Русская гастрономия: путь к сердцу и кошельку китайского туриста в Москве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 16.05.2019

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Биберина, М. В. Русская гастрономия: путь к сердцу и кошельку китайского туриста в Москве / М. В. Биберина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59069/ (дата обращения: 25.04.2024).



Туризм остается одним из самых быстрорастущих секторов экономики в мире, который обеспечивает 10 % всемирного ВВП, 7 % глобального экспорта и каждое десятое рабочее место.

2017 год стал Международным годом устойчивого туризма — глобального признания потенциала сектора, который может привести к экономическому росту, социальной интеграции, сохранению культуры и окружающей среды. Максимизация социальных и экономических выгод от туризма при минимизации любого негативного воздействия на принимающие сообщества и окружающую среду — всеобъемлющая и общая цель для всего туристического сообщества. Проект ЮНВТО «Tourism and sustainable development goals — journey 2030» обозначил 17 универсальных целей устойчивого развития. Одна из целей — к 2030 году разработать и внедрить политику устойчивого туризма, который создает рабочие места и продвигает местную культуру и продукты [2].

По данным UNWTO, 2018 год вновь стал рекордным для международного туризма. Туристы во всем мире в 2018 г. совершили в общей сложности 1,4 млрд поездок, на 6 % больше, чем в 2017 году. Ранее ожидалось, что этот рубеж будет пройден только в 2020 году [9].

Значительный вклад в мировой рост туристских прибытий вносит Китай. По данным Министерства культуры и туризма КНР в 2018 году, в целом, китайский выездной туризм приблизился к отметке 150 млн человек. Китай также возглавляет ТОП-5 стран, туристы которых больше всего тратят на туризм. Так в 2017 расходы на поездки и покупки (без учета международных перевозок туристов) составили порядка 258 млрд долл., опередив США, Германию, Великобританию и Францию [1] (см. рис. 1).

C:\Users\Светлана Коростелева\Desktop\картинки\Dessertaciya2-01.jpg

Рис.1

Китай стабильно занимает первую позицию и по общим показателям въезда иностранных туристов в Россию. Число китайских туристов, прибывших в Россию в 2018 году, приблизился к отметке 1,7 млн человек, при этом рост турпотока по сравнению с 2017 годом составил более 14 %. [3] Отношение общего числа въездных туристских поездок в РФ и числа въездных поездок из Китая, за период с 2014 по 2018 годы представлены ниже (см. рис. 2).

C:\Users\Светлана Коростелева\Desktop\картинки\Dessertaciya2-02.jpg

Рис. 2

По оценкам экспертов, прямые поступления от китайского въездного туризма в Россию в 2017 году составили 120 млрд рублей: около 40 млрд рублей пришлись на сферу международных перевозок, 14,7 млрд рублей — на железнодорожное сообщение, 6,5 млрд рублей — на предприятия общественного питания, 2,5 млрд рублей — на музеи и другие объекты показа [8].

Китайский выездной туризм становится все более разнообразным по цели и формату путешествий. Однако основная часть турпотока из Китая в РФ по-прежнему формируется за счет организованных туристических групп, посещающих Россию по безвизовому обмену. При этом, большинство китайских туристов по-прежнему въезжают в европейскую часть нашей страны через Москву или Санкт-Петербург и традиционно посещают обе российские столицы [7].

Заметим, что городской туризм — это мировой тренд. Подтверждением является исследование «City Tourism Performance Research», проведенное UNWTO/WTCF и опубликованное в 2018 году. Анализ показывает, что объем городского туризма в мире за последние 10 лет вырос на 50 %.

Туризм становится центральным элементом экономики и жизни населения городов. Он является мощным импульсом развития городских территорий по всему миру, предлагая широкий спектр культурных, архитектурных, технологических, экологических практик и продуктов для досуга и бизнеса. Доход от туристического сектора в экономику территорий становится весомой долей в структуре их ВВП.

