Типы стратегий развития деятельности образовательных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 07.02.2019

Статья просмотрена: 3245 раз

Библиографическое описание:

Счастливцев, А. К. Типы стратегий развития деятельности образовательных учреждений / А. К. Счастливцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 152-155. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56350/ (дата обращения: 24.04.2024).



Ключевые слова: общеобразовательное учреждение, конкурентная борьба, инновационная стратегия, стратегия развития.

Стратегическое управление общеобразовательным учреждением — современный подход, который представляет собой совокупность процессов стратегического планирования, реализации стратегии и стратегического контроллинга. Одной из главных задач стратегического управления является определение стратегии развития общеобразовательного учреждения.

Современные исследователи предлагают различные типы стратегий общеобразовательных учреждений. Так, А. М. Моисеев и О. М. Моисеева, основываясь на опыте работы с общеобразовательными учреждениями, выделяют следующую классификацию:

− стратегии для выживания, стабильного функционирования и развития;

− стратегии для обучения и внеклассной работы;

− стратегии для начальной, средней и старшей ступеней общеобразовательного учреждения;

− стратегии для программно-методического обеспечения;

− стратегии для диагностического сопровождения образовательного процесса;

− стратегии для кадрового обеспечения и работы с персоналом;

− стратегии для материально-технического и финансового обеспечения;

− стратегии для внешних связей общеобразовательного учреждения и его отношений с местным сообществом;

− стратегии для отношений с органами местной администрации и управления образованием;

− стратегии для системы управления общеобразовательным учреждением.

При этом авторы называют предложенные стратегии «частными» или «функциональными», отмечая, что они «служат для лучшего выполнения главной стратегии общеобразовательного учреждения» [5]. В другом случае А. М. Моисеев рассматривает стратегии с точки зрения жизнедеятельности общеобразовательного учреждения и выделяет: общие, образовательные, функциональные, инновационные (стратегии развития) [4].

О. Г. Тринитатская, рассматривая стратегии развития образования, говорит о равноправном сосуществовании двух стратегий управления — инновационной и традиционной [7]. При этом автор рассматривает предложенные стратегии не как альтернативные варианты стратегии развития, а как вполне совместимые элементы единой управленческой системы общеобразовательного учреждения.

Рассматривая общеобразовательные учреждения в развивающейся конкурентной среде можно сказать о том, что стратегия развития должна содержать в себе два независимых элемента: конкурентную и инновационную стратегию. По каждой из этих стратегий администрация общеобразовательного учреждения должна принимать отдельное управленческое решение, заключающееся в выборе одного из альтернативных вариантов. Подбирая необходимый альтернативный вариант, администрация, во-первых, самоопределяется в своих намерениях относительно изменения и развития внутренних инновационных процессов, во-вторых — в своих намерениях относительно конкурентов.

Взаимосвязь между различными видами стратегий общеобразовательного учреждения представлена на схеме (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь между различными видами стратегий общеобразовательного учреждения

На основе анализа литературных источников можно выделить три альтернативных варианта инновационной стратегии общеобразовательного учреждения, развивающегося в конкурентной среде.

  1. Стратегия укрепления (детальное изучение и погружение в имеющиеся инноваций, их преобразование на другие ступени образования или на другие компоненты образовательного процесса, что дает возможность укрепить преимущества, которые уже достигнуты в конкурентной среде).
  2. Стратегия усложнения (развитие и дополнение системы имеющихся инноваций принципиально новыми, но логично связанными с уже имеющимися инновациями или преобразование существующих инноваций в совершенно новую форму).
  3. Стратегия обновления (создание непосредственно новой инновации с самого начала). Предложенная стратегия применима, когда общеобразовательное учреждение прежде инновационной стратегии не имела; прежде реализованная концепция инноваций целиком вступила в стадию функционирования; существующая концепция инноваций достигла соответствующих установленных целей или ограничилась внутренними возможностями общеобразовательного учреждения (кадровый состав, материально-технические ресурсы, потеря или приобретение формального статуса и пр.); существующая концепция инноваций не привела к выполнению поставленных целей и достижению необходимого результата.

Проанализируем конкурентные стратегии общеобразовательных учреждений.

