Воспитание детей с особенностями психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 30.01.2019

Статья просмотрена: 1874 раза

Библиографическое описание:

Тасбаева, Г. М. Воспитание детей с особенностями психического развития / Г. М. Тасбаева, М. К. Ержанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56014/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушения психофизического развития.

Ключевые слова: воспитатель, социально-педагогическая работа, ребенок с особенностями психофизического развития.

Введение. На сегодня в мире наблюдается четкая динамика роста количества детей с особенностями психофизического развития. Для успешного вхождения таких детей в систему современных общественных отношений осуществляется организация их обучения и воспитания в интегрированных условиях для того, чтобы дети с особенностями психофизического развития стали полноценными участниками социальной жизни.

Основными задачами интеграции в дошкольном учреждении является воспитание ребенка с особенностями психофизического развития как самодостаточной личности, обеспечения ее прав на получение в образования в условиях дошкольного учреждения с комплексным сочетанием коррекционно-реабилитационных мероприятий, всестороннее развитие индивидуальности ребенка путем активизации его личностных ресурсов и имеющегося адаптационного потенциала, формирования ценностных интересов и потребностей, развитие и формирование необходимых трудовых навыков.

Учитывая это, воспитатель дошкольного учреждения должен способствовать социокультурному развитию ребенка с особенностями психофизического развития, оказывать помощь в адаптации к образовательной среде, налаживать дружеские взаимоотношения между детьми в группе.

Воспитание в обычных дошкольных учреждениях детей с особенностями психофизического развития, с одной стороны, помогает им адаптироваться к нормальным жизненным ситуациям, интегрироваться в общий социум, избавиться от чувства изолированности, отчуждения, способствует исчезновению социальных барьеров и сегрегации, с другой стороны — это учит других детей общаться и работать вместе, формирует у них чувство ответственности за товарищей, которые нуждаются в помощи, эмпатии и сочувствии.

Итак, детям с особенностями психофизического развития, обучающимся в дошкольном учреждении, необходимо обеспечить оптимальные условия для развития путем учета «качества жизни», учитывая следующие основные аспекты их жизнедеятельности: физический (уровень физической активности ребенка, подвижность), психологический (эмоциональное состояние, психологические проблемы), социальный (общение, взаимоотношения со сверстниками, воспитателями, социальный статус).

Воспитателю в интегрированном дошкольном учреждении необходимо осуществлять профессиональную деятельность дифференцированно с учетом психофизического состояния, индивидуальных особенностей и возможностей детей с нарушениями. Именно поэтому более подробно рассмотрим характеристику индивидуальных особенностей различных групп детей, имеющих нарушения психофизического развития.

У ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата может наблюдаться частичная ограниченность в произвольных движениях, возникать несостоятельность в полном контроле координации движений и мышечной силы, могут появляться мышечные напряжения (спазмы), иногда такому ребенку присуща застенчивость и ранимость. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата может иметь некоторые трудности в восприятии формы, в соотношении в пространстве объемных и плоских величин, в усвоении письма, чтения, счета; такой ребенок не сразу идет на контакт с незнакомыми людьми, адаптируется к новым условиям постепенно, а также может потребовать использования различных вспомогательных средств: инвалидных колясок, костылей, тростей или ходунков.

Ребенку с эмоционально-волевыми нарушениями свойственно наличие некоторых трудностей абстрактного мышления, незначительные нарушения внимания и памяти, недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, нестандартная реакция на сенсорную информацию, например: громкий шум, свет, определенные продукты, ткани, вещи. У такого ребенка может отмечаться эмоциональная инфантильность, однообразие игры, выраженная отстраненность от внешнего мира, погружения в мир внутренних болезненных переживаний и фантазий, страх всего нового.

Также у ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями может наблюдаться слабость контактов с окружающими, дефицит потребности в общении.

У ребенка с нарушениями речи может отмечаться незначительное нарушение памяти, внимания, фонематического слуха, некоторые трудности при овладении грамотой, нарушение чтения, не совсем правильное понимание обращенной речи, недоразвитие связной речи, нарушение согласования слов в предложении, запоздалое появление фразовой речи, искажение произношения отдельных или нескольких звуков, наличие небольшого количества искаженных слов, неправильность в употреблении предлогов, наличие некоторых специфических ошибок при письме. Иногда такому ребенку присуща утомляемость, но наблюдается стремление к усвоению программного материала.

