Элективный курс как неотъемлемый компонент профильного обучения в старшей школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 19.05.2019

Статья просмотрена: 273 раза

Библиографическое описание:

Садыкова, Т. Р. Элективный курс как неотъемлемый компонент профильного обучения в старшей школе / Т. Р. Садыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 503-507. — URL: https://moluch.ru/archive/258/58656/ (дата обращения: 19.04.2024).



Данная статья посвящена рассмотрению сущностных особенностей элективного курса как необходимой составляющей профильного обучения в старшей школе: проанализированы принципы, цели, задачи и направления профильного обучения в средней (полной) общеобразовательной школе. Приведен пример аннотации и тематического планирования нескольких уроков авторского элективного курса: «Введение в историю Великобритании (эпоха Тюдоров)».

Ключевые слова: элективный курс, профиль, принципы профильного обучения, аннотация, тематическое планирование.

The article deals with the analysis of essential peculiarities of an elective course as a necessary component of the core learning in high school: the principles, aims, tasks and ways of core learning in high school are analyzed. The example of annotation and topic planning of an authorial elective course: «Introduction to the history of the United Kingdom (the Tudor’s Dynasty) is shown.

Key words: elective course, core component, the principles of an elective course, annotation, topic planning.

Особенностью средней (полной) общеобразовательной школы является профильный характер обучения, который предусматривает профориентационную парадигму образования: учащиеся получают возможность более глубокого изучения отдельного предмета (предметов) или дисциплин, относящихся к ним, с целью подготовки к своей будущей специальности и поступлению в выбранное Высшее учебное заведение. Целесообразно подчеркнуть, что неотъемлемой составляющей профильного обучения в старшей школе является элективный курс (далее ЭК), который является обязательным предметом по выбору и позволяет учащимся овладеть определенным набором компетенций, необходимых для будущей профессиональной самореализации и становления. ЭК предполагает более глубокое изучение какого-либо компонента выбранного профиля (филологический, социально-гуманитарный, естественно-научный профиль), приобщение к новому знанию, расширение кругозора, становление профессионального мировоззрения.

Важно заметить, что ЭК позволяет познакомиться с будущей специальностью более близко, что дает преимущество при поступлении в высшее учебное заведение, а также способствует начальной профессиональной подготовке, вторичной социализации и личностному становлению ученика.

В связи с изменениями в жизни нашего общества сменились ценностные ориентации и в качестве самой большей ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира [И. Л. Бим 2007: 10]. Выпускник образовательного учреждения должен уметь мыслить критически, объективно оценивать современную картину мира, уметь аргументированно доказывать свою точку зрения, подвергать сомнению неизвестные факты действительности, уметь пользоваться новыми личностно-ориентированными технологиями обучения, быть готовым к межкультурному сотрудничеству, уметь избегать и преодолевать конфликты. Данные факторы обуславливают значимость иностранного языка как функционального средства коммуникации на международной арене.

Современное социально-политическое устройство мира, глобализация, расширение экономических связей с различными англоговорящими странами создали ситуацию, в которой владение английским языком является не только желательным, но и обязательным условием при приеме на работу, что подтверждает то, что английский языком является не только целью обучения, но и средством предпрофессиональной подготовки в старшей школе.

В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» профильное обучение старшеклассников рассматривается как система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда [Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: 2002].

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы отмечается: «Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования 2002: 3].

Концепция профильного обучения «преследует следующие основные цели:

− создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

− способствовать становлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

− расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общими и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования» [Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования 2002].

Что касается изучения иностранного языка в старшей школе, И. Л. Бим выделяет следующие цели профильного обучения ИЯ:

Рис. 1. Цели профильного обучения ИЯ [Бим 2007: 36]

И. Л. Бим выделяет следующие принципы профильного обучения [Бим 2007: 41–42]:

− Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (учет возможностей и потребностей школьников);

− Принцип социокультурной направленности (формирование культурной осведомленности);

− Принцип учета и развития профессиональной ориентации (интеграция иностранного языка с другой предметной областью);

− Принцип возрастания удельного веса самостоятельности (развитие автономии, сознательного отношения к организации учебной деятельности);

− Принцип опоры на имеющийся опыт обучения (развитие самообразовательных потребностей);

− Принцип продуктивности (совершенствование материальных продуктов учебной деятельности).

Далее приведем аннотацию разработанного нами авторского ЭК:

Аннотация к элективному курсу «Введение в историю Великобритании (эпоха Тюдоров)»

Предлагаемый курс на основе УМК «Страноведение Великобритании» / Great Britain Ю. Б. Голицинского предназначен для учащихся 10–11 классов филологического профиля, а также для учащихся 10–11 классов, желающих расширить свои познания в сфере истории Великобритании.

В последние годы все большее количество учащихся осознают роль английского языка как средства международного общения. В эпоху глобализации, расширения экономического и мирового пространства, все более актуальным становится вопрос осуществления успешной коммуникации с представителем иноязычной культуры.

Однако одного знания языка недостаточно для понимания национально-культурных особенностей, менталитета, религиозных представлений и традиций иной страны.

Для того, чтобы стать успешным участником иноязычного общения, становится необходимым иметь, как минимум, базовые знания и представления о культурно-исторической картине мира другого народа.

При обучении в классах филологического профиля учащимся необходимо понимать англоязычные историко-политические термины, знать ключевые исторические даты и политические фигуры, уметь охарактеризовать определенную эпоху, как в социальном, так и в политическом плане.

Перечисленные выше знания и умения важны не только для предпрофессиональной подготовки учащихся, но и для подготовки школьников к дальнейшей успешной и самостоятельной жизни в социуме.

Целью элективного курса является формирование у учащихся элементарной социокультурной компетенции, что позволит им приобщиться к культуре другого народа, расширить знания в области истории Великобритании.

Для достижения поставленной цели в рамках курса решаются следующие задачи:

− обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с отобранными темами, навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях;

− расширить культурный кругозор учащихся за счет познания исторической эпохи другой страны;

− развить умение аудирования посредством просмотра и анализа видеофрагмента по исторической тематике;

− развить умение говорения на основе прочитанного текста по заявленной тематике.

Курс рассчитан на 35 учебных часов и состоит из 5 тематических разделов, по 7 уроков каждый. При одном часе занятий в неделю курс будет длиться 35 часов в 10 или 11 классе.

В основе курса лежат следующие методические принципы:

− продуктивности (в ходе индивидуальной\ групповой проектной деятельности)

− индивидуализации (свобода выбора тем для проектной деятельности);

− деятельностно направленного обучения (выполнение проектов, активное участие в дискуссиях, самостоятельная работа);

− возрастание самостоятельности и автономии (по мере прохождения материала, учащимся предоставляется все большая свобода для самостоятельной деятельности).

Контроль результатов обучения иоценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении проектных заданий каждого тематического раздела, а также самими учащимися посредством самооценки и самоконтроля.

Далее продемонстрируем разработанное нами тематическое планирование нескольких уроков к данному ЭК:

Тематическое планирование ЭК: «Введение в историю Великобритании (эпоха Тюдоров)»

Номер урока: 10

Тема урока: «Генрих Восьмой как один из самых противоречивых королей Великобритании» (урок 1)

Фонетика: -

Лексика: Лексические единицы и выражения: ambiguous, assertive, controversial, obstinate, to lose temper, successor, predecessor, to keep emotions in check.

Грамматика: -

Говорение: Групповое обсуждение текста: «Генрих 8 как один из самых противоречивых королей Великобритании».

Чтение: Чтение текста: «Генрих 8 как один из самых противоречивых королей Великобритании».

Аудирование: -

Письмо: -

Языковой портфель: -

Номер урока: 25

Тема урока: «Правление Эдуарда Шестого» (урок 1)

Фонетика: -

Лексика: Лексические единицы и выражения: to lose ones parents, to be an orphan, to rule, to obtain power, to die young, a ruler, to get a crown, to be the most desirable child, the only begotten son, to be prone to illnesses, to be physically weak.

Грамматика: -

Говорение: Групповое обсуждение видеофрагмента: «Правление Эдуарда 6».

Чтение: -

Аудирование: Просмотр видеофрагмента: «Правление Эдуарда 6».

Письмо: -

Языковой портфель: -

Номер урока: 29

Тема урока: «Правление Марии 1» (урок 1)

Фонетика: -

Лексика: Лексические единицы и выражения: to be bloody, to be cruel, to execute people, to live in terror, to be devoted to Catholicism, to hate protestants, a relief, a disease, to keep someone in a tower, to imprison someone.

Грамматика: -

Говорение: Групповое обсуждение видеофрагмента: «Правление Марии 1».

Чтение: -

Аудирование: Просмотр видеофрагмента: «Правление Марии 1».

Письмо: -

Языковой портфель: -

Номер урока: 33

Тема урока: «Правление Елизаветы 1» (урок 1)

Фонетика: -

Лексика: Лексические единицы и выражения: a golden age, a wise ruler, to defeat Armada, to die a virgin, a virgin queen, a true benefactor, to benefit, to prosper, to achieve the main objective, the era of art and culture.

Грамматика: -

Говорение: Групповое обсуждение видеофрагмента: «Правление Елизаветы 1».

Чтение: -

Аудирование: Просмотр видеофрагмента: «Правление Елизаветы 1».

