Социальная дезадаптация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 16.01.2019

Статья просмотрена: 1331 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, И. С. Социальная дезадаптация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Российской Федерации / И. С. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55646/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматривается проблематика дезадаптированного поведения у детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитанников учреждений интернатного типа, неполных семей — детей группы риска. Основной акцент делается на отсутствие скоординированной работы всех органов системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений (преступлений) среди детей и подростков. Вопрос дезадаптации актуален для нашей страны в связи с постоянным ростом семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, по воле или неволе вовлеченных в преступную среду. Путь от трудной жизненной ситуации к социально опасному положению семьи крайне невелик, иногда границы между этими двумя понятиями настолько стерты, что переход от одной категории к другой проходит незаметно, как для самой семьи, так и для органов системы профилактической работы с такими семьями, что несомненно затрудняет работу с такими семьями выбор правильной линии поведения сотрудников органов профилактики и, зачастую, вся работа направлена не на устранение причин и следствий, а на такое понятие, как «не навреди». В итоге мы получаем семьи, вывести которых из сложившейся в них негативной обстановки, дезадаптированного поведения детей и взрослых, становится практически невозможно.

Ключевые слова: дезадаптация, дети-сироты и лица из их числа, профилактическая работа, трудная жизненная ситуация.

Social maladjustment of orphans, children without parental care and persons among them in the Russian Federation

The article deals with the problem of misadapted behavior in children and adolescents in difficult situations, pupils of residential institutions, single — parent families-children at risk. The main emphasis is on the lack of coordinated work of all bodies of the system of prevention of neglect, homelessness and offenses (crimes) among children and adolescents. The question of maladjustment is relevant for our country due to the constant growth of families in difficult life situations, as well as children, willingly or unwillingly involved in a criminal environment. The path from a difficult life situation to a socially dangerous situation of the family is extremely small, sometimes the boundaries between these two concepts are so erased that the transition from one category to another passes unnoticed, both for the family itself and for the bodies of the system of preventive work with such families, which undoubtedly makes it difficult to work with such families to choose the right line of behavior of employees of prevention bodies and, often, all work is not aimed at eliminating the causes and consequences, but at such a concept as «do no harm». As a result, we get families, which are almost impossible to bring out of the current negative situation, disadapted behavior of children and adults.

Keywords: disadaptation, orphans and their persons, preventive work, difficult life situation.

В современной России проблема дезадаптации детей, лишенных родительского попечения, продолжает быть высоко актуальной. Основную массу детей и подростков, подверженных социальной дезадаптации, составляют дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Термин «ТЖС — трудная жизненная ситуация» нам разъясняет Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которому, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, это: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Из всего вышеперечисленного, наиболее подвержены асоциальному поведению и, как следствие, социальной дезадаптации, дети, воспитывающиеся вне семьи, лишенные родительского попечения. Развитие таких детей проходит в психологически закрытом пространстве, зачастую далеком от реалий окружающего мира. Их психоэмоциональный фон подвержен неустойчивости. Они привыкли жить своей общностью, если говорить о воспитании интернатного типа. По достижению совершеннолетия, такие категории подростков вырываются из привычной среды, будучи социально не готовыми и не приспособленными к жизни вне привычного окружения и без помощи кого-либо, иными словами, социально дезориентированы.

Проблема детей, находящихся в трудной жизненной ситуации — это прежде всего проблема беспризорников и безнадзорников. [1]

По данным правоохранительных органов, правонарушения и преступления среди подростков за последние годы неумолимо растут. У подростков в приоритете не получение качественного образование, которое бы гарантировало им в дальнейшем высокооплачиваемую работу и стабильный доход, а высокий заработок, что называется, здесь и сейчас. К сожалению, в современном мире существует масса «фирм», предлагающих «простые» способы быстро обогатиться.

Незаконная и криминальная детская занятость практически не контролируется. Несогласованность действий различных ведомств и организаций еще более усугубляет ситуацию в данной области.

