Социально-психологические факторы формирования имиджа руководителя предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 28.03.2019

Статья просмотрена: 1348 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Социально-психологические факторы формирования имиджа руководителя предприятия / Л. Э. Кузнецова, А. В. Храпов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 259-262. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57549/ (дата обращения: 01.05.2024).



Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования имиджа руководителя предприятия. Особое внимание уделено роли личности в формировании положительного имиджа руководителя. Показано влияние имиджа руководителя предприятия на эффективность его деятельности и деятельности трудового коллектива.

Ключевые слова: личность, имидж, руководитель, профессионально-важные качества, эффективность деятельности.

Деятельность любой организации определяется профессионализмом его персонала и в первую очередь — её руководителя. Не случайно изучение психологических и социально-психологических основ профессионализма современных руководителей различного уровня вызывает повышенный интерес отечественных исследователей.

Многочисленные публикации, выполненные в рамках психологии управления, социальной психологии (Д. В. Березин, А. В. Быков, Б. А. Душкова, Л. В. Минаев, Г. Н. Сартан, Я. В. Толмачев, А. А. Шестаков и др.), отражают уровень разработанности данной проблематики и убедительно свидетельствуют, что именно от профессионализма руководителя и особенностей его имиджа зависят не только внешняя конкурентоспособность организации на рынке, но и уровень корпоративной культуры, мера приверженности сотрудников к своей организации, мотивация трудовой деятельности, имидж организации и др.

Применительно к личности руководителя компании М. И. Колоскова рассматривает имидж как целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе, и ожиданиям, предъявляемым членами группы к руководителю. Основной проблемой, встающей перед руководителем, является проблема построения взаимоотношений с подчиненным ему коллективом и вышестоящим руководством. Эти взаимоотношения должны строиться так, чтобы способствовать налаживанию эффективной работы всего коллектива, достижению целей, поставленных перед организацией в целом [1].

Г. Н. Сартан показывает, что основной целью формирования имиджа является моделирование способа восприятия руководителя подчиненными, при котором он органично вписывается в систему ожиданий подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры.

На формирование имиджа руководителя влияют внешность, стиль поведения и стиль руководства. Внешность человека включает в себя не только внешний вид, но и способ самоотдачи, самопрезентации личности, во многом зависящий от коммуникативной компетентности человека. Стиль поведения показывает индивидуальность поведения и деятельности человека и обусловлен личностными особенностями и спецификой эмоционально-волевой сферы. Огромное значение в формирование стиля поведения имеет направленность личности и позиция по отношению к окружающим, речевые особенности: лексика и невербальное поведение. Стиль руководства является неотъемлемой чертой руководителя, и, в зависимости от используемого стиля руководителя, идет формирование имиджа.

Положительный имидж руководителя обусловлен направленностью личности руководителя. Согласно исследованиям В. М. Шепель руководитель, отличающейся активно-положительным типом установки по отношению к подчиненным, обладает авторитетом и положительным имиджом. Такой руководитель учитывает и деловые качества, и личностные особенности человека в постановке задачи и оценке деятельности подчиненных. Руководитель способен создать в коллективе благоприятный психологический климат, атмосферу инициативного и творческого поиска, влияющих на повышение эффективности совместной деятельности трудового коллектива.

Формированию положительного имиджа руководителя способствует властно-лидирующий стиль межличностного общения. Отношение руководителя к подчиненным строится на равном сочетании доминирования и дружелюбия с проявлением добросердечия, отзывчивости, требовательности [2].

Неэффективный руководитель отличается отрицательно-манипулятивным типом установки по отношению к подчиненным. Характерна категоричность в решениях, выводах и суждениях о других людях: непримиримость к недостаткам, склонность к авторитарному влиянию. Руководитель испытывает трудности в создании здорового психологического климата в коллективе, не способен создать атмосферу инициативного творческого поиска и обеспечить эффективность совместной деятельности педагогического коллектива. Преобладание прямолинейно-агрессивного стиля межличностного общения препятствует формированию положительного имиджа руководителя. Отношение такого руководителя к подчиненным характеризуется высоким уровнем доминирования и низким уровнем дружелюбия. Высокий уровень требовательности сочетается с низким уровнем уступчивости и доверчивости.

