Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Социально-психологический тренинг для педагогов «Развитие креативных способностей педагогов»

Психология
24.01.2019
661
Поделиться
Библиографическое описание
Мишечкина, Н. А. Социально-психологический тренинг для педагогов «Развитие креативных способностей педагогов» / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 157-158. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55910/.


В данной статье представлен социально-психологический тренинг для педагогов, целью которого является развитие креативных способностей. В статье приводятся примеры упражнений, ориентированные на решение проблем с развитием креативных способностей.

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, педагогическая деятельность, творческое развитие педагога.

Данный тренинг разработан из-за необходимости повышения креативных способностей педагогов в образовательной среде. Тренинг предназначен для педагогов, испытывающих трудности в создании различных креативных заданий/мероприятий.

Цель тренинга: развить креативные и коммуникативные способности педагогов.

Задачи тренинга:

– создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности;

– выявить причины, мешающие проявлению творчества;

– создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;

– активизировать индивидуальные и творческие способности;

– преодолеть психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению.

Следует выделить некоторые пункты организации занятий:

– форма работы: групповая;

– количество участников: 10–12 человек;

– общее количество часов тренинга: 15 часов.

– продолжительность каждого занятия: 3 часа с одним 10-минутным перерывом.

– частота проведения занятий: проведение тренинга-марафона в выходные дни.

– материалы, задействованные при проведении тренинга: бумага А4, лист ватмана, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты, карточки с цветными кружками, бланки с нарисованными контурами кругов, нитки.

– требования к помещению и оборудованию для благополучного проведения тренинга: кабинет, подходящий для традиционной учебной и игровой аудитории; ковровое покрытие. Материалы для проведения упражнений соответствуют количеству участников.

Далее рассмотрим структуру занятий, включающую в себя пять этапов. Структура занятий:

– Ⅰ этап (организационный; приветствие; знакомство);

– Ⅱ этап (выполнение упражнений);

– Ⅲ этап (выполнение упражнений);

– Ⅳ этап (выполнение упражнений);

– Ⅴ этап (рефлексия изменений; прогнозирование будущих профессиональных планов участников группы).

Тематический план занятий.

На Ⅰ-ом этапе необходимо провести приветствие, используя, например, следующие упражнения [5]: упражнение «Моё имя»; Упражнение-самопрезентация «Формула моего характера»; Упражнение «Общее целое» или любые другие упражнения. Цель: знакомство, налаживание контакта между членами группы, создание в группе атмосферы доброжелательности.

На данном этапе целесообразно будет провести постановку проблемы тренинга: определение понятия творчество; выделение творческих черт личности; выявление причин, мешающие проявлению творчества.

Далее рассмотрим подробнее темы, которые заявляются в постановке проблемы. Перейдем к определению понятий. В словаре дается следующее определение понятия «творчество». Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [4].

Следующее понятие, которое мы разберем будет понятие «творческий потенциал». Творческий потенциал — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности [2].

Педагогическая деятельность — это процесс проявления постоянного разностороннего творчества, что подразумевает наличие у педагога совокупности творческих способностей, которые используются при работе педагога с учениками.

Творческое развитие педагога — это весьма долгий процесс, результатом которого является формирование настоящего профессионала своего дела.

Следует отметить, также, черты творческой личности: независимость суждений; мировоззрение может быть неоднозначным; постоянный интерес к получению различных знаний; схожесть с детьми в том, что может удивляться и восхищаться чему-то новому; мечтатель.

Выделим условия, которые могут мешать выявлению творчества: стереотипное мышление; страх перед ошибкой; узко развитые познания в различных жизненных сферах; страх быть в центре внимания.

Далее кратко рассмотрим следующие этапы тренинга и приведем примеры упражнений для проведения тренинга. Упражнения были найдены на просторах интернета и подобраны специально под данный тренинг.

Ⅱ этап тренинга. Цель этапа: стимулировать творческие способности и улучшить уровень развития творческих наклонностей. Примеры упражнений для данного этапа [3]: Процедура «Приветствие». Упражнение «Мои ожидания». Упражнение «Молекулы». Упражнение «Мое видение творческого воспитателя». Упражнение «Что нарисовано?». Упражнение «Фантастические гипотезы «Если бы…». Упражнение «Рисуночная история». Процедура «Спасибо за приятное занятие».

Ⅲ этап тренинга. Цель этапа: развитие познавательных процессов; развитие умения мыслить нестереотипно. Примеры упражнений для данного этапа [3]: Процедура «Снежный ком». Упражнение «Моя минута». Упражнение «Мы похожи?». Упражнение «Сказочный вернисаж». Упражнение «Нарисуй». Упражнение «Фантастические гипотезы «Если бы…». Упражнение «Словесная ассоциация». Процедура «Спасибо за приятное занятие».

Ⅳ этап тренинга. Цель этапа: развитие оригинальности. Примеры упражнений для данного этапа [3]: Процедура «Приветствие». Упражнение «Пересядьте те, кто.»... Упражнение «Всеобщее внимание». Упражнение «Мои ассоциации». Упражнение «Сочиняем стихи». Упражнение «Креативный круг». Упражнение «Клякса». Процедура «Спасибо за приятное занятие». Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Ⅴ этап тренинга (рефлексия). Цель этапа: закрепление и повторение полученных знаний. На данном этапе целесообразно провести беседу на выявление эффективности тренинга. Беседа может заключать в себе следующие вопросы: какие ощущения у вас были при посещении тренинга? Что мешало вам раннее быть творческой личностью? Чего боялись при прохождении тренинга? Какие условия мешают творческим личностям? Примеры упражнений для данного этапа [1]: Упражнение «Твое лучшее качество». Тренинговая процедура «Сочинение на заданную концовку». Упражнение группового тренинга «Тонкие нити».

Литература:

  1. А. Я. Психология // Тренинги. URL: http://azps.ru/training/indexlo.html
  2. Значение словосочетания «творческий потенциал» // КАРТАСЛОВ.РУ — Карта слов и выражений русского языка. [Электронный ресурс]. URL: https://kartaslov.ru
  3. Инфоурок // Педагогический тренинг «Развитие креативности у педагогов». URL: https://infourok.ru/pedagogicheskiy-trening-razvitie-kreativnosti-u-pedagogov-680299.html
  4. Творчество // Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/28233
  5. Studfiles // Тренинг на решение конфликтных ситуаций. URL: https://studfiles.net/preview/1664882/page:2/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
творчество
творческий потенциал
педагогическая деятельность
творческое развитие педагога
Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 157-158):
Часть 2 ( стр. 91-181)
Расположение в файле:
стр. 91стр. 157-158стр. 181

Молодой учёный