Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 21.01.2019

Статья просмотрена: 702 раза

Библиографическое описание:

Львова, К. А. Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела» / К. А. Львова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 394-396. — URL: https://moluch.ru/archive/241/54378/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Автор статьи обращает внимание на связь идей русской классической литературы с основной концепцией авторского неомифа. Названы оппозиции, определяющие философскую глубину произведения. Сделаны выводы о мифологичности структуры романа П. Крусанова «Укус ангела».

Ключевые слова: роман-миф, авторский миф, неомиф, мифология.

In this article the author considers the genre features of the myth-novel by the example оf «Angel's Bite» by P. Krusanov. The author analyzed the ways of mythologization on the plot, figurative, space-time, ideological levels of the text organization. The author draws attention to the connection of the ideas of Russian classical literature with the basic concept of the author's myth. There are opposition, what determining the philosophical depth of the novel. Conclusions about the mythological structure of the novel «Angel's Bite» are drawn at the end of the article.

Keywords: novel-myth, neomyth, author's myth, mythology.

В XX–XXI вв. наблюдается влияние мифа на литературу за счёт частичного применения элементов мифа (циклического времени, сакрализации пространства, образов, сюжетов) в художественном произведении.

Роман-миф — это синкретичный жанр, образовавшийся в XX веке. С мифом его роднят особенности построения сюжета и образная система мифологического повествования. Основные функции мифа (объяснение мира и гармонизация действительности) определяют идейное содержание такого рода романов. Основой романа-мифа становится определённый миф (архаический или авторский, неомиф). Его пересказ вплетается в ткань повествования, события развиваются в соответствии с идеей основного мифа. Герои-носители мифологического сознания — обязательное условие существования и функционирования произведения этого жанра.

«Укус ангела» — образец современного романа-мифа, в котором реализуется связь с русской классической литературой, идеи которой стали частью основного мифа, созданного автором. В романе описывается возможное будущее, мифологизируются география, история, образы царя, воина.

Автором создаётся версия исторического сценария, по которому Россия обретает статус Великой Империи и стремится к власти над миром. Роман излагает исторические события до 1901 года, сохраняя верность учебнику истории. Но согласно авторскому неомифу, в 1901 году Столыпин не погибает, и потому Россию ожидает другое будущее. Сюжет романа мифологизируется: главный герой слышит во сне миф о сотворении мира и происхождении людей. Бог добра и бог зла созданы одним Хозяином, но они воюют между собой; они бессмертны, и потому эта война бесконечна. Они принимают решение поделить землю, создать людей и научить их тому, что умеют. События романа, которые прочитываются как исполнение древнего пророчества, развиваются накануне битвы, которую ждут эти боги и которая определит победителя. Этот миф определяет философию произведения, объясняет причину событий и придаёт поступкам героев статус вечных, значимых.

При описании вероятного будущего автор создаёт частично вымышленный мир, в котором звучат вопросы, традиционные для русской культуры. Одной из основных для романа является идея богоизбранности России: «Бог стоит на одной ноге. Россия — стопа Его» [1, с. 207], которую художественно выразил Ф. М. Достоевский в романе «Бесы». Характер поступков и отношений Ивана Некитаева определяется тем, что он безоговорочно принимает принцип вседозволенности: «и теперь мне всё можно» [1, с. 19], о котором спорят герои в «Братьях Карамазовых». П. Крусанов в романе «Укус ангела» реализует предполагаемые схемы антиутопических предсказаний русской классической литературы.

Для архаического мифа характерно наличие культурного героя, его двойника (трикстера), мудреца. Система персонажей романа включает в себя героев, которые выполняют эти роли: Иван (культурный герой), Легкоступов (двойник), мог (мудрый старик). Помимо этого, с мифом роман роднит присутствие вымышленных, фольклорных персонажей и Надежды Мира, в которой воплощается идея всепобеждающей любви. Герои делятся на главных и второстепенных по их способности чувствовать и слышать духовный мир. Автор различает героев воли и героев разума, подчёркивает приоритет воли над разумом.

Два главных героя, Иван Некитаев и Пётр Легкоступов, являются носителями противоположных типов сознания: мифологического и рассудочного. Своими поступками они, не осознавая этого, влияют на реализацию предназначения России. Некитаевым движет любовь к сестре Тане. Он жаждет престола не из любви к власти, а потому, что никто не осмелится осудить государя за преступную любовь. А Легкоступов без Ивана не сможет достичь желанной власти. Источник движения романных событий в единстве этих героев. Их единство как будто олицетворяет собой душу России: воля (Некитаев), разум (Легкоступов), чувства (Таня).

Все герои по-своему понимают счастье. В своём стремлении к славе, любви, величию Империи, власти они неосознанно исполняют волю богов, о которой повествует легенда в самом начале. Жанровые возможности романа позволяют создать иерархию сюжетов, которая проявляется в тексте тем, что персонажи зависимы друг от друга, свободной воли нет ни у кого: Некитаев подчиняется воле Легкоступова; Легкоступов — воле России; Россия — воле легенды, первотекста.

