Работа над алфавитом и лексикой при обучении русскому языку как иностранному на элементарном уровне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 29.12.2018

Статья просмотрена: 461 раз

Библиографическое описание:

Набоких, Е. М. Работа над алфавитом и лексикой при обучении русскому языку как иностранному на элементарном уровне / Е. М. Набоких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55197/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: русский язык, элементарный уровень, задание, лексика, слово.

Аспект обучения лексической системы русского языка остается еще недостаточно лингвистически разработанным и методически организованным. Это обстоятельство объясняется тем, что «во-первых, системность в лексике — самое сложное явление в структуре языка, так как лексика пока еще трудно поддается упорядочению, и во-вторых, само по себе слово как основная базисная единица языка — тоже очень сложное, разноплановое и многомерное явление, универсальное по характеру и уникальное по объему выполняемых в языке функций» [2, с.45].

Без овладения словарным запасом невозможно ни понимание речи, ни выражение собственных мыслей, поэтому лексическому аспекту речи на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному отводится большое место. Недаром известный ученый-лексиколог утверждает, что «обучение языку — это, прежде всего, обучение правильному пониманию и употреблению его слов, лексики. Если извлечь лексику, то в ней не останется ничего. Все в языке начинается со слов и кончается словами, вследствие чего овладение словарным запасом языка является центральной проблемой обучений иностранному языку» [3, с.86].

Работа над лексикой на начальном этапе обучения РКИ имеет свои особенности: основной целью является овладение минимумом лексических знаний, необходимых для практического владения языком и развития лексических умений.

В «Требованиях по русскому языку как иностранному» отмечается, что лексический минимум на элементарном уровне составляет 780 единиц, обеспечивающих общение в рамках тематического и интенциального минимума данного стандарта. Основной состав активного словаря элементарного уровня обслуживает бытовую, учебную и социально-культурную сферы общения [1, с.19].

Практическая работа по системному по работе над лексикой проводится преподавателем-грамматистом на занятиях по русскому языку с иностранными слушателями подготовительного факультета (факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин) Российского университета дружбы народов, будущими экономистами, юристами, студентами института гостиничного бизнеса и туризма РУДН.

При отборе лексического материала мы ориентировались на конкретные темы по грамматике и лексике, ориентируясь на учебный комплекс «Прогресс» [4, с.3], [5, с.3]

Вот несколько видов заданий по формированию лексических навыков на данном этапе обучения русскому языку как иностранному (А1).

Задания по работе с алфавитом можно проводить уже после 1 недели обучения или в качестве повторения.

Задание 1. Прочитайте. Скажите, какой буквы нет валфавите.

Л

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К˅ М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

1) А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

2) А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

3) А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Задание 2. Прочитайте. Скажите, какие буквы стоят неправильно.

А Б В Г Д Ё ↔Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

1) А В Б Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

2) А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т Ф У Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

3) А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й КЛ М Н О Р П С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы ЬЭЮЯ

Задание 3. Посмотрите таблицу. Напишите слова ифразу.

(18,21,2,1,26,12,1); (17,16,15,6,5,6,13,30,15,10,12);


Задание 4. Прочитайте слова. Поставьте их валфавитном порядке.

Ответы:

Задание 4.

Следующие задания можно проводить после 2 недель обучения.

Задание 1. Прочитайте слова. Найдите рифму

Задание 2. Прочитайте начало иконец. Найдите слова.

Задание 3. Прочитайте. Найдите фразы.

1

Упрощенныескороурокстарушка.

Скоро урок.

2

Квартирбратдоматребуетсам.

3

Аминокистлотычитаешьжурналыост.

4

Вримоякнигасправаблоки.

5

Прлогрпмызнаемтекстнглорм.

Задание 4. Прочитайте. Найдите, где ошибка.

1

Утром я завтракаю.

2

Сейчас урок. Студенты отдыхают.

3

Моя мама работает. Она домохозяйка.

4

Ахмед плохо говорит по-арабски, потому что это его родной язык.

5

Это библиотека. Они читают тут.

6

Это город. Тут мосты, дороги и улицы.

7

Это класс. Тут книги, тетради и суп.

8

Сегодня воскресенье. Мы не идем университет.

Ответы:

  1. Преподаватель, комната, компьютер, математика, профессия, факультет, расписание, магазин.
  2. Брат дома.

Ты читаешь журнал.

Книга справа.

Мы знаем текст.

  1. 2, 3, 4, 7

Таким образом, используя эти задания, мы отрабатываем лексику уроков элементарного уровня, а также закрепляем грамматические навыки. Подобные задания можно выполнять как самостоятельно, так и коллективно. Прочитав правильные ответы вместе с группой, мы закрепляем фонетические навыки. Разные виды заданий позволяют сделать урок РКИ более интересным.

Литература:

  1. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. -2-е издание.-М-СПб.: Златоуст, 2001.-с.19.
  2. Колесникова обучения лексике. М.: Русский язык, 1977. — 156 с.
  3. Кочнева в обучении языку /Методика // Под ред.. М.: Русский язык, 1988. — С.83–95.
  4. Прогресс. Элементарный уровень (А1).-9-е издание, стереотипное.-М.: РУДН, 2018.- с.3.
  5. Прогресс. Практическая грамматика. Элементарный и базовый уровень.- 2-е издание, переработанное и дополненное. –М.:РУДН, 2014.-с.3.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, Ю Я, задание, элементарный уровень, лексика, слово, вид заданий, начальный этап обучения, неделя обучения.


Ключевые слова

русский язык, лексика, задание, слово, элементарный уровень

Похожие статьи

Специфика обучения языку специальности на начальном этапе...

Начальный этап обучения русскому языку как иностранному. Начальный этап – это период обучения «с нуля» до элементарного уровня.

Язык специальности на подготовительном факультете вводится на 5-6 неделях обучения.

Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на...

Ключевые слова: новая лексика, иностранный язык, начальный этап обучения, обучение иностранному языку, игровые технологии.

Игровой подход особенно эффективен на начальном этапе обучения. Игра дает возможность организовать занятия как естественные...

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе

Формирование грамматических навыков начинается уже на начальном этапе обучения иностранному языку.

Начальный этап обучения является самым важным, потому что именно в младшем школьном возрасте могут быть сформированы потребность в учении и...

Использование мультфильмов на начальном этапе обучения...

Начальный этап обучения русскому языку как иностранному, по мнентю специалистов, является наиболее важным и трудным периодом, этот период во многом определяет дальнейшее изучение иностранного языка.

Обучение лексике русского языка как иностранного...

Специфика обучения языку специальности на начальном этапе преподавания русского языка как иностранного в рамках совместной... Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на... Ключевые слова: новая лексика, иностранный язык, начальный этап обучения...

Проблемы разработки лексико-грамматических тестов по РКИ для...

Предмет «Русский язык как иностранный» обладает своей спецификой и существенно

Точно по такому же принципу должны располагаться задания на проверку знания глаголов, причем в

Примерные тестовые задания для контроля лексики и грамматики на начальном этапе...

Чтение как вид речевой деятельности на начальном этапе...

Ключевые слова: чтение, навык, обучение, начальный этап, русский язык. В жизни каждого современного человека чтение занимает

Поэтому одной из основных задач обучения русскому языку как иностранному в иранской аудитории является обучение чтению на нем.

Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по...

Ключевые слова: русский язык, лексика, предметные результаты, игровые технологии, мотивация, интерес.

Анализ предлагаемых заданий и упражнений позволяет сделать вывод, что все они способствуют формированию прочных знаний о лексике русского языка.

Система работы с лингвистическими терминами как условие...

В методике обучения русскому языку описывается связь учебного процесса и методических

Каждый этап усвоения термина и его понятия предполагает строгий отбор видов упражнений в

Как свидетельствует практика обучения русскому языку, фиксация термина необходима.

Формирование лексических навыков на начальном этапе...

Этап тренировки и задания прочных лексических связей.

В методике обучения иностранного языка, а именно его лексической стороне, предлагается использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности...

Похожие статьи

Специфика обучения языку специальности на начальном этапе...

Начальный этап обучения русскому языку как иностранному. Начальный этап – это период обучения «с нуля» до элементарного уровня.

Язык специальности на подготовительном факультете вводится на 5-6 неделях обучения.

Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на...

Ключевые слова: новая лексика, иностранный язык, начальный этап обучения, обучение иностранному языку, игровые технологии.

Игровой подход особенно эффективен на начальном этапе обучения. Игра дает возможность организовать занятия как естественные...

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе

Формирование грамматических навыков начинается уже на начальном этапе обучения иностранному языку.

Начальный этап обучения является самым важным, потому что именно в младшем школьном возрасте могут быть сформированы потребность в учении и...

Использование мультфильмов на начальном этапе обучения...

Начальный этап обучения русскому языку как иностранному, по мнентю специалистов, является наиболее важным и трудным периодом, этот период во многом определяет дальнейшее изучение иностранного языка.

Обучение лексике русского языка как иностранного...

Специфика обучения языку специальности на начальном этапе преподавания русского языка как иностранного в рамках совместной... Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на... Ключевые слова: новая лексика, иностранный язык, начальный этап обучения...

Проблемы разработки лексико-грамматических тестов по РКИ для...

Предмет «Русский язык как иностранный» обладает своей спецификой и существенно

Точно по такому же принципу должны располагаться задания на проверку знания глаголов, причем в

Примерные тестовые задания для контроля лексики и грамматики на начальном этапе...

Чтение как вид речевой деятельности на начальном этапе...

Ключевые слова: чтение, навык, обучение, начальный этап, русский язык. В жизни каждого современного человека чтение занимает

Поэтому одной из основных задач обучения русскому языку как иностранному в иранской аудитории является обучение чтению на нем.

Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по...

Ключевые слова: русский язык, лексика, предметные результаты, игровые технологии, мотивация, интерес.

Анализ предлагаемых заданий и упражнений позволяет сделать вывод, что все они способствуют формированию прочных знаний о лексике русского языка.

Система работы с лингвистическими терминами как условие...

В методике обучения русскому языку описывается связь учебного процесса и методических

Каждый этап усвоения термина и его понятия предполагает строгий отбор видов упражнений в

Как свидетельствует практика обучения русскому языку, фиксация термина необходима.

Формирование лексических навыков на начальном этапе...

Этап тренировки и задания прочных лексических связей.

В методике обучения иностранного языка, а именно его лексической стороне, предлагается использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности...

Задать вопрос