История создания и развития звездообразных дизелей М-500. Часть 1. От авиационных дизелей к судовым | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 31.12.2018

Статья просмотрена: 2978 раз

Библиографическое описание:

Лобанов, Н. В. История создания и развития звездообразных дизелей М-500. Часть 1. От авиационных дизелей к судовым / Н. В. Лобанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 226-227. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55271/ (дата обращения: 19.04.2024).



Настоящая статья посвящена истории создания и развития звездообразных судовых дизелей серии М-500.

Ключевые слова: звездообразный дизель, двигатель серии М500, дизельный двигатель

Первый дизельный двигатель был спроектирован и построен Рудольфом Кристианом Карлом Дизелем в 1897 году, в качестве топлива Рудольф дизель использовал угольную крошку, что не в полнее было пригодно для использования в качестве топлива так как крошка оказывало абразивный эффект на стенках цилиндров, что не могло не сказаться на ресурсе двигателя. Однако в 1898 независимо от Рудольфа Дизеля на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге инженером Густавом Васильевичем Тринклером был построен первый в мире «бескомпрессорный нефтяной двигатель высокого давления», который назвали «Тринклер-мотор». Двигатели с жидким топливом Тринклера оказались более совершенными и перспективными [3].

Уже в 1903 году в Санкт-Петербурге было спущено на воду первое в мире судно-речной танкер «Вандал», на которых в качестве главных двигателей были установлены три 4-тактных нереверсивных дизеля мощностью по 120 л.с. К 1913 г. Из всех существующих тогда в мире 80 дизельных теплоходов 70 принадлежали Российской Империи.

C:\Users\Котька Валерич\Desktop\DdsZglBUQAAC_U3.jpg

Рис.1. Танкер «Вандал»

В 1920-е годы в мире за границей начинают активно заниматься дизельными двигателями для летательных аппаратов, а с начала 1930-х годов Центральный институт авиамоторостроения (ЦИАМ), а так же ряд конструкторских и научных коллективов получают задание на разработку высокооборотных дизелей, предназначенных в первую очередь для оснащения самолетов дальней авиации [2].

ЦИАМ под руководством А. Д. Чаромского проектирует 12-цилиндровый V-образный дизель АН-1. Конструкция двигателя была удачнее других опытных двигателей. Именно этот двигатель станет основой для разработок новых дизелей под руководством В. М. Яковлева, возглавившего одно из подразделений ЦИАМа [1].

В августе 1941 года семь бомбардировщиков ТБ-7 и три ЕР-2 вылетели бомбить Берлин. Все самолеты ТБ-7 были оснащены двигателями М40Ф и М30. Но в целом роль дизельных двигателей в авиации была незначительна.

Во второй половине 1945 года был представлен новый мощный авиационный дизельный двигатель звездообразной конструкции (кривошипно-шатунный механизм представлял собой семилучевую звезду) с прогнозируемым ресурсом 50 часов, спроектированным в ОКБ авиамоторного завода под руководством В. М. Яковлевым. Опытный образец (М-501) имел массу 3600 кг и развивал мощность 4100 л.с. Уже в 1946 году Правительство СССР постановило создать мощный дизель для бомбардировщика дальнего действия. Эта работа была поручена авиапредприятию МАП-500.

К концу 1940-х годов стало очевидно, что поршневые двигатели стали уступать турбореактивным в авиации. Для достижения самолетом скорости 1000 км/ч необходима взлетная тяга примерно в 7300 кВт (10000 л.с). Поршневой двигатель, с такой мощностью, проигрывал турбореактивным двигателям по массогабаритным показателям. Например, удельная масса поршневых двигателей был 0,55 кг/кВт (0,4 кг/л.с.), в то время как турбореактивный от 0,14–0,4 кг/кВт (0,1–0,3 кг/л.с.). Кроме того, на истребителях ЛА-5 и МИГ-15 с турбореактивными двигателями были достигнуты скорости до 1050 км/ч. А в начале 1950-х годах МИГ- 19 уже разогнался до 1450 км/ч [1].

Меньше чем через год сложной и напряженной работы по созданию двигателя М501 завод МАП-500 был переориентирован на выпуск турбореактивных двигателей.

