Изменения законодательства Российской Федерации в части установления квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 31.12.2018

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Тэн, А. А. Изменения законодательства Российской Федерации в части установления квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы / А. А. Тэн. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 214-218. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55220/ (дата обращения: 20.04.2024).



Работа посвящена сравнительно-правовому анализу изменений в нормативно-правовых актах Российской Федерации касательно требований квалификации, предъявляемых для замещения должностей государственной гражданской службы. Проведен анализ изменений и дополнений законодательства в части требований к образованию лиц, замещающих государственные должности государственной гражданской службы и кандидатов на замещение должностей, требований к стажу работы по государственной службе и профессиональному стажу.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, должность государственной гражданской службы, квалификация, уровень образования, стаж работы на государственной службе, профессиональная служебная деятельность государственных гражданских служащих

Государственное управление обретает эффективность, если исполнители, являющиеся государственными служащими, качественно выполняют задачи и функции государственных органов, обладают надлежащей квалификацией. Квалификация в общем смысле означает уровень образования человека, его опыт работы, профессиональные знания и умения. [10, с.1]

Необходимость поступления квалифицированных и компетентных государственных служащих на государственную гражданскую службу влечет за собой необходимость разработки и внедрения в системе государственной службы необходимого набора требований к квалификации. Эти требования должны ориентироваться на цели и задачи государственных органов, включать уровень профессионального образования, необходимые знания, умения и навыки. В таком случае государственное управление приобретет и в будущем не потеряет эффективность. Именно на развитие профессионализма государственной службы должны быть направлены изменения в законодательстве, регулирующем данную отрасль. [7, с.3]

Закон не содержит легального определения понятия «квалификационные требования», его можно вывести лишь синтетическим путем. Анализ законодательства позволил определить квалификационные требования к государственным гражданским служащим как совокупность уровня образования и стажа, необходимых для занятия определенной должности. Подобной точки зрения придерживаются и ученые. Так, Б. В. Лытов [9, с.6] определяет квалификационные требования как уровень профессионализма служащего, состоящий из стажа и образования, соответствующий его должности. В. Ю. Войтович [7, с. 138] квалификацией служащих называет набор необходимых для занятия определенных должностей образования и стажа службы.

Новейшие изменения в законодательство в области квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы произошли с принятием Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» [2, с. 1].

Изначально квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы предусмотрены в ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В указанной статье предусмотрены требования об образовании к лицам, замещающим государственные должности, указано, что требования к стажу работы по государственной службе или профессиональной работы для занятия государственных должностей устанавливаются Президентом Российской Федерации или законами субъектов РФ для государственных служащих этих субъектов.

Федеральным законом от 30 июня 2016 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», с учетом требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», установившем уровни профессионального образования: среднее профессиональное, высшее — бакалавриат и высшее — специалитет и магистратура, введены требования к уровню профессионального образования к кандидатам на замещение должностей государственной гражданской службы. С учетом изменений законодательства, установлено, что для занятия высших и главных должностей государственной службы необходимо иметь образование не ниже высшего — специалитет, магистратура, для замещения ведущих должностей — образование не ниже высшего (включая бакалавриат), для занятия старших и младших должностей — профессиональное образование.

Также указанным законом введено положение, согласно которому представитель нанимателя (государственный орган) своим решением может установить необходимость соответствия квалификации кандидата квалификационным требованиям к специальности и направлению профессиональной подготовки. Аналогичная норма также введена в Федеральный закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Установленные квалификационные требования к знаниям и умениям для занятия государственных должностей, должны найти отражение в должностных регламентах государственных гражданских служащих, то есть, в должностных инструкциях.

Следующие изменения в квалификационных требованиях для замещения должностей государственной гражданской службы произошли с принятием Указа Президента РФ от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» [3, с. 1]. В данном указе нашли отражение новые требования по стажу работы по специальности, опыту в области государственной службы, который необходим для занятия соответствующих должностей государственной гражданской службы. [6, с.6]

Данным указом установлены следующие требования в области стажа:

1) для занятия высших должностей федеральной государственной гражданской службы — минимум шесть лет стажа государственной гражданской службы или минимум семь лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

2) для занятия главных должностей федеральной государственной гражданской службы — минимум четыре года стажа государственной гражданской службы или минимум пять лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

3) для занятия ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — минимум два года стажа государственной гражданской службы или минимум четыре года стажа работы по специальности, направлению подготовки;

4) для занятия старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

Таким образом, для занятия должностей государственной гражданской службы, был необходим стаж работы на государственной службе несколько меньший, чем профессиональный стаж.