Письмо: -

Языковой портфель: -

Таким образом, можно подчеркнуть, что введение ЭК в контексте профильного обучения в старших классах позволяет повысить качество владения старшеклассниками иностранным языком, учесть профессиональные устремления, способствовать их развитию средствами иностранного языка и обеспечить большую преемственность между школьным языковым образованием и вузовским [Бим 2007: 18]. Введение профильного обучения дает возможность использовать иностранный язык не только как цель обучения, но и как средство, которое позволит углубить и расширить знание в любой другой предметной области.

Литература:

  1. Бим, И.Л.Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы / И. Л. Бим. — М.: Просвещение, 2007. — 168 с.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. — М., 2002.
  3. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования (проект): ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / при участии Ю. И. Дик, И. А. Сасова, С. Н. Чистякова. — М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): профильное обучение, иностранный язык, элективный курс, номер урока, общеобразовательная школа, старшая школа, тематическое планирование, урок, языковой портфель, Групповое обсуждение видеофрагмента.


Ключевые слова

профиль, элективный курс, аннотация, принципы профильного обучения, тематическое планирование

Похожие статьи

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать...

Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации...

Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс.

2. Горегляд, О. Л. Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе.

Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения...

Поскольку обязательное обучение английскому языку в обычной общеобразовательной школе

На первых уроках необходимо познакомить детей с сами понятием «языковой портфель», с

Языковой портфель — это неотъемлемая часть любого европейского ЯП...

Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения...

Целью использования метода дискуссии на уроках английского языка является возможность применения языковых/речевых знаний и навыков на практике

Морозова И. Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке...

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

Обучение иностранному языку в школе в современное время все больше ориентировано на развитие практических коммуникативных навыков, т. е

К их числу относится вопрос эффективности использования видеофильмов на уроках иностранного языка в средней школе.

Языковой Портфель как инновация современного иноязычного...

Данная статья посвящена проблеме использования технологии Языкового Портфеля в практике обучения иностранным языкам как одной из наиболее эффективных форм контроля и оценки результатов учащихся.

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках...

– Использование родного языка на уроках иностранного при изучении культуры страны изучаемого

Основной целью в процессе обучения иностранному языку в средней школе является

Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам [Текст]/ Г. В. Елизарова.

Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка во...

В школах Казахстана начат поэтапный переход на обновленное содержание образования. Важной составляющей обновления учебных программ является внедрение трехъязычного образования. Возможности использования внеурочной деятельности для развития...

К вопросу об обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается современные технологии обучения иностранным языкам в средней школе, использование которых позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранного языка и позволяет решать целый ряд дидактических задач.

Модель обучения иностранному языку для специальных целей...

Условно дисциплину «Профессиональный иностранный язык» можно разделить на две

Обсуждение осуществляется в форме деловых игр, презентаций, семинаров-дискуссий

Таким образом, в условиях интенсивной языковой подготовки в области профессиональной...

Похожие статьи

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать...

Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации...

Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс.

2. Горегляд, О. Л. Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе.

Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения...

Поскольку обязательное обучение английскому языку в обычной общеобразовательной школе

На первых уроках необходимо познакомить детей с сами понятием «языковой портфель», с

Языковой портфель — это неотъемлемая часть любого европейского ЯП...

Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения...

Целью использования метода дискуссии на уроках английского языка является возможность применения языковых/речевых знаний и навыков на практике

Морозова И. Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке...

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

Обучение иностранному языку в школе в современное время все больше ориентировано на развитие практических коммуникативных навыков, т. е

К их числу относится вопрос эффективности использования видеофильмов на уроках иностранного языка в средней школе.

Языковой Портфель как инновация современного иноязычного...

Данная статья посвящена проблеме использования технологии Языкового Портфеля в практике обучения иностранным языкам как одной из наиболее эффективных форм контроля и оценки результатов учащихся.

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках...

– Использование родного языка на уроках иностранного при изучении культуры страны изучаемого

Основной целью в процессе обучения иностранному языку в средней школе является

Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам [Текст]/ Г. В. Елизарова.

Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка во...

В школах Казахстана начат поэтапный переход на обновленное содержание образования. Важной составляющей обновления учебных программ является внедрение трехъязычного образования. Возможности использования внеурочной деятельности для развития...

К вопросу об обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается современные технологии обучения иностранным языкам в средней школе, использование которых позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранного языка и позволяет решать целый ряд дидактических задач.

Модель обучения иностранному языку для специальных целей...

Условно дисциплину «Профессиональный иностранный язык» можно разделить на две

Обсуждение осуществляется в форме деловых игр, презентаций, семинаров-дискуссий

Таким образом, в условиях интенсивной языковой подготовки в области профессиональной...

Задать вопрос