Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 30.12.2018

Статья просмотрена: 1121 раз

Библиографическое описание:

Кананчук, Л. А. Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования / Л. А. Кананчук, В. А. Журавлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55209/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: любознательность, экспериментирование, воспитание, обучение, мышление, познание, интеллектуальное мышление, когнитивный, эмоциональный, деятельностный, качество и количество детских вопросов.

На современном этапе развития общества к личности предъявляются достаточно высокие требования, которые связаны с умением ориентироваться в большом количестве информации, адекватно её воспринимать и перерабатывать. Развитие данных умений возможно при достаточно высокой познавательной активности, реализуемой в комплексе личностных свойств. Одним из ключевых свойств проявления познавательной активности является любознательность, она выражает собой активность в процессе познания, которая обеспечивает готовность и постоянство стремления человека к освоению новой информации.

В работах отечественных учёных любознательность рассматривается как интеллектуальное чувство, как условие мотивации, как мотив к деятельности и как свойство личности, а также как познавательная потребность и познавательный интерес.

В условиях реализации ФГОС развитие любознательности и инициативности выступает одной из важных задач организации процесса обучения и воспитания ребёнка, это обусловлено тем, что дошкольный возраст является периодом интенсивного становления личности и всех её сфер: познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой и т. д. Проявление любознательности играет важную роль в познавательной деятельности в целом и служит важнейшим условием подготовки ребёнка к обучению в школе.

В исследовании К. М. Рамоновой были определены критерии и показатели любознательности в старшем дошкольном возрасте. Автор выделяет три основных компонента любознательности и их показатели. К их основным компонентам любознательности относятся когнитивный, эмоциональный и деятельностный [6].

Показателями когнитивного компонента выступает осознанность любознательности, внимание и интерес к предмету или деятельности, которые проявляются через количество и качество детских вопросов.

Показателями эмоционального компонента являются устойчивость любознательности, положительное и эмоциональное отношение к предмету или деятельности.

Деятельностный компонент проявляется в активности любознательности, то есть активных самостоятельных действиях, направленных на изучение предмета, понимание его функционального значения и т. д.

Ребёнку дошкольного возраста от природы присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами реальности, а в старшем дошкольном возрасте дети уже задумываются о разных физических явлениях, например, таких как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и воде, различная окраска объектов в окружающей действительности и т. д.

Одним из средств развития любознательности в старшем дошкольном возрасте выступает детское экспериментирование.

Е. Э. Кригер определяет экспериментирование как специально организованную деятельность, которая способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. В процессе экспериментирования дети не только отслеживают, но и анализируют особенности «поведения» предметов и объектов в специально созданных условиях, составляют задачу экспериментальной деятельности [2].

К структурным элементам экспериментирования относят: цель, планирование способов достижения цели, контроль процесса деятельности, включающий взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности.

Е. А. Меньшикова указывает, что основу для проявления любознательности ребенка в экспериментировании составляют противоречия между сложившимися знаниями, умениями и навыками, а также усвоенным опытом, и новыми познавательными задачами, и ситуациями, которые возникли в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения [5].

Важное значение в развитии любознательности детей старшего дошкольного возраста имеет учет педагогический условий организации этого процесса.

Процесс познания в дошкольном возрасте тесным образом связан с организацией предметно-развивающей среды. С. И. Кудинов считает, что во многом, развитие любознательности ребёнка старшего дошкольного возраста связано с окружающей его средой, наличием в этой среде стимулов, благодаря которым развиваются познавательные потребности. Именно от взрослых, от того, как они организуют предметно-развивающую среду ребёнка и его деятельность, зависит обеспечение условий для развития любознательности [3].

В связи с этим, важное значение играет создание в предметно-развивающей среде таких ресурсов, методических материалов, игровых материалов, экспериментальных центров, которые позволят, во-первых, реализовать у ребёнка потребность в познании и с помощью которых будет стимулироваться проявление любознательности у детей. В то же время, как отмечают исследователи, само по себе обогащение предметно-развивающей среды не может выступать источником развития любознательности, важное значение имеет педагогическое руководство деятельностью детей в условиях предметно-развивающей среды.

А. М. Матюшкин отмечает, что в старшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому использование разных видов игр, особенно игр дидактических, игр, связанных с экспериментированием, познанием является важным средством развития любознательности детей. Большое значение имеет наполнение предметно-развивающей среды предметами многофункциональными, предметами, отражающими разные стороны окружающего мира, поэтому в зонах экспериментирования происходит оснащение различными материалами: природными, специальными, инструментами для экспериментирования и т. д. [4].