Пятнадцать глав романа располагаются в нехронологическом порядке. Реальную последовательность глав можно восстановить с помощью уточнений, в какое время по отношению к основному сюжету (Воцарению) происходили описываемые в главе события. Объединяющей силой обладают два вставных элемента текста: миф о битве богов и тезисы Легкоступова. Эти элементы составляют идейно-мифологическую основу романа. Легенда объясняет миропорядок, войны, судьбы героев, а также упорядочивает разрозненные, на первый взгляд, сюжеты и помогает читать их как единый текст. Мифологиченость тезисов Легкоступова подтверждается теми функциями, которые они выполняют: объясняют поступки Ивана Некитаева, создают определённую картину мира: «Сегодня рассудочный подход к миру повсеместно сменяется его мифологизацией. На пьедестал, прежде занятый ''идеей'', взошёл ''образ'', что проявляется в наши дни не только в культуре, но также в политике и экономике (роль рекламы в сфере производства и коммерции)» [1, с. 134].

Судьба Петра Легкоступова подчиняется мифологической цикличности. Во время купания в озере Иван проверяет только что рассказанную Петром теорию вседозволенности, пытаясь утопить его. Спустя годы по приказу Ивана Пётр был казнён в цинковом корыте, полном воды.

Мифологичен и хронотоп романа. Некоторые события делают определённое пространство священным: в озере живёт мать Ивана и Тани, превратившаяся в серебристую уклейку. Петербург и Москва — мифологизированные города, они обладают своими качествами, способностями, наделены мифотворческой силой, которая влияет на развитие событий романа. Помимо этого мифологизирована вся территория России: деление на запад и восток буквально проявляется в образе границы, проведённой огненным колесом. Сюжет романа следует логике противостояния России и Европы, продолжает поиск ответов на вопросы о географическом определении России: Запад или Восток. Выводы о её особенном предназначении и расположении способствуют мифологизизации истории и территории России. Также пространство романа обогащается вымышленными территориями, в которых может происходить основное действие. Так, Некитаев и Барбович исследуют некую Барабарию.

Действия романа происходят в 2001–20… годах. Согласно мифологическим представлениям героев, это эпоха завершения апокалипсиса. Пётр «предсказывает» эти события в своих тезисах. Он воспринимает ужас Апокалипсиса как необходимое очищение, после которого наступит сверхъестественно изменённая реальность. Сбылись тезисы, которые Петруша сочинил, чтобы возвести Ивана на трон, но у людей нет сил привести мир к концу света. Мощное сверхоружие уже было использовано в начале мировой войны, но надежды, которые возложили на него, не оправдались: оружие не приблизило конец света, а только произвело разрушения и отравило планету, но битва не завершилась. Война длится семь лет и кажется бесконечной, люди и земля истощили свои силы. Пётр в своих тезисах предупреждал о мистическом ужасе и освобождённом хаосе — это пророчество исполняет Иван, когда принимает решение выпустить Псов Гекаты.

События романа развиваются в пределах оппозиций смерть / жизнь, слово / поступок, разум / воля. Подобное оппозииционное деление мира характерно для мифа, в эти понятия вкладывается онтологический смысл. Жизнь и смерть героя зависят от его отношения к этим явлениям.

Итак, на примере романа «Укус ангела» мы обнаружили результаты влияния мифа на следующие уровни романной структуры: идейный, образный, сюжетно-композиционный, пространственно-временной.

Литература:

  1. Крусанов П. Укус ангела: Роман / П. Крусанов. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, автор, авторский неомиф, герой, конец света, культурный герой, основной миф, событие романа, сюжет романа, территория России.


Ключевые слова

мифология, роман-миф, авторский миф, неомиф

Похожие статьи

Мифологизация художественного пространства в романе Павла...

Миф – это не выдумка, а реальность; однако это реальность иного порядка, нежели так

Миф – это история, сохраненная в народных воспоминаниях о прошлых событиях, которая

Как известно, Россия в национальной культурной традиции всегда воспринималась как страна...

Роман В.Я. Брюсова «Огненный ангел» в контексте мистического...

Одной из главных тем в романе «Огненный ангел» должна была стать проблема

Автор помещает своих героев в Германию XVI века и не изменяет место действия до самого конца.

Более того, писатель передает в тексте бытовавший в то время миф о смерти Агриппы, а...

Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

Исповедальный роман характеризуется простотой, локальностью сюжета, акцентирует

Автор воплотил в романе мироощущение, которое только начало складываться, выразил дух

Следующим представителем стал Оберман - герой одноименного романа Этьена де Сенанкура.

Полемика автора и героя в романе Т. Н. Уайлдера «Мост короля...»

Американская литература послевоенного периода ХХ века на фоне общего упадка культурных ценностей породила такого писателя, как Т. Н. Уайлдера, своего рода писателя — революционера, продолжавшего акцентировать внимание на общечеловеческих...