Самое широкое распространение среди незаконных форм детский и подростковой занятости получило попрошайничество. Основная причина, побуждающая к данной деятельности — это отсутствие родительского попечения, жёсткая нехватка продуктов питания, крайняя бедность семьи. Зачастую, лицами, заинтересованными в использовании детского попрошайничества, выступают родственники ребенка или лица, на которых государством возложены прямые обязанности по воспитанию.

Еще одна форма криминального детско-подросткового труда — проституция. О ее масштабах можно узнать только от правоохранительных органов, так как сами малолетние проститутки на контакт с прессой и иными службами, как правило, не идут. Для многих девочек из неполных неблагополучных семей, проституция — стиль жизни, для других — способ выжить.

В России законодательно не преследуется ни сутенёрство, ни содержание притонов и за саму проституцию предусмотрена лишь административная ответственность (в виде штрафа), но вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетних карается крайне строго.

Нельзя не сказать о такой форме криминального труда, как распространение наркотиков и наркосодержащих средств. Подростки все чаще привлекаются к распространению наркотических средств. Основная масса подростков, привлекаемых к такой деятельности — это безнадзорные и беспризорные, рекрутируемые распространителями специально для этих целей. Как правило, их находят на улицах. Зачастую, это беглецы из домов интернатного типа и неблагополучных семей. Практически все вовлеченные сами являются наркоманами, что сильно осложняет процесс их выхода из такого криминального мира.

В последние годы в России идет увеличение социальной дезадаптации детей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это:

– дети из семей, где родители лишены родительских прав;

– дети-безнадзорники, оказавшиеся без родительского попечения при живых родителях;

– бывшие воспитанники домов интернатного типа, выпустившиеся или сбежавшие из них.

По данным Н. Римашевской, средний возраст беспризорных — 13 лет (минимальный — 6); проституток — 28 лет (минимальный — 14); нищих — 40 лет (минимальный — 12). [2]

Проведенное Поляковой Н. В. [3] исследование показало, что предпосылками формирования подростковой составляющей преступного мира, дезадаптации являются:

– низкая материальная обеспеченность родительской семьи (86 % опрошенных);

– воспитание в неполных семьях, в семьях с неродным родителем или у родственников (58 % опрошенных);

– внесемейное воспитание: в детских домах, интернатах и без попечения воспитателей (28 % опрошенных);

– отбывание наказания в местах лишения свободы, включая детские воспитательные колонии (45 % опрошенных).

Внутреннюю семейную атмосферу беспризорные дети описывают, как очень тяжелую, конфликтную: в 72,3 % семей родители или иные родственники употребляют алкоголь или наркотики; в 24,1 % семей кто-то из родственников отбывает наказания в местах лишения свободы; в 20,5 % семей имеются инвалиды или недееспособные; в иных семьях имеет место быть регулярное насилие над детьми. Самый маленький процент составляют конфликты в домах интернатного типа — 0,5 % опрошенных. [4]

Основную часть дезадаптированных детей составляют безнадзорные и беспризорные дети.

Рост дезадаптированны детей и подростков — детей, лишенных родительского попечения, нормальных условий жизнедеятельности и развития, представляет угрозу для будущего страны.

Данную проблему следует решать с помощью профилактических мер, направленных на искоренение причин асоциального поведения. Скоординированная деятельность всей системы профилактики, всех органов и служб должна быть направлена на минимизацию количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, факторов, влияющих на становление дезадаптированного поведения у «трудных» детей, брошенных детей, детей, воспитывающихся в неполных семьях и вне семьи. [5]

В профилактической работе основное значение следует уделять каждой конкретной ситуации, уметь обобщать имеющийся материал, тщательно и достоверно изучать причины установленных асоциальных отклонений и условий, при которых они возникли.

