Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи в медицинских организациях, работающих в сфере обязательного медицинского страхования в Удмуртской Республике и Республике Татарстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ямщикова, Т. В. Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи в медицинских организациях, работающих в сфере обязательного медицинского страхования в Удмуртской Республике и Республике Татарстан / Т. В. Ямщикова, О. С. Александрова, Г. Р. Камалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55727/ (дата обращения: 25.04.2024).



Одним из критериев оценки качества оказания медицинской помощи является уровень удовлетворенности пациентов. В связи с этим, сотрудниками территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) каждый год проводится социологический опрос в медицинских организациях об удовлетворенности качеством оказания медицинской помощи по системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Как показал анализ анкетирования пациентов ТФОМС Удмуртской Республики (УР) и Республики Татарстан (РТ), удовлетворенность качеством оказания медицинской помощи в целом в 2017 году в Удмуртской Республике составила 90,3 %, в Республике Татарстан — 71,8 %.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, медицинская помощь, качество медицинской помощи.

Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499–1 и предназначен для накопления денежных средств и обеспечения стабильности системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства образуются за счет средств страхователей на обязательное медицинское страхование. Для осуществления государственной политики в системе ОМС сформированы Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения [4].

Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования создаются местными органами власти и действуют на основании Положения «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования». Средства Федерального и Территориального фондов принадлежат государству, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации ОМС на каждой территории субъектов РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС [1].

Цель: провести анализ удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи в медицинских организациях в рамках ОМС в Удмуртской Республике и Республике Татарстан.

Материалы иметоды: использовались статистический и аналитический методы исследования материалов официальной статистической отчетности (социологического опроса) ТФОМС Удмуртской Республики и Республики Татарстан.

Удмуртский Территориальный Фонд Обязательного медицинского страхования создан Постановлением Верховного Совета Удмуртской Республики от 16 июня 1993 года № 489 –XII. В 1994 году образованы межрайонные филиалы в г. Ижевск, г. Воткинск, г. Глазов, г. Можга, а также в поселках Игра и Ува. С 1994 года лечебно-профилактические учреждения оказывают медицинскую помощь по территориальной программе обязательного медицинского страхования. В 1995 году началась деятельность страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики [2].

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Татарстан от 20.10.1993 № 1991-XII, в целях реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования населения Республики Татарстан в 1994 году в каждом административном районе республики созданы государственные больничные кассы (государственное учреждение «Республиканская больничная касса» и 45 территориальных больничных касс), являющиеся самостоятельно хозяйствующими субъектами [3].

Ежегодно ТФОМС проводит социологический опрос граждан об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи в медицинских организациях, работающих в сфере ОМС.

По результатам социологического опроса, в УР за 2015 год было опрошено 16495 человек, что составило 1,1 % от количества застрахованных граждан. По результатам проведенного анкетирования, уровень удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи за 2015 год в УР составил 88,7 %, в том числе по амбулаторно-поликлинической помощи — 84,6 %, по стационарной помощи — 91,3 %.

В 2016 году опрос прошли 5454 человека, что составило 0,4 % от числа застрахованных лиц. По результатам опроса, уровень удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи за 2016 год в УР составил 87,5 %, в том числе по амбулаторно-поликлинической помощи — 88,2 %, по стационарной помощи — 92,2 %.

За 2017 год количество опрошенных составило 5730 человек, что составляет 0,4 % от количества застрахованных лиц. В результате проведенного опроса, уровень удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи в УР составил 90,3 %, в том числе по амбулаторно-поликлинической помощи– 88,3 %, по стационарной помощи — 93,3 % [2] (рис.1.).

Рис. 1. Удовлетворенность населения оказанием медицинской помощи в Удмуртской Республике за 2015–2017 гг.

В 2015 году в РТ сотрудниками ТФОМС было опрошено 25 764 человек, удовлетворены качеством оказания медицинской помощи в целом 55 %, амбулаторно-поликлинической помощью — 59 %, стационарной помощью — 64,3 %.

В 2016 году в социологическом опросе приняли участие 4852 человек, удовлетворены качеством оказания медицинских услуг 71,8 %, амбулаторно-поликлинической помощью — 61,1 %, стационарной помощью — 76,2 %.

За 2017 год анкетирование прошли 5311 граждан, удовлетворены качеством оказания медицинской помощи 71,8 %, амбулаторно-поликлинической помощью — 69,3 %, стационарной помощью — 79,7 % [3] (рис.2).

Рис. 2. Удовлетворенность населения оказанием медицинской помощи в Республике Татарстан за 2015–2017 гг.

Рис. 3. Удовлетворенность населения оказанием медицинской помощи в Удмуртской Республике и Республике Татарстан за 2015–2017 гг.

Вывод: по данным проведенного анализа социологического опроса населения Удмуртской Республики и Республики Татарстан, установлено, что удовлетворенность оказания медицинской помощью в целом, и в частности амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью, по Удмуртской Республике выше, чем в Республике Татарстан — за период с 2015 по 2017 года. В Удмуртской Республике показатели удовлетворенности оказания медицинских услуг в целом за анализируемый период увеличились на 1,6 %. В Республике Татарстан удовлетворенность медицинской помощью в целом возросла на 15,4 %.