Все же двигатель М-501 считался перспективным двигателем, к тому же опыт, накопленный В. М. Яковлевым, был большим. Поэтому было выдвинуто предложение по созданию, на базе двигателя М-501, мощного и одновременно легкого двигателя для использования в качестве главного судового на катерах и судах военно-морского флота. Для этого В. М. Яковлев переезжает в Ленинград, продолжил работу над двигателем.

Впрочем, это был не первый опыт по трансформированию из авиационного двигателя в судовой. На базе двигателя АН-1 (12ЧН18/20) конструкции А. Д. Чаромского под руководством В. М. Яковлева была выполнена судовая версия двигателя. Устанавливался на катер «Комсомолец», спроектированным в конструкторском бюро А. Туполева. Двигатель был оснащен реверсивным устройством, приводным центробежным нагнетателем, насосом заборной воды и охлаждаемым выпускным коллектором. Новый двигатель получил обозначение М-50, двигатель развивал мощность 750 кВт при 1700 об/мин, ресурс же составлял 300 часов. Новый двигатель серийно начал выпускать ленинградский завод «Звезда» в 1948 году.

В 1953 году на ленинградском заводе «Звезда» организуется ОКБ-800, который возглавляет Владимир Михайлович Яковлев. Пройдет всего лишь три года и в 1956 году 42-цилиндровый двигатель пройдет трёхсотчасовые ресурсные испытания и успешно пройдет межведомственные испытания. Новый двигатель получил наименования М-503А с максимальной мощностью 2950 кВт при частоте вращения 2200 об/мин [1].

Литература:

1. И. П. Тартаковский, Л. Г. Шульман Судовые звездообразные дизели М500.Диагностика неисправностей. -СПБ: Судостроение,2009–256 с.:ил.

2. Радченко В. А., Паюсов В. И., Закричевский В. П. ОАО «Звезда»-70 лет на службе Отечеству // Двигателестроение -2002.-№ 3.-С.3–10.

3. Наливайко В. С., к.т. н., проф. НУК. Р. Дизель, Г. Тринклер — их роль в развитии двигателестроения Архивная копия от 15 августа 2011 на Wayback Machine.

Основные термины (генерируются автоматически): двигатель, баз двигателя, дизель, дизельный двигатель, качество топлива, кВт, ленинградский завод, Рудольф.


Ключевые слова

дизельный двигатель, звездообразный дизель, двигатель серии М500

Похожие статьи

Современные дизельные двигатели. Топливная система

Топливная система предназначена для питания двигателя автомобиля топливом, а также его хранения и очистки.

Топливная система бензинового и дизельного двигателей имеет, в основном

Поэтому в дизелях Common Rail использование качественного топлива является...

Исследование эффективности использования биотоплива...

Если для бензиновых двигателей использование метанола как добавки к бензину (15 %) не

«При работе на метаноле с воспламенением от запальной порции дизельного топлива

Для нормальной работы двигателя необходимо подавать не менее 10 % запальной дозы топлива.

Направления совершенствования дизельных двигателей

Однако высокий КПД дизельных двигателей остался, а по экологическим нормам дизель даже начал вырываться

Сегодня немало двигателей соответствует перспективным нормам Евро IV, а вот

Современные СОД могут работать на высоковязких топливах, но по экономичности и...

Исследование рабочих процессов судовых дизелей при...

Система смесеобразования дизельного двигателя обеспечивает: - Распыление топлива. Такой способ является относительно эффективным, но способ получения такого канала литьём в форму, это сложный и дорогостоящий процесс изготовления самой формы, да и проведение...

Влияние режима питания двухтопливного судового главного...

В статье рассматривается вопрос влияния выбора типа топлива для двухтопливного главного судового двигателя метановоза, используемого в прямом (грузовом) и обратном (балластном) рейсах, на экономичность его эксплуатации.

Мощностные и экономические показатели дизеля при работе на...

В Вятской ГСХА на базе кафедры тепловых двигателей, автомобилей и тракторов осуществлена разработка дизеля 2Ч 10,5/12,0 для работы на метаноле с использованием двойной системы топливоподачи. В работе приводится анализ полученных результатов.

Подогреватель дизельного топлива | Статья в журнале...