Таким образом, под профилактической работой, направленной на выявление причин дезадаптированного поведения у детей и подростков, необходимо понимать научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, которые направлена на:

– предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальную дезадаптацию, социальные отклонения негативного характера у детей и подростков, воспитывающихся вне семьи, в учреждениях, интернатного типа;

– предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у детей и их родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

– сохранение, поддержку и защиту нормального уровня жизни и здоровья лиц, закончивших свое пребывание в учреждениях интернатного типа по достижению совершеннолетния;

– содействие несовершеннолетним всех упомянутых выше категорий и их семьям в достижении поставленных целей и раскрытие внутреннего потенциала. [6]

Реализовать на практике весь потенциал профилактической работы в области дезадаптации детей и подростков возможна только в условиях максимального содействия организационно-управленческого, социально-педагогического, психологического и нормативно-правового обеспечения.

Организационно-управленческое обеспечение заключается в скоординированности действий всех органов системы профилактики, отсутствии внутренней разобщенности между ними, создании дополнительных полномочных государственных институтов, в обязанности которых будет входить охрана не только семьи и детства, но и всех сотрудников, работающих внутри данной системы.

Социально-педагогическое обеспечение заключается в создании внутриштатных отделов, в обязанности которых будет входить организация безопасного, законодательно предусмотренного труда и отдыха детей и подростков. Создание такой воспитательной среды, которая будет позволять привести их отношения внутри семьи и социума на новый уровень, развить самостоятельность в принятии решений, мотивировать на получение достойного образования, правильно определиться с будущей профессией.

Социально-психологическое обеспечение предполагает оказание социально-психологической помощи семье, детям, подросткам: медико-психологическое консультирование, разрешение конфликтных ситуаций, переживаемых детьми и подростками, организация телефона и служб доверия, психологическая диагностика и психологическая коррекция отклоняющегося поведения. Наряду с психолого-педагогическими консультациями и телефонами доверия, психологические службы должны располагать реабилитационными центрами, социальными приютами, убежищами для подростков, оказавшихся в остро критической ситуации в семье, которая может привести к побегам из дому, бродяжничеству, суицидам.

Нормативно-правовоеобеспечение включает в себя разработку действенных правовых норм и механизмов, позволяющих на практике реализовать охрану и защиту личности, здоровья и прав ребенка, пересмотр и упорядочение нормативно-правовой базы социально-правовой охраны семьи и детства, а также создать более совершенную пенитенциарную систему для несовершеннолетних правонарушителей.

Кадровое обеспечение предполагает введение и подготовку новых для нашей страны кадров социальных работников, социальных педагогов, реабилитаторов, практических психологов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую и социально-педагогическую помощь, прежде всего, семьям, детям и подросткам группы риска.

Сплоченная и правильно организованная работа всех органов и ведомств системы профилактики, направленная на предотвращение отклоняющегося поведения у детей и подростков — это залог здорового (физически и психически) поколения нашей страны.

Литература:

  1. Детский труд в России / Международная Конференция свободных профсоюзов и др. Кемерово — Москва — Самара — Ульяновск, 1998.
  2. Римашевская Н., Овсянников А., Иудин А. Социальное дно: драма реальностей и реальность драмы // Литературная газета. 1996. № 49.
  3. Полякова Н. В. Экономическое поведение молодежи в переходной экономике. Иркутск, 1998.
  4. Арефьев А. Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования. 2003. № 9. С. 61–73.
  5. Астоянц, М. С. Социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учебное пособие для вузов — Ростов-на-Дону: 2009.
  6. Меркушин В. И. Научная разработанность проблемы социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков // Психология и педагогика высшего профессионального образования: Сборник научных трудов.М.:МГУС,2006.
Основные термины (генерируются автоматически): трудная жизненная ситуация, ребенок, семья, интернатный тип, подросток, профилактическая работа, родительское попечение, дезадаптированное поведение, социальная дезадаптация, асоциальное поведение.


Ключевые слова

дезадаптация, трудная жизненная ситуация, профилактическая работа, дети-сироты и лица из их числа

Похожие статьи

Критерии и показатели социально-психологической...

Не существует единого типа социально дезадаптированного подростка.

Социально-дезадаптированные подростки не желают учиться, их

Трудные жизненные ситуации, ошибки в семейном воспитании, низкий уровень культуры и образования...