  1. Стратегия борьбы (готовность всегда отстаивать свои интересы, интенсивный поиск собственного пути, отказ от партнерства, неготовность удовлетворять интересы иных учреждений-конкурентов; готовность нести ответственность за решения, принимаемые в ходе конкурентной борьбы). Стратегия применима, когда: достаточно ресурсов, необходимо действовать быстро, нет выбора или нечего терять, результат конкурентной борьбы очень важен.
  2. Стратегия партнерства (общеобразовательное учреждение стремятся к взаимовыгодной совместной работе с другими учреждениями-конкурентами, склонны принимать во внимание интересы других, готовы нести полную или частичную ответственность за решения, принимаемые в ходе конкурентной борьбы). Стратегия применима, когда: достаточно времени для реализации стратегии, участники конкурентной среды осведомлены о возможностях и недостатках друг друга, у участников конкурентной среды есть инновационные идеи, которые они готовы предоставить для совместной работы, у общеобразовательного учреждения недостаточно ресурсов.
  3. Стратегия избегания (отказ как от соперничества, так и от партнерства; неготовность удовлетворять интересы других учреждений-конкурентов). Стратегия применима, когда: состояние конкурентной среды нестабильно и общеобразовательное учреждение затрудняется в выборе стратегического решения, нет необходимости в совместной работе с другими учреждениями-конкурентами, результат конкурентной борьбы не очень важен, взаимоотношения с участниками конкурентной среды очень напряженные, у других учреждений-конкурентов больше вероятность победить в конкурентной борьбе.
  4. Стратегия приспособления (неспособность защитить собственные интересы, стремление к взаимовыгодной совместной работе с другими учреждениями-конкурентами при максимальном учете интересов другой стороны; пассивность действий и неспособность принятия решения). Стратегия применима, когда: у общеобразовательного учреждения мала вероятность на победу в конкурентной борьбе; конкурентная борьба идет по незначительным направлениям; у других учреждений-конкурентов есть значительное превосходство.
  5. Стратегия соглашения (достижение договоренности о взаимных уступках). Стратегия применима, когда: недостаточно времени для реализации стратегии, не хватает преимуществ перед другими участниками конкурентной среды, устраивает недолговременное сотрудничество, возможность получить незначительный положительный эффект от сотрудничества лучше, чем проиграть в конкурентной борьбе.

Рассматривая совместно различные комбинации инновационных и конкурентных стратегий можно составить матрицу стратегий развития общеобразовательного учреждения:

Таблица 1

Матрица стратегий развития общеобразовательного учреждения

Конкурентная стратегия

Инновационная стратегия

укрепление

усложнение

обновление

Борьба

1 (УкБ)

6 (УсБ)

11 (ОбБ)

Партнерство

2 (УкП)

7 (УсП)

12 (ОбП)

Избегание

3 (УкИ)

8 (УсИ)

13 (ОбИ)

Приспособление

4 (УкПр)

9 (УсПр)

14 (ОбПр)

Соглашение

5 (УкС)

10 (УсС)

15 (ОбС)

Таким образом, согласно предложенной модели, существует 15 различных комбинативных пар «конкурентная стратегия» — «инновационная стратегия», т. е. 15 альтернативных вариантов стратегии развития общеобразовательного учреждения. Выбор стратегии развития при этом осуществляется как одна из 15 возможных альтернатив.

К сожалению, на практике выбор управленческого решения о разработке и внедрении в общеобразовательном учреждении той или иной инновации происходит чаще всего вне ее соотнесения с системой возможных вариантов стратегий, т. е. без предварительного построения системы альтернатив. В итоге выбор инноваций оказывается недостаточно обоснованным. Своевременная работа администрации общеобразовательного учреждения с предлагаемой моделью альтернативных вариантов стратегии развития позволит выстроить и систематизировать спектр возможных вариантов инновационного движения общеобразовательного учреждения на очередном этапе его развития. Выбор одного из альтернативных вариантов должен основываться на анализе данных о текущем состоянии общеобразовательного учреждения и анализе внешней конкурентной среды.

Литература:

  1. Кашпур В. В. Конкурентная борьба образовательных учреждений в современной России как поле управленческих стратегий: автореф. дис. канд. социол. наук. Саратов, 2007.
  2. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособ. — М.: Маркетинг, 2007.-86 c.
  3. Лебедев О. Е. Каким быть управлению образовательным процессом в нашей новой школе // Народное образование. 2010. № 5. С. 96–105.
  4. Моисеев А. М. Стратегическое управление школой // Народное образование. 2010. № 5. С. 69–74.
  5. Моисеев А. М., Моисеева О. М. Основы стратегического управления школой: учеб. пособие. М.:Центр пед. образования, 2008.
  6. Иванова М. Н. Стратегии развития образовательных организаций // Молодой ученый. — 2016. — № 28. —С. 421–423.
  7. Тринитатская О. Г. Управление развивающей средой инновационной школы: монография. Ростов: ИПК и ПРО, 2008.
  8. Фишман Л. И., Дудников В. В., Голуб Г. Б. Образовательное учреждение в конкурентной среде: разработка стратегии. Самара: Профи, 2002.
  9. Зыкова С. И. Стратегия развития образовательного учреждения // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательное учреждение, конкурентная борьба, конкурентная среда, стратегия, инновационная стратегия, стратегия развития, альтернативный вариант стратегии развития, реализация стратегии, взаимовыгодная совместная работа, образовательный процесс.