По мнению Ж. П. Конечной, в старшем дошкольном возрасте любознательность изначально обусловлена внешними свойствами предметов и явлений, недостаток у ребёнка знаний и жизненного опыта ограничивает возможность проникновения в сущность вещей, выделение их существенных признаков. Важное значение для развития любознательности имеет использование проблемного метода. Побуждение вопросов и любознательности у детей часто связано с тем, что дети оказываются в новой ситуации, либо сталкиваются с проблемой, либо знакомятся с материалом, в котором им не всё понятно. Это стимулирует проявление любознательности. Экспериментирование по своему содержанию тесным образом связано с разрешением противоречий, проблемных ситуаций, поиском ответов на вопросы [1].

Не менее значимым является также и взаимодействие с родителями и педагогами. Посредством проведения комплекса мероприятий для педагогов и родителей формируется система представлений об особенностях развития любознательности в старшем дошкольном возрасте, методах и приемах ее развития.

Таким образом, мы можем отметить, что в дошкольном возрасте любознательность представляет собой интегративное качество, которое проявляется в стремлении к получению знаний, необходимости обладания способом и системой получения знаний, стремлении к обработке новой информации. Одним из средств развития любознательности старших дошкольников выступает экспериментирование. К числу педагогических условий развития любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования относятся: разработка комплекса занятий по экспериментированию с учетом разнообразия тематики и содержания занятия, используемых материалов, активизации познавательной деятельности посредством постановки проблемы; организация развивающей предметно-пространственной среды; взаимодействие с родителями и педагогами.

Литература:

  1. Конечная Ж. П. Педагогические условия развития любознательности детей старшего дошкольного возраста // Образование и наука в современных условиях: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 2 (7). С. 122–124.
  2. Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф.. дис. канд. пед. наук. -Барнаул, 2010. 17 с.
  3. Кудинов С. И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты: Монография. — Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 2011. 270 с.
  4. Матюшкин A. M. К проблеме порождения ситуативных познавате-льных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности: сб. статей / под. ред. O. K. Тихомирова. — М.: Изд-во МГУ, 2009. -232 с.
  5. Меньшикова Е. А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник ТГПУ. 2009. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-psihologo-pedagogicheskoy-prirode-lyubopytstva-i-lyuboznatelnosti-detey (дата обращения: 04.04.2016).
  6. Рамонова К. М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста. СПб, 2007. 187 с.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, предметно-развивающая среда, окружающий мир, проявление любознательности, развитие любознательности, экспериментирование, познавательная деятельность, процесс познания, тесный образ.


Ключевые слова

обучение, воспитание, мышление, когнитивный, познание, деятельностный, экспериментирование, любознательность, интеллектуальное мышление, эмоциональный, качество и количество детских вопросов

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод...

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование, ребенок среднего

Что значит экспериментирование для дошкольника? окружающий мир, ребенок, природа, знание

В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и...

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного...

В старшем дошкольном возрасте любознательность приобретает более выраженный характер. Это связано с тем, что у детей активно

Сигида, Н. В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр-экспериментирований...

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Экспериментирование — это активная деятельность

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это

Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает взаимодействие с...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в

Развитие познавательной активности в образовательном процессе ДОУ в свете

Экспериментированиедеятельность, которая позволяет ребенку моделировать в...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы

Любознательность — склонность к приобретению новых знаний.

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа...

Развитие познавательной активности дошкольника при...

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре...

Развитие познавательной активности детей среднего...

Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе дошкольного образования.

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста характеризуется

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации на практике...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда. Одной из актуальных проблем на всех этапах...

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод...

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование, ребенок среднего

Что значит экспериментирование для дошкольника? окружающий мир, ребенок, природа, знание

В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и...

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного...

В старшем дошкольном возрасте любознательность приобретает более выраженный характер. Это связано с тем, что у детей активно

Сигида, Н. В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр-экспериментирований...

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Экспериментирование — это активная деятельность

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это

Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает взаимодействие с...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в

Развитие познавательной активности в образовательном процессе ДОУ в свете

Экспериментированиедеятельность, которая позволяет ребенку моделировать в...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы

Любознательность — склонность к приобретению новых знаний.

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа...

Развитие познавательной активности дошкольника при...

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре...

Развитие познавательной активности детей среднего...

Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе дошкольного образования.

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста характеризуется

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации на практике...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда. Одной из актуальных проблем на всех этапах...

Задать вопрос