Разработка конкурентной стратегии развития предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 05.02.2019

Статья просмотрена: 2458 раз

Библиографическое описание:

Салимзаде, Ф. Т. Разработка конкурентной стратегии развития предприятий / Ф. Т. Салимзаде. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56263/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье анализируется сути и разработка конкурентной стратегии развития предприятий, перечислены задачи, элементы и этапы конкурентной стратегии. Основная цель расследование заключается в определении путей повышения эффективности и организации разработки стратегического планирования в предприятии.

Ключевые слова: предприятие, конкурент, стратегия, бизнес, организация.

Разработка и применение методологии и конкретных форм стратегического управления не есть результат лишь внутринаучной эволюции теории и методики управления. Их возникновение вызвано глубокими объективными причинами, вытекающими из изменения характера среды деятельности промышленных корпораций.

В настоящее время существенно повысилась роль стратегического поведения, которое позволяет предприятию выживать в условиях конкуренции в долгосрочном периоде.

Все предприятия в конкурентной борьбе должны не только концентрироваться на внутренней среде, но осуществлять разработку стратегии развития предприятия, позволяющей оперативно реагировать на изменения, которые происходят во внешней среде.

Актуальность создания и развития конкурентной стратегии обусловлено тем, что в настоящее время постоянно возрастает конкуренция за ресурсы, появляются новые возможности для предпринимательской деятельности, развиваются информационные сети, повышается доступность современных технологий и происходит изменение роли человеческого капитала.

Разработка конкурентной стратегии решает две главные задачи:

− должны быть отобраны и развернуты основные элементы базовой стратегии;

− необходимо установить конкретную роль каждого из подразделений предприятия при осуществлении стратегии и определить способы распределения ресурсов между ними.

Можно выделить следующие элементы конкурентной стратегии предприятия:

− миссия предприятия, которая выражает главное предназначение деятельности предприятия, на базе которой формируются его цели;

− конкурентные преимущества, формирование которых в значительной степени связано с выбором рынков сбыта продукции и ассортиментным перечнем;

− организация бизнеса, которую можно охарактеризовать метод разделения предприятия на небольшие подразделения;

− продукция, которая включает товары и услуги, предлагаемые предприятием на рынке;

− рынки, которые являются сферой обмена товарами;

− ресурсы, которые включают как текущие расходы предприятия, так и инвестиции;

− структурные изменения, которые заключаются в покупке и продаже предприятий;

− программы развития, которые направлены на развитие производственной деятельности, на расширение рынков продаж, увеличение деловой активности и др.;

− культура и компетентность управления, которые выступают в качестве индикаторов стратегии развития предприятия [2, c. 94].

− Создание и развитие конкурентной стратегии предприятия дает возможность руководителям:

− предвидеть основные направления развития предпринимательской деятельности;

− понимать и осуществлять отслеживание воздействия внешней среды на деятельность предприятия;

− осуществлять стратегический выбор и реализацию стратегии развития предприятия.

Процесс разработки конкурентной стратегии включает следующие этапы:

  1. Проведение анализа внутренней и внешней среды.
  2. Формирование миссии и целей развития предприятия.
  3. Осуществление выбора определенной стратегии.
  4. Реализация стратегии развития предприятия.
  5. Осуществление контроля за реализацией стратегии [11, c. 132].

Все разнообразие конкурентных стратегий может быть сведено к трем основным типам:

− стратегия стабильности;

− стратегия роста;

− стратегия сокращения [9, c. 224].

Стратегия стабильности — сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке.

Конкретным выражением этой стратегии могут быть усилия фирмы, направленные на то, чтобы избежать правительственного (государственного) контроля и (или) наказаний за монополизацию (способ действий, характерный для белорусских фирм-монополистов).

Стратегия роста — увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков. Чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией.

Характерно установление ежегодно значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года. Этой стратегии придерживаются фирмы, стремящиеся к диверсификации, с тем чтобы покинуть рынки, находящиеся в стагнации. Эта стратегия может быть направлена на внутреннюю или внешнюю среды.

Стратегия сокращения (последнего средства) реализуется тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике [6, c. 212].

В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения производства. Выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в предыдущем периоде.

Стратегии можно разделить на стратегии захвата, приспособления и выживания.