Вывод. Вполне закономерно, что воспитанию толерантного отношения к людям с нарушениями развития уделяется больше времени в работе воспитателя с детьми с типичным развитием, ведь в процессе такой работы обычные сверстники учатся ценить достоинство, понимать проблемы и возможности, милосердно, гуманно относиться к особенностям ребенка, имеющего нарушения в развитии.

Кроме семьи, ближайшим микросоциальным окружением ребенка, важную роль в формировании его мировоззрения играет также коллектив сверстников. В интегрированной среде дошкольного учреждения дети с особенностями психофизического развития учатся взаимодействовать со здоровыми сверстниками, познают сложности социальных отношений, приобретают социальный опыт и тому подобное.

Воспитатель должен помогать детям с особенностями психофизического развития осознать свою индивидуальность и особенность, раскрыть внутренний потенциал, а в группе обеспечить доброжелательное отношение, взаимотерпимость, взаимопонимание для того, чтобы толерантность стала нормой поведения и взаимоуважения среди детей.

Литература:

  1. Власова Т. А., О детях с отклонениями в развитии / 2-е изд., испр. и доп. — М.: 1973.
  2. Соколова Н. Д., Калинникова Л. В., Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / М.: 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): психофизическое развитие, ребенок, дошкольное учреждение, особенность, воспитатель, нарушение, опорно-двигательный аппарат, различная группа детей.


Ключевые слова

воспитатель, социально-педагогическая работа, ребенок с особенностями психофизического развития

Похожие статьи

Организация оптимальных условий для физического развития...

Подтверждением являются дети, поступающие в наше дошкольное учреждение. Среди всего контингента детей выявлено

Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки.

Создание предметно-развивающей среды для детей...

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей

Данный проект разработан для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП...

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими...

Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение

Поза «Наездника» используется для развития мышечной памяти и сохранения правильной осанки (когда ребенок сидит с...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила

С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют...

Особенности организации работы с детьми дошкольного...

У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к

Практика работы воспитателей и педагогов дошкольных свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с...

Система воспитания и обучения детей с нарушениями...

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с

Конкретные методы обучения и воспитания работы избираются с учётом особенностей

опорно-двигательный аппарат, ребенок, коррекционное развитие, развитие, коррекционное...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

Многие приемы руководства двигательной активностью детей одинаковы для детей разной подвижности.

Полезно объединять в совместных играх детей разной подвижности, давая одну игрушку

Таким образом различные виды двигательных упражнений являются к тому же...

Образовательная среда как условие эффективности физического...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как... ребенок, здоровый образ жизни, физическая культура, дошкольное образование

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель...

«Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический подход

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей... Ключевые слова: умственная отсталость, опорно-двигательный аппарат

ребенок, нарушение, сложный дефект, сложное нарушение развития, психическое развитие, специальная педагогика, слух, умственная...

Особенности воспитательной работы с дошкольниками с ОВЗ

Её посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с различными интеллектуальными нарушениями

В начале учебного года уровень развития дошкольников оценивается как воспитателями, так и...

Похожие статьи

Организация оптимальных условий для физического развития...

Подтверждением являются дети, поступающие в наше дошкольное учреждение. Среди всего контингента детей выявлено

Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки.

Создание предметно-развивающей среды для детей...

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей

Данный проект разработан для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП...

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими...

Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение

Поза «Наездника» используется для развития мышечной памяти и сохранения правильной осанки (когда ребенок сидит с...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила

С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют...

Особенности организации работы с детьми дошкольного...

У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к

Практика работы воспитателей и педагогов дошкольных свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с...

Система воспитания и обучения детей с нарушениями...

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с

Конкретные методы обучения и воспитания работы избираются с учётом особенностей

опорно-двигательный аппарат, ребенок, коррекционное развитие, развитие, коррекционное...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

Многие приемы руководства двигательной активностью детей одинаковы для детей разной подвижности.

Полезно объединять в совместных играх детей разной подвижности, давая одну игрушку

Таким образом различные виды двигательных упражнений являются к тому же...

Образовательная среда как условие эффективности физического...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как... ребенок, здоровый образ жизни, физическая культура, дошкольное образование

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель...

«Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический подход

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей... Ключевые слова: умственная отсталость, опорно-двигательный аппарат

ребенок, нарушение, сложный дефект, сложное нарушение развития, психическое развитие, специальная педагогика, слух, умственная...

Особенности воспитательной работы с дошкольниками с ОВЗ

Её посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с различными интеллектуальными нарушениями

В начале учебного года уровень развития дошкольников оценивается как воспитателями, так и...

Задать вопрос