Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Символика цвета как особый аспект познания мира

Журналистика
1050
Поделиться
Библиографическое описание
Бакеева, Д. А. Символика цвета как особый аспект познания мира / Д. А. Бакеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 2. — С. 189-190. — URL: https://moluch.ru/archive/25/2624/.

«Только тому, кто любит цвет,

открывается его красота и внутренняя сущность.

Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданный ему он позволяет постичь свои тайны» (И. Иттен)

Цвет − это непременная составляющая визуального опыта и его восприятие меняется в зависимости от исторического периода и культурного контекста. Одни цвета люди видят, другие не замечают, одни опознаются и называются в языке, но со временем «исчезают», а другие, прежде настораживавшие и пугавшие, входят в моду и реабилитируются в глазах современников. При нормальных условиях информационно-энергетическое взаимодействие цвета с человеком может осуществляться одновременно на трех уровнях интеллекта: сознательном (дорожные, сигнальные знаки); подсознательном (красный − отвага, синий − разум) и бессознательном (красный ускоряет пульс, синий − замедляет и другие типы воздействия цвета). Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что «цвет − лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины» [1]. Культурологические и хроматические представления о цвете связаны не с конкретикой известных определений (типом цветообозначений, физическими параметрами красочного отражения, видом того или иного ощущения или воздействия и т.п.), а с возможностью их конкретизации в культурологии с помощью цвета как природного междисциплинарного средства моделирования открытых информационных систем. Такие практически никак не связанные друг с другом традиционные культуры, как Древний Египет и Китай, имели единые или весьма близкие цветовые обозначения. Так, например, если в Египте, на Крите и в Греции красным цветом в скульптуре и фресковой живописи обозначалось мужское тело, а желтым − женское, то в традиционном Китае красному цвету отвечал мужской принцип янь, а желтому − женский инь. По-видимому, семантика цвета является основной культурологической характеристикой, объединяющей людей по естественному семиотическому принципу цветового взаимодействия. Поскольку третья характеристика (чувства, эмоции) предполагает, что отношение подсознания к бессознательному проявляется, прежде всего, в цвете, то последний можно считать «неразделимым целым» между субъектом и объектом познания культуры. Именно это положение предполагает, что через эмоциональное отражение действительности можно выявить семантику неосознаваемого воздействия цвета, которое заключено в представлениях коллективного бессознательного, влияющего на глубину восприятия мира в цвете, канонизированном в традиционных культурах. Цветовая информация складывается из факторов, присущих в равной мере и передающему, и принимающему объекту. Можно сказать, что и образ, и цветоощущение приобретают значимость для интеллекта лишь в том случае, если входят в систему образов, рисующих в подсознании модель мира. Необходимо подчеркнуть подсознательное формирование и образов, и модели мира, поскольку к настоящему времени в науке накоплено достаточно доказательств в пользу того, что и зрительные, и более сложные (к примеру, сновидения) образы организуются на неосознаваемом уровне функционирования интеллекта. В современном цветоведении дискутируется проблема своеобразной узости цветовой гаммы древних и архаичных обществ в связи с тем, что отдельные факты приводили некоторых исследователей к выводам о неполноценности цветового зрения древних. Однако исследования традиционных культур свидетельствуют о полноценности цветового зрения их создателей и хранителей.

Так, желтый цвет ассоциируется с золотом, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, потустороннего мира. У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом. Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. Зеленый цвет у многих народов символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой − и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости). В средневековой Европе шуты носили зеленую одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки. В Австрии зеленый является наиболее популярным, а в Пакистане − изумрудно-зеленый.

Таким образом, древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие ученые. Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов этой проблемы.


Литература:

  1. Словари русского языка / Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.jiport.com/?sname=enc (дата обращения: 21.12.2010).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный