Методический подход к изучению профессиональной Я-концепции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 30.12.2018

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Паскевский, В. Е. Методический подход к изучению профессиональной Я-концепции / В. Е. Паскевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 254-255. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55207/ (дата обращения: 25.04.2024).



Методический подход к изучению профессиональной Я-концепции

Паскевский Вячеслав Евгеньевич, студент магистратуры

Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета

В данной статье речь идет об особенностях методического подхода к изучению Я-концепции. Автор дает понятие Я-концепции с точки зрения зарубежных и отечественных исследований, а также анализирует основные методические проблемы, с которыми сталкиваются исследователи в процессе ее изучения.

Ключевые слова: профессиональная Я-концепция, методический подход, психологическая наука, термин, исследовательская позиция, оценка.

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что процесс введения в психологическую науку того или иного конструкта, как правило, через некоторое время возникает потребность его конкретизировать или адаптировать в конкретную область научного знания. Данный процесс является вполне естественным и служит для того, чтобы повысить эффективность проводимых исследования.

Так, в 1949 году на конференции в Колорадо, США, Дональдом Сьюпером была впервые обозначена профессиональная Я-концепция в качестве одной из разновидностей Я-концепции, причем исследователь определил ее как «результат компромисса между унаследованными генетическими качествами и способностями, возможностями исполнения различных социальных ролей и оценкой того, в какой степени все вышеперечисленное сочетается с ожиданиями руководства и коллег» [4, с. 90].

Через несколько лет этот же исследователь сделал попытку операционализировать введенный им термин, определив на этот раз Я-концепцию в качестве «набора характеристик самовосприятия, которые осознаются индивидом в качестве профессионально релевантных» [5, с. 20]. В рамках этой же работы Д. Сьюпером, помимо традиционных качеств личности, были также выделены такие черты профессиональной Я-концепции, как самооценка, ясность мышления, уверенность, стабильность и чувство реальности.

В рамках одной из своих последних работ Д. Сьюпер попытался обозначить сходство профессиональной Я-концепции с личностными конструктами (по Келли) для того, чтобы разъяснить тезис о возможной направленности индивида на себя и на внешнюю ситуацию. Также им отдельно были выделены новые для разработанной им теории значимые составляющие профессиональной Я-концепции, среди которых необходимо назвать такие, как самооценка и самоэффективность [6].

Однако, в качестве более научного и отражающего комплексную сущность профессиональной Я-концепции можно назвать определение, которое было дано данному феномену С.Т. Джанерьян, которая определяет ее в качестве системы сопряженных с оценкой представлений индивида о себе как о субъекте профессиональной деятельности и как личности, которая предназначена для того, чтобы реализовать те или иные по содержанию смысловые отношения человека к профессии и посредством этого – для того, чтобы обеспечить его собственное функционирование и саморазвитие / самореализацию в профессии [1, с. 162].

Отсутствие на настоящий момент единого ответа на три основных вопроса о том, что собой представляет профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность, какие составляющие в них входят и каким образом они могут быть измерены, представляют собой естественное осложнение исследования данной проблемы. В большинстве случаев недостаток такого общего понимания с теоретической точки зрения ведет к тому, что исследователи каждый раз по-своему дают ответы на вышеприведенные вопросы, внося в существующую теорию новые результаты и данные, однако, при всем при этом, не привнося в нее какого-либо концептуального единства [2].

Исследовательская позиция множества ученых, занимающихся этим вопросом, среди которых можно назвать, например, А.М. Рикеля, дает возможность «развести» исследуемые понятия в соответствии с одним крайне важным основанием, которое можно охарактеризовать следующим образом: профессиональная идентичность, в отличие от профессиональной Я-концепции как психологического явления, не представляет собой собирательного термина, который подразумевает, что в него входит определенный набор шкал. В то же время в данной области психологической науки в том случае, если разговор заходит о комплексных психологических конструктах, имеются две ярко выраженные тенденции, имеющие противоположную направленность, а именно:

  1. Преувеличение значимости выделения единого комплексного конструкта может привести ели не к отказу от исследования входящих в этот конструкт переменных, то, как минимум, к явному снижению внимания к отдельным его шкалам. Данная ситуация может быть оправдана только в том случае, если имеет место ясное и четкое отграничение характеристик самого конструкта, и если при этом у него имеется собственная шкала, и, соответственно, при отказе от исследования внутренних переменных глобальный конструкт ничего не теряет. В рамках данного контекста роль конструкта профессиональной Я-концепции невозможно слишком завысить, поскольку на настоящий момент времени еще не разработано теории, в рамках которой уравнивались бы входящие в нее переменные (например, профессиональная самооценка и представления индивида о собственных профессиональных ориентациях). Также, несмотря на то, что в наличии имеются общие контуры понимания различий между ясной и нечеткой профессиональной Я-концепцией, в данном случае не существует единой шкалы ее измерения и методологии, разработанной специальной для этого. Каждая их переменных, которая является частью конструкта профессиональной Я-концепции, обладает независимой значимостью и актуальность с точки зрения представлений индивида о своем профессиональном «Я».
  2. Преуменьшение значимости вычленения единого комплексного конструкта, что, если исходит из данной формулировки, ставит под вопрос необходимость ее выделения. Формальное объединение в рамках какого-либо исследования тех или иных переменных под одной «крышей» с детальным изучением этих переменных и при отсутствии анализа с позиций именно этого конструкта представляется малозначимым [3].

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что методический подход к изучению профессиональной Я-концепции находится пока в стадии разработки, так как данное направление является относительно новым для психологической науки.

Литература:

  1. Джанерьян С.Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник Оренбургского государственного университета. Приложение «Гуманитарные науки». - 2005. - №4. С. 162–169.
  2. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 // Психологические исследования. – 2011. - №2 (16). – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://psystudy.ru/num/2011n2-16/457-rikel16. Дата обращения: 19.12.2018.
  3. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2 // // Психологические исследования. – 2011. - №3 (17). – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/486-rikel17.html. Дата обращения: 19.12.2018.
  4. Super D.E. Vocational adjustment: Implementing a self-concept // Occupations. - 1951. - №30. - P. 88–92.
  5. Super D.E. Self-concepts in vocational development // D.E. Super. Career development: Self-Concept Theory. - New York: College Entrance Examination Board, 1963. - P. 1–16.
  6. Super D.E. A life-span space approach to career development // D.Brown, L.Brooks and Associates (Eds.). Career choice and development. - Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1990. - P. 197–261.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная Я-концепция, методический подход, психологическая наука, единый комплексный конструкт, конструкт, переменная, профессиональная идентичность, том.


Похожие статьи

Профессиональная идентичность как основной элемент...

Профессиональная идентичность как комплексное, интегративное понятие исследовалось многими учеными (Е. П. Ермолаева, Д. И. Завалишина, Н. С. Пряжников, Е. А. Климов, А. А. Реан, Д. В. Ронзин, В. И. Павленко, Л. Б. Шнейдер, В. М. Проселова, Ю. П. Поваренков).

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по...

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности...

Формирование «Яконцепции» в детском, подростковом...

«Я-концепция» рассматривается в виде сложной системы конструктов, функционирующих в динамическом единстве.

А.Адлер предложил термин «творческое Я» - единое, внутреннее

Идентичность «Эго» иногда возникает в процессе интеграции отдельных идентификаций.

профессиональная Я-концепция, профессиональная...

Профессиональная Я-концепция, по мысли Сьюпера, — это конструкт, объясняющий, насколько работа «отвечает» личности карьериста. Сформулированное подобным образом определение этого личностного конструкта позволяет проводить параллели между...

Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на...

Исследования проблемы психологической составляющей профессиональной мобильности

По определению Л. П. Шевченко, профессиональная мобильность — это психологическая

Итак, профессиональная мобильность как сложный конструкт одновременно характеризует

Положительная профессиональная Я-концепция как фактор...

В психологической литературе с профессиональной Я-концепцией связаны различные феномены: профессиональные кризисы, профессиональное поведение, типы «Я», профессиональная самооценка, психологические проблемы руководителей...

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте...

В современных зарубежных источниках под профессиональным успехом принято понимать комплекс позитивных результатов, являющихся следствием достижений всей карьеры человека, как в психологическом плане, так и в плане объективных профессиональных результатов [7].

Сущность понятий «идентичность», «полоролевая...

Это связано с тем, что полоролевая идентичнось рассматривается как базовый конструкт личности, который оказывает влияние на становление социальной, этнической, профессиональной идентичности, на развитие личности в целом.

Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу...

Этот конструкт — тенденция актуализации — несомненно, является гетеростатической концепцией.

В психологической науке преобладающим является понимание системы ценностей как феномена, близкому к феномену мотивов и потребностей.

Эволюция гендерной теории и ее отражение в педагогической...

«Гендер» является более сложным социокультурным конструктом и понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая...

Похожие статьи

Профессиональная идентичность как основной элемент...

Профессиональная идентичность как комплексное, интегративное понятие исследовалось многими учеными (Е. П. Ермолаева, Д. И. Завалишина, Н. С. Пряжников, Е. А. Климов, А. А. Реан, Д. В. Ронзин, В. И. Павленко, Л. Б. Шнейдер, В. М. Проселова, Ю. П. Поваренков).

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по...

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности...

Формирование «Яконцепции» в детском, подростковом...

«Я-концепция» рассматривается в виде сложной системы конструктов, функционирующих в динамическом единстве.

А.Адлер предложил термин «творческое Я» - единое, внутреннее

Идентичность «Эго» иногда возникает в процессе интеграции отдельных идентификаций.

профессиональная Я-концепция, профессиональная...

Профессиональная Я-концепция, по мысли Сьюпера, — это конструкт, объясняющий, насколько работа «отвечает» личности карьериста. Сформулированное подобным образом определение этого личностного конструкта позволяет проводить параллели между...

Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на...

Исследования проблемы психологической составляющей профессиональной мобильности

По определению Л. П. Шевченко, профессиональная мобильность — это психологическая

Итак, профессиональная мобильность как сложный конструкт одновременно характеризует

Положительная профессиональная Я-концепция как фактор...

В психологической литературе с профессиональной Я-концепцией связаны различные феномены: профессиональные кризисы, профессиональное поведение, типы «Я», профессиональная самооценка, психологические проблемы руководителей...

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте...

В современных зарубежных источниках под профессиональным успехом принято понимать комплекс позитивных результатов, являющихся следствием достижений всей карьеры человека, как в психологическом плане, так и в плане объективных профессиональных результатов [7].

Сущность понятий «идентичность», «полоролевая...

Это связано с тем, что полоролевая идентичнось рассматривается как базовый конструкт личности, который оказывает влияние на становление социальной, этнической, профессиональной идентичности, на развитие личности в целом.

Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу...

Этот конструкт — тенденция актуализации — несомненно, является гетеростатической концепцией.

В психологической науке преобладающим является понимание системы ценностей как феномена, близкому к феномену мотивов и потребностей.

Эволюция гендерной теории и ее отражение в педагогической...

«Гендер» является более сложным социокультурным конструктом и понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая...

Задать вопрос