Стратегия захвата — эта стратегия адекватна развивающимся рынкам, благоприятным внешним условиям. Для нее характерны следующие основные цели: увеличение оборота; увеличение доли рынка; расширение сети; создание имиджа динамики [3, c. 143].

Стратегия приспособления адекватна для деятельности на рынках с высоким уровнем конкуренции, стабильного состояния экономики. При выборе этого варианта стратегии преследуются цели сохранения уровня прибыли и до ли рынка.

Стратегия выживания адекватна кризисному состоянию в экономике и банке. Само название стратегии определяет ее цели: выжить, смело встретить кризис, обрести свободу действий [1, c. 154].

Стратегии также можно разделить на базисные или эталонные, отражающие различные подходы к развитию предприятия.

Первая группа эталонных стратегий включает стратегии концентрированного роста. Сюда включаются следующие стратегии:

− стратегия усиления позиции на рынке;

− стратегия развития рынка;

− стратегия развития продукта.

Вторая группа эталонных стратегий включает стратегии бизнеса, предполагающие расширение деятельности предприятия за счет добавления новых структур. Это, так называемые, стратегии интегрированного роста:

− стратегия обратной вертикальной интеграции;

− стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

Третья группа эталонных стратегий состоит из стратегий диверсифицированного роста:

− стратегия центрированной диверсификации;

− стратегия горизонтальной диверсификации;

− стратегия конгломеративной диверсификации.

Четвертая группа эталонных стратегий включает стратегии сокращения целенаправленного сокращения бизнеса:

− стратегия ликвидации;

− стратегия «сбора урожая»;

− стратегия сокращения;

− стратегия сокращения расходов [7, c. 354].

В заключение главы можно сделать следующие выводы:

Под стратегией понимают определение основных долгосрочных целей и задач развития предприятия, утверждение курсов действий и распределения ресурсов для достижения этих целей.

Все разнообразие конкурентных стратегий может быть сведено к трем основным типам: стратегия стабильности; стратегия роста; стратегия сокращения.

Литература:

  1. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Дашков и К, 2012. — 369 с.
  2. Борсук, Н. В. Экономика предприятия: учебно-методический комплекс / Н. В. Борсук. — Брест: БрГУ, 2013. — 166 с.
  3. Волков, О. И. Экономика предприятия: учебное пособие / О. И. Волков, В. К. Скларенко. — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2013. — 262 с.
  4. Гарнов, А. П. Экономика предприятия: учебник / А. П. Гарнов, Е. А. Хлевная, А. В. Мыльник. — М.: Юрайт, 2014. — 302 с.
  5. Экономика предприятия: учебник / В. Я. Горфинкель [и др.]. — 6-е изд. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 663 с.
  6. Ивашенцева, Т. А. Экономика предприятия: учебник / Т. А. Ивашенцева. — М.: Кнорус, 2016. — 284 с.
  7. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдаева. — М.: Юрайт, 2015. — 435 с.
  8. Крум, Э. В. Экономика предприятия: учебное пособие / Э. В. Крум. — 2-е изд. — Минск: ТетраСистемс, 2013. — 192 с.
  9. Чайников, В. В. Экономика предприятия (организации): учебное пособие / В. В. Чайников. — 2-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 439 с.
  10. Нечитайло, А. И. Экономика предприятия: учебник / А. И. Нечитайло. — РнД: Феникс, 2016. — 414 с.
  11. Скляренко, В. К. Экономика предприятия: учебник / В. К. Скляренко. — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2014. — 344 с.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегия, стратегия сокращения, внешняя среда, конкурентная стратегия, рынок, стратегия роста, стратегия стабильности, конкурентная стратегия предприятия, предпринимательская деятельность, развитие предприятия.


Похожие статьи

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

стратегия, предприятие, конкурентная стратегия, рынок, конкурент, разработка стратегии, преимущество, наилучшая стоимость, конкурентная стратегия предприятия, стратегия сокращения.

Сущность и типология стратегий предприятий | Статья в журнале...

Функционирование любого субъекта экономической деятельности на протяжении всего периода протекания его жизненного цикла связано с постоянным взаимодействием с факторами внешней среды.

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

В статье представлен план конкурентной стратегии предприятия, ориентирующегося на рост результативности операционной деятельности.