Литературный герой как основная примета литературной эпохи

На сравнительно-сопоставительном анализе героев произведений соцреализма и сетелитературы показано, как меняется герой и что влияет на его развитие. Ключевые слова:литературный герой, сетелитература, текст, ориджинал, ник, жанр, характер, автор.

Особенности становления героя в романах Т.Моррисон и Э.Уокер

Если в романах Моррисон образ героя не несет четко выраженных гендерных отличий в борьбе за

Неслучайно биография и судьба писателей тесно переплетается с судьбами героев их

И каждая в конце романа получает то, к чему стремилась, причем исключительно благодаря...

Отражение национальной идеи в романе А. Варламова «Лох»

Герой романа «Лох» Александр Тезкин - дитя советского времени конца 80-х – начала 90-х годов. Фоном является в романе философема о нравственном законе внутри

Роман «Лох» отличается необычайной емкостью содержания и масштабностью художественного обобщения.

Роль мифопоэтических конструкций в жанре исторического романа

Становление жанра исторического романа исследователи связывают с именем Вальтера Скотта, создавшего прецедент художественного сочетания исторической правды и вымысла, и чье творчество оказало непосредственное влияние на развитие всей последующей...

Сны и сновидения в романе «Крестовые сестры» Алексея Ремизова

Особенности повествования и сюжета в романах Ремизова определяются типом главного героя. «Крестовые сестры» в этом смысле не исключение. Главный герой романа — Петр Маракулин, незаметный служащий в банке, долго дружил со своим сослуживцем Глотовым.

Литературные традиции в изображении героев в романе...

Важное место в романе занимают душевные переживания героев. Как мы видим, все основные сюжетные особенности рыцарского романа

Сатирическое изображение событий стало своеобразной ширмой для раскрытия глубоких и сложных вопросов: отношения человека и...

Похожие статьи

Мифологизация художественного пространства в романе Павла...

Миф – это не выдумка, а реальность; однако это реальность иного порядка, нежели так

Миф – это история, сохраненная в народных воспоминаниях о прошлых событиях, которая

Как известно, Россия в национальной культурной традиции всегда воспринималась как страна...

Роман В.Я. Брюсова «Огненный ангел» в контексте мистического...

Одной из главных тем в романе «Огненный ангел» должна была стать проблема

Автор помещает своих героев в Германию XVI века и не изменяет место действия до самого конца.

Более того, писатель передает в тексте бытовавший в то время миф о смерти Агриппы, а...

Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

Исповедальный роман характеризуется простотой, локальностью сюжета, акцентирует

Автор воплотил в романе мироощущение, которое только начало складываться, выразил дух

Следующим представителем стал Оберман - герой одноименного романа Этьена де Сенанкура.

Полемика автора и героя в романе Т. Н. Уайлдера «Мост короля...»

Американская литература послевоенного периода ХХ века на фоне общего упадка культурных ценностей породила такого писателя, как Т. Н. Уайлдера, своего рода писателя — революционера, продолжавшего акцентировать внимание на общечеловеческих...

Литературный герой как основная примета литературной эпохи

На сравнительно-сопоставительном анализе героев произведений соцреализма и сетелитературы показано, как меняется герой и что влияет на его развитие. Ключевые слова:литературный герой, сетелитература, текст, ориджинал, ник, жанр, характер, автор.

Особенности становления героя в романах Т.Моррисон и Э.Уокер

Если в романах Моррисон образ героя не несет четко выраженных гендерных отличий в борьбе за

Неслучайно биография и судьба писателей тесно переплетается с судьбами героев их

И каждая в конце романа получает то, к чему стремилась, причем исключительно благодаря...

Отражение национальной идеи в романе А. Варламова «Лох»

Герой романа «Лох» Александр Тезкин - дитя советского времени конца 80-х – начала 90-х годов. Фоном является в романе философема о нравственном законе внутри

Роман «Лох» отличается необычайной емкостью содержания и масштабностью художественного обобщения.

Роль мифопоэтических конструкций в жанре исторического романа

Становление жанра исторического романа исследователи связывают с именем Вальтера Скотта, создавшего прецедент художественного сочетания исторической правды и вымысла, и чье творчество оказало непосредственное влияние на развитие всей последующей...

Сны и сновидения в романе «Крестовые сестры» Алексея Ремизова

Особенности повествования и сюжета в романах Ремизова определяются типом главного героя. «Крестовые сестры» в этом смысле не исключение. Главный герой романа — Петр Маракулин, незаметный служащий в банке, долго дружил со своим сослуживцем Глотовым.

Литературные традиции в изображении героев в романе...

Важное место в романе занимают душевные переживания героев. Как мы видим, все основные сюжетные особенности рыцарского романа

Сатирическое изображение событий стало своеобразной ширмой для раскрытия глубоких и сложных вопросов: отношения человека и...

Задать вопрос