Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 15.01.2019

Статья просмотрена: 1170 раз

Библиографическое описание:

Столяренко, А. Н. Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста / А. Н. Столяренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 379-382. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55674/ (дата обращения: 20.04.2024).



Здоровье дошкольников — это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Приоритетным направлением МАДОУ «Снежинка» является сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников с целью формирования полноценной личности ребенка.

Работая в должности музыкального руководителя, в процессе организованной образовательной музыкально-оздоровительной деятельности я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

дыхательная гимнастика благотворно влияет на развитие легких, способствуя развитию певческих способностей.

артикуляционная гимнастика улучшает координацию движений органов артикуляции.

игровой массаж повышает и укрепляет защитные свойства всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез, укрепляет мышцы скелета.

пальчиковые игры развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

речевые игры развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность.

музыкотерапия, способствует коррекции психофизического состояния детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого дошкольника. Вся работа строится совместно с медиком и педагогами ДОУ: педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, воспитателями, под наблюдением старшего воспитателя и участкового педиатра.

С целью укрепления и сохранения здоровья воспитанников, был разработан перспективный план введения в организованную образовательную деятельность здоровьесберегающих технологий в каждой возрастной группе. Обязательно, на каждом музыкальном занятии проводилась та, или иная здоровьесберегающая технология. Чтобы не пропал интерес к этому кропотливому виду деятельности, он проводился в игровой форме. Разнообразие упражнений делало процесс обучения интересным и увлекательным. Используя пантомимику, давалась возможность детям угадать упражнение. В результате появлялся стимул выполнять упражнение технически точно, старательно. Я старалась привить детям умение адекватно оценивать чье-то выполнение упражнений, исправлять ошибки товарищей. Вносился элемент соревнования, чья команда вспомнит больше упражнений. Дети активно, с большим желание откликались на предложение выполнить ту, или иную здоровьесберегающую технологию, что способствовало достижению определенных результатов. Овладение детьми вышеназванных технологий проводилось под непосредственным руководством педагогов. Затем, по собственной инициативе в свободной деятельности дети стали использовать накопленный багаж знаний и умений по сохранению и укреплению своего здоровья.

Подробнее остановимся на пальчиковой гимнастике. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. По мнению М.М. Кольцовой, «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией… Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи... Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно, там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей» [4, с.105].

Имея большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, педагоги ДОУ, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученые на основе обследования детей: «Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы» [1,].

Обнаружив отставания в развитии сформированности речи и мелкой моторики рук, не закрывайте на это глаза. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Что же дает пальчиковая гимнастика ребенку?

– Развивает и укрепляет мелкую моторику рук.

– Способствует развитию речи.

– Повышает работоспособность коры головного мозга.

– Развивает внимание, память, воображение, координацию движений и речи.

Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

– — снижение уровня заболеваемости;

– — повышение уровня речевого развития;

– — повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей;

– — стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

Педагоги ДОО, а также родители дошкольников в работе с детьми могут использовать примерные комплексы пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста М.Ю. Картушиной.

Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы

  1. ЗДРАВСТВУЙТЕ

Здравствуй, солнце золотое! Стучат мизинцами

Здравствуй, небо голубое! безымянными

Здравствуй, вольный ветерок! средними

Здравствуй, маленький дубок! указательными

Мы живем в одном краю — большими

Всех я вас приветствую! ладошки в «замок» поднять над головой

  1. МЕЖ ЕЛОВЫХ ЛАП

Меж еловых мягких лап поочередно выставляют руки вперед, раздвинув пальцы

Дождик — кап, кап, ка. пальцем по ладошке

Где сучок давно засох ладони развернуты друг к другу, пальцы

соединены, поднимают — опускают руки.

Всюду мох, мох, мох. сжимают пальцы в кулаки

Где листок к листку прилип, трут ладони друг о друга

Вырос гриб, гриб, гриб. постепенно поднимают руки, ладонями вниз

Кто нашел его, друзья? протягивают ладони вперед

Я, я, я, я! хлопают по груди.

  1. МАЛИНА

Раз — малинка, два — малинка, кулаки сжаты, разжимают сначала

указательный, затем средний палец

Ела ягоды Маринка, Соединив пальцы одной руки,

прикасаютсято к ладошке — то ко рту

Не осталось ни малинки. Покачивают указательным пальцем

Кто по ягоды пойдет, хлопают 4 раза

Тот корзиночку возьмет! Прижимают ладони друг к другу и на

последнее слово протягивают ладони вперед.

