Газотурбинные установки имеют широкое применение в энергетике и транспорте газа.
Экономичность современных ГТУ достигла достаточно высоких пределов, их КПД находится в диапазоне 35-38%. Но в процессе эксплуатации иногда возникает необходимость подогревать рабочее тело на входе в ГТУ, что сказывается на выходных показателях и экономичности. Для оценки влияния подогрева воздуха на параметры ГТУ проводились испытания на ГПА Ц-6.3 с двигателем НК-12СТ.
Целью данных испытаний было определение мощностей, КПД, расходов топлива при включенном и отключенном обогреве ВОУ.
По данным полученным в ходе испытаний согласно документам [1] и [2] расчетным путем были получены следующие величины:
- Мощности
- КПД ГТУ
- Расходы топлива
Численные значения этих параметров представлены в таблице 1
Также по данным экспериментальных испытаний были построены графики зависимостей
- приведенной мощности ГТУ от приведенной температуры продуктов сгорания перед СТ,
- эффективного КПД ГТУ от приведенной мощности ГТУ.
Кривые зависимости представлены на рисунках 1 и 2
Расчетные параметры работы ГПА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1 | ||
№ п/п |
Параметр |
Разм. |
Режим 1 |
Режим 2 |
Режим 3 |
Режим 4 |
Режим 5 |
Режим 6 |
Режим 7 |
Режим 8 |
Режим 9 |
Режим 10 |
|
Параметры ГТУ |
|
обогрев открыт |
обогрев закрыт | ||||||||
1 |
Мощность на эксплуатационном режиме |
кВт |
5595 |
5347 |
5102 |
4905 |
5818 |
5596 |
5334 |
5112 |
4902 |
5876 |
2 |
Расход топливного газа на эксплуатационном режиме |
нм3/ч |
2614 |
2541 |
2463 |
2364 |
2724 |
2517 |
2463 |
2387 |
2310 |
2639 |
3 |
Эффективный КПД ГТУ на эксплуатационном режиме |
% |
23,0% |
22,6% |
22,3% |
22,3% |
22,9% |
23,9% |
23,3% |
23,0% |
22,8% |
23,9% |
4 |
Приведенная к нормальным условиям (Т=288 К, Ра=101 кПа) мощность на эксплуатационном режиме |
кВт |
5867 |
5615 |
5354 |
5145 |
6094 |
5960 |
5672 |
5425 |
5211 |
6230 |
Анализируя графики, представленные на рисунках 1 и 2, можно сказать, что в среднем отличие мощности при открыто и закрытом обогреве ВОУ составляет приблизительно 7-8%, разница КПД ГТУ несколько меньше и составляет примерно 0,7%.
Параллельно с обработкой экспериментальных данных проводилась теоретическая оценка влияния подогрева рабочего тела в ВОУ. Расчеты проводились в программе A2GTP разработанной на кафедре ТДУ СПбГПУ.
По результатам расчетов и экспериментальных данных
построены графики зависимостей влияния температуры на эффективную
мощность ГТУ и эффективный КПД ГТУ, причем построение графиков
происходило в относительных координатах.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Как видно из графиков представленные на рисунках 3 и 4 экспериментальные и расчетные кривые имеют сходный характер, и отличаются только углом наклона. Это отличие можно объяснить погрешностью измерения при проведении эксперимента и особенностями системы регулирования конкретного агрегата.
- Выводы
- Подогрев рабочего тела на входе в осевой компрессор отрицательно сказывается на выходных показателях ГТУ таких как мощность, КПД и ведет к перерасходу топливного газа, что подтверждается экспериментальными и расчетными исследованиями.
- Экспериментальные и расчетные кривые имеют одинаковый характер и достаточную сходимость, что позволяет применять расчетный метод для оценки влияния подогрева рабочего тела на выходные параметры ГТУ.
- Приведенная располагаемая мощность при подогреве рабочего тела в ВОУ уменьшается приблизительно на 7%, КПД на 0,7%.
- Литература:
- 1. ПР 51-31323949-43-99, ВНИИГАЗ. Методические указания по проведению теплотехнических и газодинамических расчетов при испытаниях газотурбинных ГПА.
- 2. ГОСТ 8.563.1-97. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. Измерение расхода и количества жидкостей и газов методом переменного перепада давления.