Литература:

  1. Постановление ВС РФ от 24.02.1993 N 4543–1 (ред. от 24.03.2001) «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»
  2. http://www.tfoms18.ru
  3. http://www.fomsrt.ru
  4. Закон РФ от 28.06.1991 N 1499–1 (ред. от 24.07.2009) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, обязательное медицинское страхование, Татарстан, Удмуртская Республика, стационарная помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь, качество оказания, социологический опрос, территориальный фонд, уровень удовлетворенности пациентов.


Ключевые слова

обязательное медицинское страхование, медицинская помощь, качество медицинской помощи, территориальный фонд обязательного медицинского страхования

Похожие статьи

Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи...

В настоящее время в медицинском обслуживании населения амбулаторнополиклиническая помощь занимает приоритетное значение, в которой оказывается первичная медицинская помощь детскому населению.

медицинская помощь, срок ожидания, Башкортостан, пациент...

С целью выяснения удовлетворенности пациентов качеством оказанной медицинской помощи ТФОМС проведено анонимное анкетирование в 2010-2011 гг. По результатам анкетирования, проведенного среди пациентов круглосуточного стационара...

Оценка удовлетворенности медицинской помощью...

Социологические опросы населения являются важным звеном в системе контроля качества оказания медицинской помощи, которые позволяют выявить негативные моменты в организации медицинской помощи, вызывающие неудовлетворенность пациентов.

Все плюсы и минусы обязательного медицинского страхования...

медицинская помощь, обязательное медицинское страхование, медицинское страхование, доступная медицинская помощь, гражданин, амбулаторно-поликлиническая помощь, страховая компания, качество жизни...

медицинская помощь, срок ожидания, Башкортостан, пациент...

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области

Кыргызская Республика, амбулаторно-поликлиническая помощь, клинико-стационарная

медицинская помощь, медицинская документация, застрахованное лицо, качество оказания...

Оценка процессной модели развития триады подсистем...

клинико-стационарная помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь, дефекты в оказании помощи, медико-социальная помощь.

Оценка качества медицинской помощи на стационарном этапе. Анализ качества стационарной медицинской помощи населению и...

Единая система оценки удовлетворенности населения...

В статье с помощью социального опроса дана оценка удовлетворенности качеством и доступности медицинской помощи в городе Красноярске. Рассмотрены текущие проблемы медицинского обслуживания, а также возможные причины такого обслуживания.

медицинская помощь , медицинский персонал, пациент...

Планомерная работа над улучшением качества оказания медицинской помощи требует от администрации учреждения постоянного и глубокого мониторинга показателей, включающих информацию, исходящую от пациентов, медицинских работников и общественности.

Оценка качества медицинской помощи на стационарном этапе

В статье представлена комплексная оценка качества стационарной медицинской помощи; изучено влияние качества медицинской помощи на уровень потребления стационарной медицинской помощи; определены дефекты при оказании медицинской помощи...

Проблемы кадровой политики в оказании...

Ключевые слова: клинико-стационарная помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь.

Однако до сих пор изучению потребности и удовлетворенности медицинской помощью, оказываемой в первичном звене сельского здравоохранения, уделяется мало внимания [1].

Похожие статьи

Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи...

В настоящее время в медицинском обслуживании населения амбулаторнополиклиническая помощь занимает приоритетное значение, в которой оказывается первичная медицинская помощь детскому населению.

медицинская помощь, срок ожидания, Башкортостан, пациент...

С целью выяснения удовлетворенности пациентов качеством оказанной медицинской помощи ТФОМС проведено анонимное анкетирование в 2010-2011 гг. По результатам анкетирования, проведенного среди пациентов круглосуточного стационара...

Оценка удовлетворенности медицинской помощью...

Социологические опросы населения являются важным звеном в системе контроля качества оказания медицинской помощи, которые позволяют выявить негативные моменты в организации медицинской помощи, вызывающие неудовлетворенность пациентов.

Все плюсы и минусы обязательного медицинского страхования...

медицинская помощь, обязательное медицинское страхование, медицинское страхование, доступная медицинская помощь, гражданин, амбулаторно-поликлиническая помощь, страховая компания, качество жизни...

медицинская помощь, срок ожидания, Башкортостан, пациент...

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области

Кыргызская Республика, амбулаторно-поликлиническая помощь, клинико-стационарная

медицинская помощь, медицинская документация, застрахованное лицо, качество оказания...

Оценка процессной модели развития триады подсистем...

клинико-стационарная помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь, дефекты в оказании помощи, медико-социальная помощь.

Оценка качества медицинской помощи на стационарном этапе. Анализ качества стационарной медицинской помощи населению и...

Единая система оценки удовлетворенности населения...

В статье с помощью социального опроса дана оценка удовлетворенности качеством и доступности медицинской помощи в городе Красноярске. Рассмотрены текущие проблемы медицинского обслуживания, а также возможные причины такого обслуживания.

медицинская помощь , медицинский персонал, пациент...

Планомерная работа над улучшением качества оказания медицинской помощи требует от администрации учреждения постоянного и глубокого мониторинга показателей, включающих информацию, исходящую от пациентов, медицинских работников и общественности.

Оценка качества медицинской помощи на стационарном этапе

В статье представлена комплексная оценка качества стационарной медицинской помощи; изучено влияние качества медицинской помощи на уровень потребления стационарной медицинской помощи; определены дефекты при оказании медицинской помощи...

Проблемы кадровой политики в оказании...

Ключевые слова: клинико-стационарная помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь.

Однако до сих пор изучению потребности и удовлетворенности медицинской помощью, оказываемой в первичном звене сельского здравоохранения, уделяется мало внимания [1].

Задать вопрос