Пример использования. Систему питания дизельного двигателя дополняют подогревателем топлива, содержащим систему регулирования

Ключевые слова. подогреватель дизельного топлива, температура топлива, электронный блок управления, поддержание температуры...

Исследование эффективных показателей дизеля Д-245.7 при...

В данной статье рассмотрено исследование эффективных показателей дизеля Д-245.7 при работе на дизельном топливе и природном газе.

На кафедре ДВС Вятской ГСХА в течении ряда лет проводятся исследования по переводу двигателей внутреннего сгорания для работы...

Перспективы применения роторно-поршневых двигателей

Один из первых двигателей, созданных Ванкелем (DKM 54), имел рабочий объем 0,25 л и

С 1976 года волжский автомобильный завод начал серийно выпускать двигатель РПД, который

Широко распространенный способ снижения расхода топлива в поршневых ДВС посредством...

Фильтр-водоотделитель для дизельных двигателей автомобилей

Фильтр-водоотделитель предназначен для установки в системе питания дизельных двигателей тракторов и автомобилей. Рекомендуется для внедрения на предприятиях и в организациях, эксплуатирующих строительную и сельскохозяйственную технику...

Похожие статьи

Современные дизельные двигатели. Топливная система

Топливная система предназначена для питания двигателя автомобиля топливом, а также его хранения и очистки.

Топливная система бензинового и дизельного двигателей имеет, в основном

Поэтому в дизелях Common Rail использование качественного топлива является...

Исследование эффективности использования биотоплива...

Если для бензиновых двигателей использование метанола как добавки к бензину (15 %) не

«При работе на метаноле с воспламенением от запальной порции дизельного топлива

Для нормальной работы двигателя необходимо подавать не менее 10 % запальной дозы топлива.

Направления совершенствования дизельных двигателей

Однако высокий КПД дизельных двигателей остался, а по экологическим нормам дизель даже начал вырываться

Сегодня немало двигателей соответствует перспективным нормам Евро IV, а вот

Современные СОД могут работать на высоковязких топливах, но по экономичности и...

Исследование рабочих процессов судовых дизелей при...

Система смесеобразования дизельного двигателя обеспечивает: - Распыление топлива. Такой способ является относительно эффективным, но способ получения такого канала литьём в форму, это сложный и дорогостоящий процесс изготовления самой формы, да и проведение...

Влияние режима питания двухтопливного судового главного...

В статье рассматривается вопрос влияния выбора типа топлива для двухтопливного главного судового двигателя метановоза, используемого в прямом (грузовом) и обратном (балластном) рейсах, на экономичность его эксплуатации.

Мощностные и экономические показатели дизеля при работе на...

В Вятской ГСХА на базе кафедры тепловых двигателей, автомобилей и тракторов осуществлена разработка дизеля 2Ч 10,5/12,0 для работы на метаноле с использованием двойной системы топливоподачи. В работе приводится анализ полученных результатов.

Подогреватель дизельного топлива | Статья в журнале...

Пример использования. Систему питания дизельного двигателя дополняют подогревателем топлива, содержащим систему регулирования

Ключевые слова. подогреватель дизельного топлива, температура топлива, электронный блок управления, поддержание температуры...

Исследование эффективных показателей дизеля Д-245.7 при...

В данной статье рассмотрено исследование эффективных показателей дизеля Д-245.7 при работе на дизельном топливе и природном газе.

На кафедре ДВС Вятской ГСХА в течении ряда лет проводятся исследования по переводу двигателей внутреннего сгорания для работы...

Перспективы применения роторно-поршневых двигателей

Один из первых двигателей, созданных Ванкелем (DKM 54), имел рабочий объем 0,25 л и

С 1976 года волжский автомобильный завод начал серийно выпускать двигатель РПД, который

Широко распространенный способ снижения расхода топлива в поршневых ДВС посредством...

Фильтр-водоотделитель для дизельных двигателей автомобилей

Фильтр-водоотделитель предназначен для установки в системе питания дизельных двигателей тракторов и автомобилей. Рекомендуется для внедрения на предприятиях и в организациях, эксплуатирующих строительную и сельскохозяйственную технику...

Задать вопрос