Однако, в рейтинге городов мира, больше всего зарабатывающих на туризме и вносящих вклад в ВВП, Москва находится только на 35-м месте (см. рис.1.3). Вклад туризма в ВВП Москвы эксперты оценивают в 5,4 млрд долл. США (1,6 % от ВПП всего города и 27,9 % от ВВП всего сектора туризма России). Возглавляют рейтинг два китайских города — Шанхай (35 млрд долл. США) и Пекин (32,5 млрд долл. США). На третьем месте идет Париж (28 млрд долл. США), на четвертом — Орландо (24,8 млрд долл. США) и Нью-Йорк (24,8 млрд долл. США). В ТОП-10 по наибольшему доходу от туризма так же вошли: Токио (21,7 млрд долл. США), Бангкок (21,3 долл. США), Мехико (19,7 млрд долл. США), Лас-Вегас (19,5 млрд долл. США), и замкнул десятку еще один китайский город Шэньчжэнь (19 млрд долл. США) [4].

Рис. 3

Феномен массовости китайского въездного туризма на данном этапе развития проявляет некоторые специфические особенности — на территории обеих столиц появляются закрытые объекты только для китайцев. В обеих столицах уже есть китайские рестораны, китайские магазины без вывесок, куда завозят группы туристов для питания и покупок. Содержат такие заведения местные китайцы, деньги не поступают в нашу экономику и уходят в «серую зону». Китайцы зачастую не пользуются услугами профессиональных гидов-переводчиков, а привлекают китайцев, проживающих или обучавшихся на территории РФ. Тем самым предлагая своим туристам контрафактный и/или низкокачественный продукт, без профессионального туристического сопровождения [6].

Российские эксперты отмечают, что китайский турист, приезжающий в Россию, становится все менее единообразным, начинает заявлять о себе новый тип туриста из Китая, так называемые «свободные независимые путешественники», которые стремятся к путешествиям вне организованных групп, и очень мобильны.

Безусловно, выявление целевой аудитории (ее мотивации, существующих и нарождающихся потребностей) на данном временном отрезке, а также в перспективе очень важный этап маркетинговых исследований. Тем не менее, важно, чтобы усилия, направленные на устойчивый рост турпотока из Китая, коррелировались с рекомендациями международной туристской организации и были направлены, в том числе и на максимизацию экономических выгод. И более того, бизнесу важно занять проактивную позицию: формировать у китайского туриста новые потребности и удовлетворять их.

Вклад туризма в экономику территорий можно рассматривать через призму прямых эффектов: затраты иностранных туристов на оплату услуг, связанных непосредственно с туризмом (услуги туроператоров и турагентств, коллективных средств размещения, транспортных компаний) и косвенных эффектов: затраты туристов на товары и услуги организаций в смежных отраслях, деятельность которых не связана исключительно с туризмом, в том числе предприятий общественного питания.

Популярные московские музеи, присоединившиеся к Программе China Friendly, отмечают рост посещаемости иностранными, в т. ч. китайскими, гостями в 2018 году. От туристического бизнеса постоянно исходят запросы к музеям на прием большего числа туристов, но физические возможности музеев и пределы антропогенной нагрузки на культурные ценности ограничены.

В то же время все, что связано с едой, национальным праздниками, анимацией ресторанных застолий и т. п. является практически безграничным ресурсом для межкультурных коммуникаций и туризма. Однако на сегодня к программе China Friendly Москвы присоединилось всего 9 ресторанов из более 15-ти тысяч кафе и ресторанов города.

Известно, что в процессе межкультурной коммуникации каждый человек одновременно решает две проблемы: стремится сохранить свою культурную идентичность и включиться в чужую культуру. Очевидно, что через национальную кухню, как один из пластов культуры России, иностранцы приобщаются и вовлекаются в процесс межкультурного общения. Ресторанный сегмент также заинтересован в дополнительной выручке от притока иностранных туристов, и далее, через налоговые поступления, этот бизнес-сегмент мог бы вносить свой вклад в долю ВВП Москвы от туризма в целом. Ресторанный бизнес Москвы смог оценить все преимущества такого взаимодействия в период ЧМ-2018 по футболу. Заметим, что в те дни спрос явно превышал предложение, и единственным конкурентным преимуществом ресторана (паба, кафе) являлось наличие телевизионных экранов, транслирующих матчи, и не требовало дополнительных маркетинговых усилий и затрат.

