Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 17.03.2019

Статья просмотрена: 7364 раза

Библиографическое описание:

Гучанова, А. С. Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников / А. С. Гучанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 238-240. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57211/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: конструирование, лего, дети старшего дошкольного возраста, творческое мышление.

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию творческого мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является конструирование.

Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.

Любой конструктор «Лего» обладает очень важными для развития ребенка-дошкольника возможностями. Исследователь Н. Ю. Лавкина выделяет следующие преимущества Лего-конструкторов:

− широкие технические характеристики;

− многофункциональность;

− эстетический внешний вид;

− возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность» [2].

Все вышеперечисленные возможности говорят об универсальности Лего-конструкторов. Кроме того, они позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность. Исследователь Е. В. Фешина пишет: «Это дает детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа является оживленной, интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами» [4].

Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.

Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе. Для дошкольников старшей группы существует несколько Лего-конструкторов:

− LEGO Duplo. Эта серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.

− LEGO Dasta или LEGO Sistem. Данные конструкторы предназначены для детей с четырех лет и содержат стандартные блоки для строительства, так как дети среднего дошкольного возраста уже могут оперировать с подобными деталями. Для старшего дошкольного возраста конструктор выпускается в усложненной версии. Например, уменьшается размер деталей, что способствует развитию мелкой моторики рук, а это положительно влияет на общее мыслительное развитие ребенка.

− Лего-конструктор с элементами программирования WeDo. Конструктор предназначен для детей с четырех лет, он знакомит дошкольников с элементарными креплениями деталей, которые приводятся в движение при помощи программы, составленной на ПК.

− Лего-конструктор с элементами программирования RCX. Эта серия предназначена для детей с шести-семи лет. В ней можно не только собирать движущиеся модели, но и производить элементарные измерения: освещенности, температуры воды, температуры воздуха.

Для развития мышления дошкольников старшего возраста большую роль играет практическая значимость Лего-конструкторов, которая основана на том, что дети учатся строить по схемам. Кроме того, при обучении с опорой на Лего-конструирование можно решать и другие образовательные задачи, предусмотренные Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Используя конструкторы серии «Лего», педагог может ставить перед дошкольниками понятные для них цели и в то же время интересные им. Таким образом, в игре, не замечая того, они обучаются, приобретают необходимые знания, умения и навыки. Однако главное, на что направлено Лего-конструирование — это развитие мышления, развитие интеллектуальных способностей детей. А работа с конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к новому, к творчеству, к решению задач, а также развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремленность.

Но для более эффективного использования Лего-конструирования специалисты, изучающие этот вопрос, рекомендуют педагогам соблюдать условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста. Е. В. Фешина выделяет три таких условия.

Первым является создание для дошкольников среды, формирующей знания о конструкторской деятельности, развивающей навыки конструирования и конструкторские способности. Такая пространственная среда необходима для более эффективного развития мышления в рамках Лего-конструирования. Именно это является одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта, в котором эта среда определяется как «развивающая предметно-пространственная образовательная среда» [4].

Подобная среда для Лего-конструирования обязательно должна включать в себя: предмет деятельности дошкольников; персональные Лего-конструкторы; аналоги Лего-конструкторов; компьютерное и информационное оборудование (ноутбук, проектор или цифровая доска); дидактические материалы по Лего-конструированию.

Создание такой среды поможет педагогу добиться главной цели, о которой говорит исследователь Е. В. Фешина: «Активизация LEGO-конструирующей деятельности представляет собой такую организацию образовательного процесса в образовательной организации на основе LEGO-конструирования, при которой конструктор и дидактический материал к нему становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создает продукт собственного творчества» [4].

Одна из главных рекомендаций специалистов при работе с Лего-конструктором связана с предварительной работой. Воспитатели до начала конструирования должны познакомить детей с темой предстоящей деятельности, основными идеями будущего строительства. Полезно будет и обсудить с детьми предполагаемые результаты работы. При этом педагог не должен полностью раскрывать перед детьми содержание конструирования, а только направить мышление детей, чтобы они сами смогли воплотить свои задумки в жизнь.

Лего-конструирование помогает педагогам решить вопрос с личностно-ориентированным подходом к каждому ребенку. Ведь каждый дошкольник индивидуален в своем развитии: кто-то строит точно и быстро, кому-то надо помочь, кого-то стоит направить. Лего-конструирование поможет построить работу с дошкольниками таким образом, чтобы все дети справились с поставленной задачей, чтобы каждый ребенок получил свой результат. Это очень важно для дальнейшей мотивации детей к подобной деятельности. Например, воспитатель может предложить разным детям разные конструкторы, с большим или меньшим количеством деталей, с разной степенью трудности.

Очень важный момент при Лего-конструировании — это завершающий этап деятельности. Дошкольники обязательно должны презентовать продукт своего строительства, показать его сверстникам, воспитателю, родителям, рассказать о своей поделке. С этой целью можно организовать и выставку детских конструкторов, необходимо провести рефлексию Лего-конструирования.

Вторым, не менее важным условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при Лего-конструировании является его включение в различные виды деятельности:

− В образовательной деятельности. В данном случае Лего-конструкторы могут выступать в роли дополнительного материала — наглядного или практического.

− В самостоятельной деятельности. При самостоятельной деятельности детей Лего-конструкторы могут применяться в виде дидактической игры. При этом до начала конструирования педагог дает детям задание, ставит перед ними задачи и цели.

