подробнее рассмотреть другую сторону жизни знати XVII века, а...

Проблемы обучения по новому учебнику истории. Из опыта работы

В настоящее время содержание школьного исторического образования построено на научной основе

Русские земли в середине XIII — XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и

История нового времени. XVI-XVIIвв. От абсолютизма кпарламентаризму.

Терроризм: история и причины возникновения | Статья в журнале...

В XII-XIII веках религиозные авторитеты католической церкви фактически возвели в законное

Период между двумя мировыми войнами XX века характеризовался изменением географии и

Терроризм в послевоенное время становится практически глобальным явлением и переживает...

История специальной педагогики | Статья в сборнике...

2 революция (3 этап) — период классической науки Нового времени (ХVII-XVIII в. в.)

Теория и практика воспитания и обучения детей с дефектами слуха в странах Западной Европы

Это учреждения нового типа, называемые воспитательными домами, открывшиеся в Москве и...

Англосаксонская правовая система | Статья в журнале...

Эпоха средневековья (феодализма)— это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Западной Европе начинается после падения Западной Римской империи в 476г. Средние века — это эпоха возникновения, развития и...

О женщинах Новгородской земли в XIIIXVI вв. | Статья в журнале...

В исторической науке и общественном сознании долгое время утверждалась идея о том, что традиционным для русского общества является негативное отношение к женщине, ущемление ее прав и личности.

Общественно-философская мысль в Средней Азии (XVIXVII в.)

Первый представлен крупными философами своего времени

В XVI-XVII вв. с развитием государства Бабура и Бабуридов культурное общение этих

XVI-XIX века по сравнению с предыдущим периодом были менее благоприятными для развития точных наук в Средней Азии.

Проблема взаимоотношений испанцев и арабов в Испании XV-XVI...

Ко времени завоевания испанцами Гранады начался, если так можно выразиться, массовый переход

Таким образом, видно, что обращение арабов в новую религию происходило лишь в том

О женщинах Новгородской земли в XIIIXVI вв. Средиземноморская торговля в XIII–XIV вв.

Взаимодействие человека и культуры в период эпохи Возрождения

Эпоха Ренессанса (Возрождения) — отрезок времени (XIV — XVI века) в истории европейских государств, связанный с образованием новой картины мира, которая несла в себе гуманистическую направленность. Родиной эпохи Ренессанса стала страна с Апеннинского...

Похожие статьи

Документально-историческая справка о пути развития...

В любое время существует страх перед неизвестным и естественно в этом случае начинает

Также, с этим на прямую был связан и страх того, что во время осуществляющейся «Охоты»

В своей статье я бы хотела подробнее рассмотреть другую сторону жизни знати XVII века, а...

Проблемы обучения по новому учебнику истории. Из опыта работы

В настоящее время содержание школьного исторического образования построено на научной основе

Русские земли в середине XIII — XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и

История нового времени. XVI-XVIIвв. От абсолютизма кпарламентаризму.

Терроризм: история и причины возникновения | Статья в журнале...

В XII-XIII веках религиозные авторитеты католической церкви фактически возвели в законное

Период между двумя мировыми войнами XX века характеризовался изменением географии и

Терроризм в послевоенное время становится практически глобальным явлением и переживает...

История специальной педагогики | Статья в сборнике...

2 революция (3 этап) — период классической науки Нового времени (ХVII-XVIII в. в.)

Теория и практика воспитания и обучения детей с дефектами слуха в странах Западной Европы

Это учреждения нового типа, называемые воспитательными домами, открывшиеся в Москве и...

Англосаксонская правовая система | Статья в журнале...

Эпоха средневековья (феодализма)— это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Западной Европе начинается после падения Западной Римской империи в 476г. Средние века — это эпоха возникновения, развития и...

О женщинах Новгородской земли в XIIIXVI вв. | Статья в журнале...

В исторической науке и общественном сознании долгое время утверждалась идея о том, что традиционным для русского общества является негативное отношение к женщине, ущемление ее прав и личности.

Общественно-философская мысль в Средней Азии (XVIXVII в.)

Первый представлен крупными философами своего времени

В XVI-XVII вв. с развитием государства Бабура и Бабуридов культурное общение этих

XVI-XIX века по сравнению с предыдущим периодом были менее благоприятными для развития точных наук в Средней Азии.

Проблема взаимоотношений испанцев и арабов в Испании XV-XVI...

Ко времени завоевания испанцами Гранады начался, если так можно выразиться, массовый переход

Таким образом, видно, что обращение арабов в новую религию происходило лишь в том

О женщинах Новгородской земли в XIIIXVI вв. Средиземноморская торговля в XIII–XIV вв.

Взаимодействие человека и культуры в период эпохи Возрождения

Эпоха Ренессанса (Возрождения) — отрезок времени (XIV — XVI века) в истории европейских государств, связанный с образованием новой картины мира, которая несла в себе гуманистическую направленность. Родиной эпохи Ренессанса стала страна с Апеннинского...

Задать вопрос