Применительно к потоку гостей их Китая, рестораны могли бы занять более активную позицию для решения своих маркетинговых задач по привлечению этой массовой аудитории в тесном взаимодействии со смежными бизнес-сегментами. Важно не просто констатировать феноменальный рост турпотока из КНР, но и прагматично управлять им, создавая возможности для города и предприятий туриндустрии на этом зарабатывать. Чтобы усилия, направленные на устойчивый рост турпотока из Китая, коррелировались с рекомендациями международной туристской организации и были направлены, в том числе и на максимизацию социальных и экономических выгод.

Литература:

  1. Annual report UNWTO 2017 [Электронная версия] / Официальный сайт ЮНВТО — Электрон. дан. — Режим доступа https://www2.unwto.org/publication/unwto-annual-report-2017
  2. Tourism and the Sustainable Development Goals — Journey to 2030, UNWTO [Электронная версия] / Официальный сайт ЮНВТО — Электрон. дан. — Режим доступа http://www2.unwto.org/publication/tourism-and-sustainable-development-goals-journey-2030
  3. Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики — Электрон. дан. — Режим доступа http://www.gks.ru
  4. Рейтинг городов мира, больше всего зарабатывающих на туризме, 30 октября 2018 г. [Электронный ресурс] / Федеральное информационное агентство REGNUM — Электрон. дан. — Режим доступа https://regnum.ru/news/2510263
  5. City Tourism Performance Research UNWTO/WTCF, 2017 UNWTO [Электронная версия] / Официальный сайт ЮНВТО — Электрон. дан. — Режим доступа http://publications.unwto.org/publication/unwtowtcf-city-tourism-performance-research
  6. Общероссийский государственный телевизионный канал «Культура»: «Россия. Новые туристические маршруты», эфир 04.04.2018 [Электронный ресурс] / Телепрограмма «Наблюдатель», — Электрон. дан. — Режим доступа https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20918/episode_id/1804460/video_id/1890224/
  7. https://www.russiatourism.ru/news/16090/
  8. http://www.visit-russia.ru/ — сайт туристической ассоциации «Мир без границ»
  9. https://www.vestifinance.ru/articles/113442
Основные термины (генерируются автоматически): США, Китай, млрд рублей, Россия, UNWTO, долл, млрд, Москва, туризм, турист.


Похожие статьи

Сравнительный анализ состояния туристских отраслей в странах...

Согласно рекомендациям Всемирной туристической организации (UNWTO), туристами

США) до 5,5 млрд лари (2 млрд долл.

Привлечению иностранных туристов способствует визовая политика: гражданам 94 стран не требуется получать визы для приезда в Грузию.

Современные тенденции и перспективы развития международного...

Согласно долгосрочному прогнозу UNWTO в период между 2010 и 2030 гг. количество международных туристов будет возрастать ежегодно на 3,3 % и к 2030 г. число достигнет 1,8 млрд чел. В 2016 году наблюдается тенденция роста международных прибытий...

Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы

Россия, международный туризм, CNN, США, мировой экспорт, туризм, Китай, внутренний туризм, въездной туризм, мировая экономика.

Современные тенденции и перспективы развития международного... UNWTO, международный туризм, США, Китай, Испания, Европа...

Современное состояние и тенденции развития туризма в мировой...

Современная индустрия туризма является одним из крупнейших секторов мировой экономики.

Туризм занимает значительное место и в международных отношениях: из 7 млрд. человек

Падение курса рубля в 2014 году привело к тому, что Россия стала одним из самых...

Современные тенденции развития международного туризма...