  1. МОРОЗ

Улицей гуляет дедушка Мороз хлопки по коленям

Иней рассыпает по ветвям берез. щелкают пальчиками

Ходит, бородою белою трясет, встряхивают кистями рук

Топает ногою, только треск идет. притопывают ногой

  1. ХОЛОДА

Да-да-да — вот настали холода. хлопки в ладоши

Ды-ды-ды — дым идет из трубы. сжимают и разжимают кулаки

Ду-ду-ду — я на лыжах иду. скользят ладонями друг о друга

Ди-ди-ди — ты меня в снегу найди. пробегают пальчиками по бедрам

Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной группы

  1. ПОД ГОРОЮ ВЫРОС ГРИБ

Под горою вырос гриб соединяют руки полукругом над головой

Гриб увидел дед Архип ладонь к глазам

День пилил, ладони друг к другу, пилят

Два рубил, сложенныеладони опускают от плеча

Гриб на землю не свалил. ладони к щекам, качают головой

Крикнул старый бабку. Правую ладонь к груди — в сторону/ 2 раза

Бабка гриб в охапку соединяют руки перед собой, раскачивают

Насолила, пальцы в щепоть, солят

Наварила, круговые движения пальцем по ладошке

В гости звать тебя просила манят руками

Все! Резко поднимают обе руки.

  1. ПЕВЦЫ

Ица-ица-ица — прилетела к нам синица Ритмично встряхивают кистями рук

Цу-цу-цу — всем дала по яйцу. Стучат кулаками друг о друга

Цы-цы-цы — в гнезде пищат птенцы. Сжимают и разжимают пальцы

Вец-вец-вец — хорошо поёт певец. Хлопают в ладоши

  1. НА ЛЫЖАХ

Выпал снег, первый снег, плавные взмахи кистями

Всюду шум, всюду смех. Хлопают ритмический рисунок

Я встаю на лыжню, скользящие движения ладоней

Всех сейчас обгоню.

  1. КАК ПЕТУХ В ПЕЧИ

Как петух в печи пироги печет, лепят пироги

Кошка на окошке рубашку шьет, шьют иголкой

Поросенок в ступе горох толчет, кулачками друг о друга

Конь у крыльца в три копыта бьет, кулачками по коленкам

В три копыта бьет, хозяйка зовет: топают ногами

«И-го-го!» натягивают вожжи

  1. НАПЕРСТОК

Вышивает, шьет иголка, шьет по левой ладошке,

Пальцу больно, пальцу колко. задевает указательный палец,

А наперсток в тот же миг зажимают указательный палец левой

К девочке на пальчик прыг! руки в правый кулачок,

Говорит иголке: «Шей, шьет по левой ладошке

А колоться ты не смей!» грозят пальцем

Пальчиковые игры, упражнения и разминки необходимо проводить систематически, в любых условиях. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Стимулируйте их старания поощрениями и похвалой. Заботьтесь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, а накопленный багаж знаний по сохранению и укреплению своего здоровья он смог применять самостоятельно. Чтобы забота о здоровье стала его образом жизни.

Литература:

  1. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М.: «Сов. Россия», 1973. 122 с.
  5. http://www.allbest.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): друг, пальчиковая гимнастика, палец, ребенок, гриб, ладонь, речевое развитие, рука, указательный палец, головной мозг.


Похожие статьи

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в речевом

Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически...

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний— с кишечником.

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец, указательный палец, стол, рука, речевой центр мозга, положительное

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков...

Мастер-класс «Развиваем пальчики у малышей» | Молодой ученый

Игра , кисть рук , мелкая моторика , безымянный палец , указательный палец , стол, рука , речевой центр мозга, положительное воздействие, пальчиковая гимнастика, пальчик , палец , массаж, малыш ... Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей ...

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем дети, чьи руки мало заняты пальчиковыми играми. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий...

Пальчиковая гимнастика «Швы» | Статья в журнале...

Соединить ладони или тыльные стороны ладоней, уравнять подушечки пальцев, пальцами правой руки нажимаем на пальцы левой руки до упора

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец, указательный палец, стол, рука, речевой центр мозга, положительное воздействие

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Пальчиковые игры как средство позитивного общения детей...

– Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребенка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации мелкой моторики рук и органов речи...

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей.

Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняются не руки, а мозг, вначале

Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, развитие мышления.

Похожие статьи

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в речевом

Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически...

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний— с кишечником.

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец, указательный палец, стол, рука, речевой центр мозга, положительное

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков...

Мастер-класс «Развиваем пальчики у малышей» | Молодой ученый

Игра , кисть рук , мелкая моторика , безымянный палец , указательный палец , стол, рука , речевой центр мозга, положительное воздействие, пальчиковая гимнастика, пальчик , палец , массаж, малыш ... Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей ...

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем дети, чьи руки мало заняты пальчиковыми играми. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий...

Пальчиковая гимнастика «Швы» | Статья в журнале...

Соединить ладони или тыльные стороны ладоней, уравнять подушечки пальцев, пальцами правой руки нажимаем на пальцы левой руки до упора

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец, указательный палец, стол, рука, речевой центр мозга, положительное воздействие

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Пальчиковые игры как средство позитивного общения детей...

– Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребенка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации мелкой моторики рук и органов речи...

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей.

Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняются не руки, а мозг, вначале

Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, развитие мышления.

Задать вопрос