Вместе с тем, Указом Президента РФ от 12 октября 2017 г. № 478 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» [4, с. 1] в состав установленных квалификационных требований внесены изменения. Данным нормативным правовым актом квалификационные требования к стажу снижены, как к стажу работы на государственной службе, так и к стажу профессиональной работы. Так, для занятия высших должностей государственной службы, теперь необходимо всего четыре года государственной службы. Причем, новые изменения приравняли стаж работы по государственной службы к стажу профессиональной работы. Для занятия высших должностей государственной службы также необходимо четыре года профессионального стажа, как и стажа работы на государственной службе. Для занятия главных должностей государственной службы, соответственно, стало необходимо иметь два года стажа работы на государственной службе или профессиональной работы. Для занятия ведущих, старших и младших должностей, требования к стажу не предъявляются.

Отметим, что такое снижение квалификационных требований является существенным и не содействует повышению профессионализма государственных гражданских служащих. Требования для занятия высших и главных должностей государственной службы, и без того чрезвычайно невысокие — всего шесть лет службы, теперь снижены до совсем небольшого значения — четыре года. Можно предположить, что такое смягчение квалификационных требований откроет дорогу на самые ответственные посты для кандидатов недостаточной квалификации. Положительным моментом рассматриваемых нововведений является уравнивание стажа работы на государственной службе и профессионального опыта по профилю деятельности, что способствует увеличению в государственном управлении профессионалов, знающих особенности и реальные проблемы направлений хозяйствования.

В Указе Президента РФ от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» также содержится важное нововведение в части квалификационных требований к государственным служащим. Если ранее обладатели дипломов об окончании учебных заведений «с отличием» имели три года льготного периода для занятия ведущих должностей государственной службы — минимум один год службы, то в соответствии с Указом от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы», такие лица имеют также период в три года со снижением требования для занятия должностей государственной службы, но уже не ведущих, а главных, что по нашему мнению благотворно сказывается на профессионализме служащих и повышает качественный состав «среднего звена» государственной службы. Специалист, «на отлично» окончивший высшее учебное заведение, практически гарантированно будет качественно выполнять должностные обязанности и эффективно работать.

Для реализации указанных нововведений законодательства, Министерством труда и социальной защиты РФ для помощи государственным органам в разработке квалификационных требований, предъявляемых к государственным служащим, разработан справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих [5, с 1].

Справочник содержит описание квалификационных требований к государственным служащим, среди которых требования к уровню образования, стажу работы по государственной службе или по профессии, знанию русского языка (государственного языка РФ), основ Конституции РФ, законодательства о гражданской службе и противодействию коррупции, умениям обращаться с информационно-коммуникационными технологиями. Справочник содержит разделение профессионально-функциональных требований в зависимости от обязанностей служащих: нормативное правовое регулирование и выработка государственной политики; осуществление контрольно-надзорной деятельности; предоставление государственных услуг; осуществление исполнительно-распорядительных и обеспечивающих функций и другие.

Отметим, что данный справочник разработан впервые и в полной мере способствует унификации квалификационных требований к государственной службе. Если раньше представители нанимателя данные требования разрабатывали и устанавливали самостоятельно при разработке должностных инструкций, то теперь они обязаны руководствоваться только теми требованиям, которые установлены в Указе и квалификационном справочнике.

Таким образом, проведя исследование новейших изменений законодательства в области квалификационных требований для замещения должностей на государственной гражданской службе, можно сделать вывод, что современные тенденции законодательства идут по пути обеспечения единства требований к профессионализму персонала на разных уровнях управления. Требования к квалификации служащих унифицируются, что дает основание к единообразному подходу оценки как кандидатов на замещение должностей, так и уже работающих служащих. Это является положительным моментом и серьезным шагом к обеспечению профессионального и качественного исполнения должностных обязанностей, обеспечивает некий гарантированный минимум качества государственного управления. И для того чтобы стать государственным служащим, соискателям придется соответствовать определенным требованиям к уровню образования, стажу работы и другим показателям. Применение единообразного подхода к установлению квалификационных требований создаст возможности для повышения эффективности кадровой политики в системе государственного управления. Конечно, нельзя однозначно сказать, насколько будут эффективны новые квалификационные требования, но можно сказать точно, что изменения требовались.