Похожие статьи

Стратегии развития образовательных организаций

Стратегическое планирование — процесс подготовки стратегии и основных методов их

Стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития

Фишман Л. И. Образовательное учреждение в конкурентной среде: разработка стратегии/ Л. И...

Стратегии управления интегрированной образовательной...

Матрица стратегий развития ОО. Таким образом, в соответствии с предложенной моделью, имеется 15 разных комбинативных пар «конкурентная стратегия» — «инновационная стратегия», т. е. 15 альтернатив стратегии формирования ОО СПО равно как и практически...

Стратегия развития образовательного учреждения

В статье рассматривается стратегия развития образовательного учреждения, как основная составляющая ее деятельности. Раскрывающая факторы влияющие на разработку стратегии образовательного учреждения.

Стратегия развития общеобразовательного учреждения...

Стратегии развития образовательных организаций в настоящее время необходимы для достижения результативности в конкурентоспособной среде и формирования позитивного имиджа образовательных организаций и в целом системы образования.

Этапы технологии разработки стратегии развития вуза

Оценка реализации стратегии. Структурированные результаты анализа технологии разработки стратегии развития ВУЗа и выявленные при этом проблемы представлены в таблице 1. Применительно к высшему учебному заведению миссия – это ясно сформулированное...

О подходах к формированию и реализации инновационной...

О подходах к формированию и реализации инновационной стратегии развития предприятия.

внутренняя оценка фирмы, оценка внешних возможностей, формулировка целей и выбор задач, решение о портфельной стратегии, конкурентная стратегия, создание...

Разработка стратегии развития организации | Статья в журнале...

В статье рассмотрены основные направления формирования стратегий организационного развития; проанализированы основные этапы процесса разработки стратегии развития организации.

Разработка стратегии развития организации | Статья в журнале...

Стратегия необходима для преодоления статичности в развитии организации, и для обеспечения

Стратегия — это выбор направления деятельности; во-вторых, как обобщение

При практическом применении базовых конкурентных стратегий необходимо придерживаться...

Формирование стратегии: теоретические основы

Стратегия является одним из ключевых условий успешного развития компании в условиях рыночной экономики. Ряд специалистов [1] трактует понятие «стратегия» как комплекс правил и приемов, целью которых является достижение конкурентного преимущества.

Похожие статьи

Стратегии развития образовательных организаций

Стратегическое планирование — процесс подготовки стратегии и основных методов их

Стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития

Фишман Л. И. Образовательное учреждение в конкурентной среде: разработка стратегии/ Л. И...

Стратегии управления интегрированной образовательной...

Матрица стратегий развития ОО. Таким образом, в соответствии с предложенной моделью, имеется 15 разных комбинативных пар «конкурентная стратегия» — «инновационная стратегия», т. е. 15 альтернатив стратегии формирования ОО СПО равно как и практически...

Стратегия развития образовательного учреждения

В статье рассматривается стратегия развития образовательного учреждения, как основная составляющая ее деятельности. Раскрывающая факторы влияющие на разработку стратегии образовательного учреждения.

Стратегия развития общеобразовательного учреждения...

Стратегии развития образовательных организаций в настоящее время необходимы для достижения результативности в конкурентоспособной среде и формирования позитивного имиджа образовательных организаций и в целом системы образования.

Этапы технологии разработки стратегии развития вуза

Оценка реализации стратегии. Структурированные результаты анализа технологии разработки стратегии развития ВУЗа и выявленные при этом проблемы представлены в таблице 1. Применительно к высшему учебному заведению миссия – это ясно сформулированное...

О подходах к формированию и реализации инновационной...

О подходах к формированию и реализации инновационной стратегии развития предприятия.

внутренняя оценка фирмы, оценка внешних возможностей, формулировка целей и выбор задач, решение о портфельной стратегии, конкурентная стратегия, создание...

Разработка стратегии развития организации | Статья в журнале...

В статье рассмотрены основные направления формирования стратегий организационного развития; проанализированы основные этапы процесса разработки стратегии развития организации.

Разработка стратегии развития организации | Статья в журнале...

Стратегия необходима для преодоления статичности в развитии организации, и для обеспечения

Стратегия — это выбор направления деятельности; во-вторых, как обобщение

При практическом применении базовых конкурентных стратегий необходимо придерживаться...

Формирование стратегии: теоретические основы

Стратегия является одним из ключевых условий успешного развития компании в условиях рыночной экономики. Ряд специалистов [1] трактует понятие «стратегия» как комплекс правил и приемов, целью которых является достижение конкурентного преимущества.

Задать вопрос