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного...

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома.

Девиантное поведение присуще многим детям подросткового возраста. Оно может выступать и средством протеста и способом получения престижа в среде...

Профессиональное самоопределение дезадаптированных...

С развитием социально дезадаптированного поведения у школьников все больше доминируют

Проблемы, связанные с дезадаптацией подростков, давно занимают педагогов и

Признаками социальной дезадаптации являются девиантное поведение, нарушение...

Использование технологий социальной работы с подростками...

социальная работа, трудная жизненная ситуация, подросток, семья, социальная реабилитация, социальная помощь, профессиональная помощь, мой мир, особое внимание, социальный работник.

Социально-педагогическое исследование дезадаптированных...

Социально-педагогическое исследование дезадаптированных детей и подростков в практике социального педагога.

Социально-педагогическое исследование, предложенное в данной статье явилось рациональным продолжением работы социального педагога Муниципального...

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Профилактика девиантного поведения подростков предполагает наличие достаточно широкого спектра необходимых действий специалиста. Среди основных направлений, по которым осуществляется эта деятельность можно назвать проведение диагностики, работу с семьями...

Профилактика дезадаптационных состояний у детей...

Дезадаптация у детей и подростков проявляется и в затруднениях

Работа по профилактике дезадаптации у детей и подростков — должна носить сугубо

Социально-педагогическое исследование дезадаптированных детей и подростков в практике социального педагога.

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки. В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития

Работа с трудными подростками представляет собой неотъемлемый компонент общей социальной работы во многих странах Западной...

Профилактика дезадаптации сотрудников как фактор повышения...

Проблема дезадаптации относится к числу социальных и личностных проблем. Дезадаптация сотрудника в организации негативно сказывается на его рабочей деятельности, в последствии проводя к конфликтам с окружающими, не выполнением своих служебных обязанностей...

Похожие статьи

Критерии и показатели социально-психологической...

Не существует единого типа социально дезадаптированного подростка.

Социально-дезадаптированные подростки не желают учиться, их

Трудные жизненные ситуации, ошибки в семейном воспитании, низкий уровень культуры и образования...

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного...

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома.

Девиантное поведение присуще многим детям подросткового возраста. Оно может выступать и средством протеста и способом получения престижа в среде...

Профессиональное самоопределение дезадаптированных...

С развитием социально дезадаптированного поведения у школьников все больше доминируют

Проблемы, связанные с дезадаптацией подростков, давно занимают педагогов и

Признаками социальной дезадаптации являются девиантное поведение, нарушение...

Использование технологий социальной работы с подростками...

социальная работа, трудная жизненная ситуация, подросток, семья, социальная реабилитация, социальная помощь, профессиональная помощь, мой мир, особое внимание, социальный работник.

Социально-педагогическое исследование дезадаптированных...

Социально-педагогическое исследование дезадаптированных детей и подростков в практике социального педагога.

Социально-педагогическое исследование, предложенное в данной статье явилось рациональным продолжением работы социального педагога Муниципального...

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Профилактика девиантного поведения подростков предполагает наличие достаточно широкого спектра необходимых действий специалиста. Среди основных направлений, по которым осуществляется эта деятельность можно назвать проведение диагностики, работу с семьями...

Профилактика дезадаптационных состояний у детей...

Дезадаптация у детей и подростков проявляется и в затруднениях

Работа по профилактике дезадаптации у детей и подростков — должна носить сугубо

Социально-педагогическое исследование дезадаптированных детей и подростков в практике социального педагога.

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки. В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития

Работа с трудными подростками представляет собой неотъемлемый компонент общей социальной работы во многих странах Западной...

Профилактика дезадаптации сотрудников как фактор повышения...

Проблема дезадаптации относится к числу социальных и личностных проблем. Дезадаптация сотрудника в организации негативно сказывается на его рабочей деятельности, в последствии проводя к конфликтам с окружающими, не выполнением своих служебных обязанностей...

Задать вопрос