Библиографическое описание: Курмантайулы Д., Никифорова Н. В. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные...

Конкурентная стратегия в системе управления... | Молодой ученый

Таким образом, стратегия предприятия представляет собой комплексный план деятельности, реализующий ее миссию и цели и ориентированный

В свою очередь, конкурентная стратегия — это план предприятия по обеспечению определенного уровня его конкурентоспособности.

Разработка конкурентной стратегии организации в условиях...

В статье рассматриваются особенности разработки конкурентной стратегии в условиях перехода к экономике знаний. Обобщено содержание экономики знаний и основы построения конкурентной стратегии, из него вытекающие.

Разработка стратегии развития организации | Статья в журнале...

Антипатров Ю. А. Актуальность разработки стратегии развития для предприятий малого

Друтель Ю. С. Особенности разработки стратегии развития предприятий малого бизнеса

Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ.

Теоретические основы формирования стратегии повышения...

В современных рыночных условиях успешное функционирование и развитие предприятия требует разработки эффективной конкурентной стратегии, основывающейся на конкурентных преимуществах предприятия и учитывающей внешние условия его функционирования.

Разработка стратегии развития организации | Статья в журнале...

Стратегия необходима для преодоления статичности в развитии организации, и для

Сформировалась сильная конкурентная среда, что обуславливает необходимость управления маркетинговой и

Стратегия — это выбор направления деятельности; во-вторых, как...

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития...

Всё это можно назвать разработкой стратегии развития предприятия. В условиях жесткой конкурентной борьбы проблемы выбора

Понятие «стратегия» имеет длинную историю возникновения и трактовок. Изначально данное определение применялось исключительно в...

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности...

Стратегия предприятия – это совокупность его главных целей и основных способов их достижения. Она большей частью формулируется и разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но её реализация предусматривает участие всех уровней управления.

Похожие статьи

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

стратегия, предприятие, конкурентная стратегия, рынок, конкурент, разработка стратегии, преимущество, наилучшая стоимость, конкурентная стратегия предприятия, стратегия сокращения.

Сущность и типология стратегий предприятий | Статья в журнале...

Функционирование любого субъекта экономической деятельности на протяжении всего периода протекания его жизненного цикла связано с постоянным взаимодействием с факторами внешней среды.

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

В статье представлен план конкурентной стратегии предприятия, ориентирующегося на рост результативности операционной деятельности.

Библиографическое описание: Курмантайулы Д., Никифорова Н. В. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные...

Конкурентная стратегия в системе управления... | Молодой ученый

Таким образом, стратегия предприятия представляет собой комплексный план деятельности, реализующий ее миссию и цели и ориентированный

В свою очередь, конкурентная стратегия — это план предприятия по обеспечению определенного уровня его конкурентоспособности.

Разработка конкурентной стратегии организации в условиях...

В статье рассматриваются особенности разработки конкурентной стратегии в условиях перехода к экономике знаний. Обобщено содержание экономики знаний и основы построения конкурентной стратегии, из него вытекающие.

Разработка стратегии развития организации | Статья в журнале...

Антипатров Ю. А. Актуальность разработки стратегии развития для предприятий малого

Друтель Ю. С. Особенности разработки стратегии развития предприятий малого бизнеса

Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ.

Теоретические основы формирования стратегии повышения...

В современных рыночных условиях успешное функционирование и развитие предприятия требует разработки эффективной конкурентной стратегии, основывающейся на конкурентных преимуществах предприятия и учитывающей внешние условия его функционирования.

Разработка стратегии развития организации | Статья в журнале...

Стратегия необходима для преодоления статичности в развитии организации, и для

Сформировалась сильная конкурентная среда, что обуславливает необходимость управления маркетинговой и

Стратегия — это выбор направления деятельности; во-вторых, как...

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития...

Всё это можно назвать разработкой стратегии развития предприятия. В условиях жесткой конкурентной борьбы проблемы выбора

Понятие «стратегия» имеет длинную историю возникновения и трактовок. Изначально данное определение применялось исключительно в...

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности...

Стратегия предприятия – это совокупность его главных целей и основных способов их достижения. Она большей частью формулируется и разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но её реализация предусматривает участие всех уровней управления.

Задать вопрос