Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи в медицинских организациях, работающих в сфере обязательного медицинского страхования в Удмуртской Республике и Республике Татарстан

Медицина
19.01.2019
486
Поделиться
Библиографическое описание
Ямщикова, Т. В. Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи в медицинских организациях, работающих в сфере обязательного медицинского страхования в Удмуртской Республике и Республике Татарстан / Т. В. Ямщикова, О. С. Александрова, Г. Р. Камалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55727/.


Одним из критериев оценки качества оказания медицинской помощи является уровень удовлетворенности пациентов. В связи с этим, сотрудниками территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) каждый год проводится социологический опрос в медицинских организациях об удовлетворенности качеством оказания медицинской помощи по системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Как показал анализ анкетирования пациентов ТФОМС Удмуртской Республики (УР) и Республики Татарстан (РТ), удовлетворенность качеством оказания медицинской помощи в целом в 2017 году в Удмуртской Республике составила 90,3 %, в Республике Татарстан — 71,8 %.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, медицинская помощь, качество медицинской помощи.

Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499–1 и предназначен для накопления денежных средств и обеспечения стабильности системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства образуются за счет средств страхователей на обязательное медицинское страхование. Для осуществления государственной политики в системе ОМС сформированы Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения [4].

Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования создаются местными органами власти и действуют на основании Положения «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования». Средства Федерального и Территориального фондов принадлежат государству, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации ОМС на каждой территории субъектов РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС [1].

Цель: провести анализ удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи в медицинских организациях в рамках ОМС в Удмуртской Республике и Республике Татарстан.

Материалы иметоды: использовались статистический и аналитический методы исследования материалов официальной статистической отчетности (социологического опроса) ТФОМС Удмуртской Республики и Республики Татарстан.

Удмуртский Территориальный Фонд Обязательного медицинского страхования создан Постановлением Верховного Совета Удмуртской Республики от 16 июня 1993 года № 489 –XII. В 1994 году образованы межрайонные филиалы в г. Ижевск, г. Воткинск, г. Глазов, г. Можга, а также в поселках Игра и Ува. С 1994 года лечебно-профилактические учреждения оказывают медицинскую помощь по территориальной программе обязательного медицинского страхования. В 1995 году началась деятельность страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики [2].

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Татарстан от 20.10.1993 № 1991-XII, в целях реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования населения Республики Татарстан в 1994 году в каждом административном районе республики созданы государственные больничные кассы (государственное учреждение «Республиканская больничная касса» и 45 территориальных больничных касс), являющиеся самостоятельно хозяйствующими субъектами [3].

Ежегодно ТФОМС проводит социологический опрос граждан об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи в медицинских организациях, работающих в сфере ОМС.

По результатам социологического опроса, в УР за 2015 год было опрошено 16495 человек, что составило 1,1 % от количества застрахованных граждан. По результатам проведенного анкетирования, уровень удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи за 2015 год в УР составил 88,7 %, в том числе по амбулаторно-поликлинической помощи — 84,6 %, по стационарной помощи — 91,3 %.

В 2016 году опрос прошли 5454 человека, что составило 0,4 % от числа застрахованных лиц. По результатам опроса, уровень удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи за 2016 год в УР составил 87,5 %, в том числе по амбулаторно-поликлинической помощи — 88,2 %, по стационарной помощи — 92,2 %.

За 2017 год количество опрошенных составило 5730 человек, что составляет 0,4 % от количества застрахованных лиц. В результате проведенного опроса, уровень удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи в УР составил 90,3 %, в том числе по амбулаторно-поликлинической помощи– 88,3 %, по стационарной помощи — 93,3 % [2] (рис.1.).

Рис. 1. Удовлетворенность населения оказанием медицинской помощи в Удмуртской Республике за 2015–2017 гг.

В 2015 году в РТ сотрудниками ТФОМС было опрошено 25 764 человек, удовлетворены качеством оказания медицинской помощи в целом 55 %, амбулаторно-поликлинической помощью — 59 %, стационарной помощью — 64,3 %.

В 2016 году в социологическом опросе приняли участие 4852 человек, удовлетворены качеством оказания медицинских услуг 71,8 %, амбулаторно-поликлинической помощью — 61,1 %, стационарной помощью — 76,2 %.

За 2017 год анкетирование прошли 5311 граждан, удовлетворены качеством оказания медицинской помощи 71,8 %, амбулаторно-поликлинической помощью — 69,3 %, стационарной помощью — 79,7 % [3] (рис.2).

Рис. 2. Удовлетворенность населения оказанием медицинской помощи в Республике Татарстан за 2015–2017 гг.

Рис. 3. Удовлетворенность населения оказанием медицинской помощи в Удмуртской Республике и Республике Татарстан за 2015–2017 гг.

Вывод: по данным проведенного анализа социологического опроса населения Удмуртской Республики и Республики Татарстан, установлено, что удовлетворенность оказания медицинской помощью в целом, и в частности амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью, по Удмуртской Республике выше, чем в Республике Татарстан — за период с 2015 по 2017 года. В Удмуртской Республике показатели удовлетворенности оказания медицинских услуг в целом за анализируемый период увеличились на 1,6 %. В Республике Татарстан удовлетворенность медицинской помощью в целом возросла на 15,4 %.

Литература:

  1. Постановление ВС РФ от 24.02.1993 N 4543–1 (ред. от 24.03.2001) «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»
  2. http://www.tfoms18.ru
  3. http://www.fomsrt.ru
  4. Закон РФ от 28.06.1991 N 1499–1 (ред. от 24.07.2009) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
обязательное медицинское страхование
территориальный фонд обязательного медицинского страхования
медицинская помощь
качество медицинской помощи
Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 105-107):
Часть 1 (стр. 1-107)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 105-107стр. 107

Молодой учёный