− В сюжетно-ролевой деятельности.

− В театрализованной деятельности.

− В совместной деятельности со сверстниками или взрослыми.

Лего-конструирование как средство развития творческого мышления дошкольников всегда должно проходить под руководством педагога, которое может быть как непосредственным, так и опосредованным. Это зависит от образовательных задач и от уровня развития дошкольников. В основном, это касается образовательной деятельности. Но и в самостоятельной деятельности дошкольников необходимо присутствие педагога, который может предложить воспитанникам дидактические игры с использование Лего-конструкторов, например: «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей); «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных признаков); «На что похож?» (развитие воображения дошкольников).

Широкое применение Лего-конструкторы находят и в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. Они могут выступать как заместители, что тоже способствует развитию мыслительных способностей дошкольников.

Третьим условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при Лего-конструировании является организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства.

Таким образом, Лего-конструирование по праву можно назвать не просто средством развития интеллектуальных способностей детей, а много функциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что-то новое и полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развить воображение и творческое мышление дошкольников.

Литература:

  1. Гоголева В. Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4–7 лет /В. Г. Гоголева.-Спб.: «Детство-пресс», 2010. –56 с.
  2. Лавкина Н. Ю. Программа дополнительного образования детей «ЛЕГО-СПЕКТРО» / Н. Ю. Лавкина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. — Режим доступа: http://nsportal.ru.
  3. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное образование. -2008. -No17, 18 (233). –С. 78–85.
  4. Фешина Е. В. LEGO конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е. В. Фешина. — М.: Сфера, 2011. — 345 с.
  5. Шайдурова Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности. Справочное пособие. — М. «ТЦ Сфера», 2008 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, LEGO, дошкольный возраст, детская деятельность, дошкольник, конструктивная способность детей, образовательная деятельность, старший дошкольный возраст, условие развития, базовый вид.


Похожие статьи

Развитие конструктивной деятельности детей старшего...

В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста является важной задачей современного образования.

Конструирование как способ формирования познавательного...

Одним из видов детской деятельности в непрерывном непосредственном образовательной процессе, а также в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет является конструирование. Обратившись к специализированному словарю «Философия...

Условия развития конструктивной деятельности детей...

Конструктивная деятельность дошкольников больше, чем другие виды деятельности

С целью развития конструктивных способностей специалисты предлагают разные

Стругаева В. В. Особенности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Таким образом, основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и

Продуктивная деятельность в дошкольном образовании называют деятельность детей

Климова С. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в...

Особенности развития инженерного мышления детей...

Развитие конструктивной деятельности детей старшего... старший дошкольный возраст, ребенок, детское конструирование, задача

изобразительная деятельность, детское творчество, ребенок, Гагарин, продуктивный вид деятельности, дошкольное детство...

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

Основой образовательной деятельности является игра как ведущий вид детской деятельности.

Внедрение LEGO-конструирования в образовательную деятельность дошкольников

LEGO — конструирование покажет детям не стандартные подходы к работе...

Особенности развития старших дошкольников в условиях...

ребенок, интегрированная деятельность, непосредственная образовательная деятельность, старший дошкольный возраст. Особенности развития старших дошкольников в условиях... ребенок, интегрированная деятельность, непосредственная...

Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет...

Со среднего возраста я знакомлю детей с лего-конструированием. Лего — это игровой феномен от латинского слова LEGO — собирать

Сравнительные результаты диагностического обследования по конструированию и речевому развитию дошкольников в возрасте 4–5 лет...

Освоение окружающего мира и формирование познавательных...

Лего-конструирование и образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития...

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста...

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой

Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.

Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к...

Похожие статьи

Развитие конструктивной деятельности детей старшего...

В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста является важной задачей современного образования.

Конструирование как способ формирования познавательного...

Одним из видов детской деятельности в непрерывном непосредственном образовательной процессе, а также в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет является конструирование. Обратившись к специализированному словарю «Философия...

Условия развития конструктивной деятельности детей...

Конструктивная деятельность дошкольников больше, чем другие виды деятельности

С целью развития конструктивных способностей специалисты предлагают разные

Стругаева В. В. Особенности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Таким образом, основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и

Продуктивная деятельность в дошкольном образовании называют деятельность детей

Климова С. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в...

Особенности развития инженерного мышления детей...

Развитие конструктивной деятельности детей старшего... старший дошкольный возраст, ребенок, детское конструирование, задача

изобразительная деятельность, детское творчество, ребенок, Гагарин, продуктивный вид деятельности, дошкольное детство...

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

Основой образовательной деятельности является игра как ведущий вид детской деятельности.

Внедрение LEGO-конструирования в образовательную деятельность дошкольников

LEGO — конструирование покажет детям не стандартные подходы к работе...

Особенности развития старших дошкольников в условиях...

ребенок, интегрированная деятельность, непосредственная образовательная деятельность, старший дошкольный возраст. Особенности развития старших дошкольников в условиях... ребенок, интегрированная деятельность, непосредственная...

Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет...

Со среднего возраста я знакомлю детей с лего-конструированием. Лего — это игровой феномен от латинского слова LEGO — собирать

Сравнительные результаты диагностического обследования по конструированию и речевому развитию дошкольников в возрасте 4–5 лет...

Освоение окружающего мира и формирование познавательных...

Лего-конструирование и образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития...

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста...

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой

Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.

Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к...

Задать вопрос