Для экономики России международный туризм также является одной из важных экономических сфер, обеспечивая около 5,6 % валового внутреннего продукта страны (около 152 млрд. дол. США). Международный туризм выполняет также важную социально-экономическую функцию...

Онлайн-туризм: перспективы и прогнозы развития

В России общий объем рынка туризма равен 53 млрд. долл. Рынок онлайн-туризма составляет примерно 18 % от общей стоимости. В среднем поездка туриста — 450 долл., а бронирование онлайн-поездок осуществляется примерно за 20–30 дней до путешествия.

Тенденции индустрии туризма в условиях современной...

В статье рассматриваются важнейшие аспекты индустрии туризма в условиях современной глобализации. Выявлены альтернативные и наиболее развивающиеся виды туризма, которые влияют на направленность туристических потоков. Выделены категории людей, которые в...

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

1 млрд рублей на строительство 1 км дороги по российским меркам сумма значительная.

Методологические затруднения. В рекомендациях ЮНВТО для подсчета туристических потоков есть такое понятие как «посетитель», которое является родовым понятием для таких понятий...

Развитие внутреннего туризма России в условиях экономических...

Китай, россия, КНР, турист, культурная специфика, китайский язык, китайский турист, Юго-Восточная Азия, внутренний туризм, выездной туризм. Значение туризма в мировой экономике | Статья в журнале... Так, согласно оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям...

Похожие статьи

Сравнительный анализ состояния туристских отраслей в странах...

Согласно рекомендациям Всемирной туристической организации (UNWTO), туристами

США) до 5,5 млрд лари (2 млрд долл.

Привлечению иностранных туристов способствует визовая политика: гражданам 94 стран не требуется получать визы для приезда в Грузию.

Современные тенденции и перспективы развития международного...

Согласно долгосрочному прогнозу UNWTO в период между 2010 и 2030 гг. количество международных туристов будет возрастать ежегодно на 3,3 % и к 2030 г. число достигнет 1,8 млрд чел. В 2016 году наблюдается тенденция роста международных прибытий...

Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы

Россия, международный туризм, CNN, США, мировой экспорт, туризм, Китай, внутренний туризм, въездной туризм, мировая экономика.

Современные тенденции и перспективы развития международного... UNWTO, международный туризм, США, Китай, Испания, Европа...

Современное состояние и тенденции развития туризма в мировой...

Современная индустрия туризма является одним из крупнейших секторов мировой экономики.

Туризм занимает значительное место и в международных отношениях: из 7 млрд. человек

Падение курса рубля в 2014 году привело к тому, что Россия стала одним из самых...

Современные тенденции развития международного туризма...

Для экономики России международный туризм также является одной из важных экономических сфер, обеспечивая около 5,6 % валового внутреннего продукта страны (около 152 млрд. дол. США). Международный туризм выполняет также важную социально-экономическую функцию...

Онлайн-туризм: перспективы и прогнозы развития

В России общий объем рынка туризма равен 53 млрд. долл. Рынок онлайн-туризма составляет примерно 18 % от общей стоимости. В среднем поездка туриста — 450 долл., а бронирование онлайн-поездок осуществляется примерно за 20–30 дней до путешествия.

Тенденции индустрии туризма в условиях современной...

В статье рассматриваются важнейшие аспекты индустрии туризма в условиях современной глобализации. Выявлены альтернативные и наиболее развивающиеся виды туризма, которые влияют на направленность туристических потоков. Выделены категории людей, которые в...

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

1 млрд рублей на строительство 1 км дороги по российским меркам сумма значительная.

Методологические затруднения. В рекомендациях ЮНВТО для подсчета туристических потоков есть такое понятие как «посетитель», которое является родовым понятием для таких понятий...

Развитие внутреннего туризма России в условиях экономических...

Китай, россия, КНР, турист, культурная специфика, китайский язык, китайский турист, Юго-Восточная Азия, внутренний туризм, выездной туризм. Значение туризма в мировой экономике | Статья в журнале... Так, согласно оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям...

Задать вопрос