Литература:

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 445.
  2. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»: федер. закон от 30.06.2016 № 224-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 43. Ст. 2212.
  3. О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы: указ Президента РФ от 16.01.2017 № 16 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 2. Ст. 43.
  4. О внесении изменений в Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента РФ от 12.10.2017 № 478 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 49. Ст. 1128.
  5. Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы, утвержден приказом министра труда и социальной защиты РФ № 442 от 12.04.2017 // Вестник Министерства труда РФ. 2017. № 8. С 12–19.
  6. Башуров, В. Б., Косицин, И. А. Квалификационные требования для замещения должности государственной гражданской службы Российской Федерации // Вестник ОмЮА. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvalifikatsionnye-trebovaniya-dlya-zamescheniya-dolzhnosti-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhby-rossiyskoy-federatsii.
  7. Войтович В. Ю. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие // В. Ю. Войтович — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», изд-во Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2013. — 286 с.
  8. Гаврилкина, Ю. В. Внеконкурсное назначение на должность государственной гражданской службы: коллизии действующего законодательства // Вестник ПАГС. 2017. № 3 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnekonkursnoe-naznachenie-na-dolzhnost-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhby-kollizii-deystvuyuschego-zakonodatelstva.
  9. Лытов, Б. В. Государственная служба: проблемы прохождения / Б. В. Лытов // Власть. 2002 г. № 7. С. 6.
  10. Тен, А. Изменения законодательства РФ в части установления квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы // «Верное решение». 2018. № 04 (186). С. 6–7.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная гражданская служба, государственная служба, стаж работы, замещение должностей, требование, Российская Федерация, направление подготовки, федеральная государственная гражданская служба, должность, стаж.


Ключевые слова

уровень образования, квалификация, государственная гражданская служба, должность государственной гражданской службы, стаж работы на государственной службе, профессиональная служебная деятельность государственных гражданских служащих

Похожие статьи

Вопросы реализации трудовых отношений лицами...

Должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы

Одно из центральных мест в кадровой работе занимают вопросы реализации трудовых отношений

– о включении в стаж работы периодов замещения отдельных должностей руководителей и...

О вопросах обеспечения прохождения гражданскими служащими...

«О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, и государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах...

Некоторые проблемы правового регулирования государственной...

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в статье 12 «Квалификационные требования к должностям гражданской службы» установил: «Квалификационные требования к стажу гражданской службы...

Нормативно-правовая база государственной гражданской...

Изучая нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность государственной гражданской службы Российской Федерации можно прийти к тому, что законодательство охватывает систему, состоящую из 2 уровней — федерального и регионального (субъекты РФ).

Государственные гарантии как средство реализации принципа...

Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и экономические основы государственной гражданской службы...

Российская Федерация, гражданская служба, государственная...

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации [4]. Каждый вид государственной службы имеет свое правовое...

Методы проведения конкурсного отбора кадров на замещение...

В данной статье автор рассматривает систему отбора кадров на государственной гражданской службе Омской области. Анализируя основные методы оценки кандидатов на соответствие вакантным должностям...

кадровый резерв, гражданская служба, государственная...

кадровый резерв, государственная служба, государственная гражданская служба, организация работы, резерв, формирование резерва, государственный орган, вакантная должность, Российская... Региональный опыт организации работы с кадровым резервом...

Направления развития кадровой политики в системе...

Соответственно, эффективная и профессиональная государственная служба пользующаяся

Представляет интерес опыт субъектов Федерации в проведении кадровой политики в системе

В настоящее время для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей...

Похожие статьи

Вопросы реализации трудовых отношений лицами...

Должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы

Одно из центральных мест в кадровой работе занимают вопросы реализации трудовых отношений

– о включении в стаж работы периодов замещения отдельных должностей руководителей и...

О вопросах обеспечения прохождения гражданскими служащими...

«О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, и государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах...

Некоторые проблемы правового регулирования государственной...

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в статье 12 «Квалификационные требования к должностям гражданской службы» установил: «Квалификационные требования к стажу гражданской службы...

Нормативно-правовая база государственной гражданской...

Изучая нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность государственной гражданской службы Российской Федерации можно прийти к тому, что законодательство охватывает систему, состоящую из 2 уровней — федерального и регионального (субъекты РФ).

Государственные гарантии как средство реализации принципа...

Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и экономические основы государственной гражданской службы...

Российская Федерация, гражданская служба, государственная...

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации [4]. Каждый вид государственной службы имеет свое правовое...

Методы проведения конкурсного отбора кадров на замещение...

В данной статье автор рассматривает систему отбора кадров на государственной гражданской службе Омской области. Анализируя основные методы оценки кандидатов на соответствие вакантным должностям...

кадровый резерв, гражданская служба, государственная...

кадровый резерв, государственная служба, государственная гражданская служба, организация работы, резерв, формирование резерва, государственный орган, вакантная должность, Российская... Региональный опыт организации работы с кадровым резервом...

Направления развития кадровой политики в системе...

Соответственно, эффективная и профессиональная государственная служба пользующаяся

Представляет интерес опыт субъектов Федерации в проведении кадровой политики в системе

В настоящее время для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей...

Задать вопрос