Формированию положительного имиджа руководителя способствует ряд профессионально-важных качеств: умение создавать эффективную управленческую команду, способность видеть перспективы развития своей организации, направленность на дело, сформированность ценностных ориентаций, самостоятельность и изобретательность в принятии управленческих решений, творческая активность и способность к нововведениям, оригинальность ума, быстрое реагирование на изменение ситуации, стрессоустойчивость, решительность и динамичность в своих поступках и мыслях и др. [3].

Существенное значение имеют такие черты характера руководителя, как определенность, цельность, уравновешенность, твердость. Определенность означает стабильное поведение руководителя в различных ситуациях; цельность — единство слова и дела, логичность поступков; уравновешенность — сдержанное, терпеливое отношение к людям, ровное поведении, умение контролировать себя; твердость — обязательное выполнение принятых решений, несмотря на возникающие препятствия [2].

Можно говорить о ведущей роли эмоционально-волевой саморегуляции в формировании имиджа руководителя.Успешные руководители, пользующиеся авторитетом у подчиненных, имеют высокий уровень волевой саморегуляции, настойчивости, стремление к завершению начатого дела, высокий уровень самообладания. Они характеризуются эмоциональной зрелостью, активностью, независимостью, самостоятельностью. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки.

Таким образом, имидж руководителя — это совокупность определённых качеств, которые люди ассоциируют с определённой индивидуальностью личности. Личность руководителя — это прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой социальную по своей природе систему качеств и мотивационно-потребностных отношений. Каждый руководитель предстает одновременно и как профессионал, и как личность, и как индивидуальность, но далеко не всякому удается стать субъектом профессионального развития, сформировать свой «адекватный» имидж. Изучение имиджа руководителя невозможно без исследования его профессионально-важных качеств, среди которых можно выделить способность к целеполаганию, планированию, разрешению конфликтов, стрессоустойчивость, тактичность, мотивационные, ценностные ориентации, интеллектуальные умения и др.

Литература:

  1. Кузнецова Л. Э. Теоретический анализ проблемы влияния социальной дистанции взаимодействия с подчиненными на формирование имиджа руководителя предприятия / Л. Э. Кузнецова, М. М. Коншина // Проблема безопасности человека в современном мире: сборник материалов по итогам научно-практической Всероссийской конференции, 11 апреля 2017 г. / под ред. А. М. Руденко [и др.] / Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты. — Новочеркасск: Лик, 2017. — С. 45–49.
  2. Кузнецова Л. Э. Эмпирическое изучение влияния социальной дистанции взаимодействия с подчиненными на имидж руководителя предприятия / Л. Э. Кузнецова, М. М. Коншина // Проблема безопасности человека в современном мире: сборник материалов по итогам научно-практической Всероссийской конференции, 11 апреля 2017 г. / под ред. А. М. Руденко [и др.] / Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты. — Новочеркасск: Лик, 2017. — С. 49–52.
  3. Минаева, Л. В. Имидж руководителя / Л. В. Минаева // Государственное управление. Электронный вестник. — 2003. — № 1. — С. 5–8.
Основные термины (генерируются автоматически): положительный имидж руководителя, руководитель, качество, корпоративная культура, межличностное общение, совместная деятельность, стиль поведения, стиль руководства, трудовой коллектив, формирование имиджа руководителя.


Похожие статьи

Составляющие имиджа руководителя дошкольной...

В статье рассмотрено значение имиджа для руководителя образовательного учреждения, условия формирования имиджа руководителя, рассмотрены личностные и профессиональные характеристики создания имиджа руководителя. Рассмотрен имидж руководителя на...

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

Качество имиджа — это не только психологический аванс, но и вполне внятные материальные инвестиции, которые образовательная организация может получить в перспективе. Именно тот образ, который складывается в глазах общественности об образовательной организации...

Стиль управления коллективом | Статья в журнале...

Стиль управления коллективом выступает в качестве своеобразной системы психологических воздействий руководителя по отношению к его подчиненным, а также возникающих между ними взаимодействий. Данная система разрабатывается в зависимости от особенностей тех задач...

Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля...

Имидж руководителя — это целостная, индивидуальная характеристика его личностных и профессиональных, которые в виде образа воспринимается членами коллектива и другими лицами, находящимися с ним во взаимодействии, как прямом, так и косвенном.

Влияние руководителя на развитие корпоративной культуры...

Без этих качеств невозможно представить себе успешного руководителя.

Авторитарный стиль руководства может быть оправдан на первой стадии развития, когда только

Такой стиль руководства уместен на второй стадии формирования коллектива, в это время...

Модель управления развитием корпоративной культуры...

Разрабатывая модель развития корпоративной культуры педагогов, мы опирались на понятие развития корпоративной культуры, которое мы понимаем как процесс созидания руководителем ценностей, определяющих жизнедеятельность учреждения, ценности которые...

Основные составляющие имиджа организации с позиции...

Имидж организации проанализирован, как внутренний имидж компании. Анализируются основные составляющие внутреннего имиджа организации.

Исследователи данной проблемы включают в структуру внутреннего имиджа компании корпоративную культуру, которая в...

Корпоративная культура дошкольного образовательного...

Стратегией руководителя сегодня является не только выживание, но и курс на процветание

Важнейшим фактором успеха в управлении имиджем и репутацией организации является

Чтобы поддерживать свой имидж на высоте, ДОУ активно участвует в различных проектах и...

Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного...

Усиливая конкурентоспособность ДОУ, корпоративная культура способствует повышению его имиджа, приобретению им хорошей репутации. Следует заметить, что, выбирая ДОУ для своих детей, родители руководствуются не столько его имиджем, сколько репутацией.

Похожие статьи

Составляющие имиджа руководителя дошкольной...

В статье рассмотрено значение имиджа для руководителя образовательного учреждения, условия формирования имиджа руководителя, рассмотрены личностные и профессиональные характеристики создания имиджа руководителя. Рассмотрен имидж руководителя на...

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

Качество имиджа — это не только психологический аванс, но и вполне внятные материальные инвестиции, которые образовательная организация может получить в перспективе. Именно тот образ, который складывается в глазах общественности об образовательной организации...

Стиль управления коллективом | Статья в журнале...

Стиль управления коллективом выступает в качестве своеобразной системы психологических воздействий руководителя по отношению к его подчиненным, а также возникающих между ними взаимодействий. Данная система разрабатывается в зависимости от особенностей тех задач...

Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля...

Имидж руководителя — это целостная, индивидуальная характеристика его личностных и профессиональных, которые в виде образа воспринимается членами коллектива и другими лицами, находящимися с ним во взаимодействии, как прямом, так и косвенном.

Влияние руководителя на развитие корпоративной культуры...

Без этих качеств невозможно представить себе успешного руководителя.

Авторитарный стиль руководства может быть оправдан на первой стадии развития, когда только

Такой стиль руководства уместен на второй стадии формирования коллектива, в это время...

Модель управления развитием корпоративной культуры...

Разрабатывая модель развития корпоративной культуры педагогов, мы опирались на понятие развития корпоративной культуры, которое мы понимаем как процесс созидания руководителем ценностей, определяющих жизнедеятельность учреждения, ценности которые...

Основные составляющие имиджа организации с позиции...

Имидж организации проанализирован, как внутренний имидж компании. Анализируются основные составляющие внутреннего имиджа организации.

Исследователи данной проблемы включают в структуру внутреннего имиджа компании корпоративную культуру, которая в...

Корпоративная культура дошкольного образовательного...

Стратегией руководителя сегодня является не только выживание, но и курс на процветание

Важнейшим фактором успеха в управлении имиджем и репутацией организации является

Чтобы поддерживать свой имидж на высоте, ДОУ активно участвует в различных проектах и...

Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного...

Усиливая конкурентоспособность ДОУ, корпоративная культура способствует повышению его имиджа, приобретению им хорошей репутации. Следует заметить, что, выбирая ДОУ для своих детей, родители руководствуются не столько его имиджем, сколько репутацией.

Задать вопрос