О стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц, приговоренных к лишению свободы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 19.12.2018

Статья просмотрена: 3309 раз

Библиографическое описание:

Нимарицына, О. Ф. О стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц, приговоренных к лишению свободы / О. Ф. Нимарицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 142-143. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54953/ (дата обращения: 20.04.2024).



Ресоциализация и социальная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы, представляет собой трудоемкий процесс, посредством которого происходят определенные шаги к развитию, последовательные изменения в самосознании. Для эффективности данного процесса должны быть соблюдены определенные стадии ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы.

В науке нет единого мнения по поводу стадий ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы.

Большинство исследователей (Н. А. Стручков, И. В. Шмаров, А. М. Яковлев, М. Г. Детков и др.) склоняются к тому, что ресоциализация проходит в два этапа:

– пенитенциарный (подготовка осужденного к освобождению);

– и постпенитенциарный (социальная адаптация после освобождения).

В. Е. Южанин и Ю. В. Жулева выделяют помимо пенитенциарного и постенитенциарного этапа, допенитениарный этап. По их мнению, в первый этап начинается с момента десоциализации лица, который привел его на определенном этапе жизни к совершению преступления, а последний этап помогает возвратиться в общество [4]. На допенитенцирном этапе на лицо, обвиняемое в совершении преступления, оказывается сильное нравственно-психологическое давление со стороны правоохранительных органов, семьи, друзей, которое формирует общественное мнение. На пенитенциарном этапе ресоциализации воспитывается психологическая установка осужденного на дальнейшее поведение и образ жизни. На постпенитенциарном этапе — идет приобщение к ближайшему социальному окружению, вырабатывается способность преодолевать жизненные преграды.

На наш взгляд, данный В. Е. Южаниным и Ю. В. Жулевым допенитенциарный этап нецелесообразен, так как: во-первых, сложно предугадать точный момент начала десоциализации, во-вторых, нравственно-психологическое давление, как метод исправления осужденных, не может быть результативным, в-третьих, объектом исследования является процесс ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы в период отбывания наказания и после освобождения.

Далее, П. А. Бровский выделяет две взаимосвязанные стадии:

  1. Нравственная, правовая, психологическая и организационная подготовка осужденных в исправительных учреждениях к жизни на свободе (исправление);
  2. Приспособление освобожденных к условиям жизни на свободе, определение ими социальных позиций и ролей, восприятия требований и системы ценностных ориентаций нового социального окружения, руководство эти процессом со стороны государства и общества [1].

По-другому считает М. С. Рыбак. Он рассматривает ресоциализацию, как «процесс реструктуризации, корректировки свойств личности» и выделяет пять стадий:

1) Установление принадлежности осужденного к положительной или отрицательной группе (с учетом его интеллектуальных и волевых качеств);

2) Создание условий для разрыва негативных связей с асоциальной средой;

3) Исправление осужденного, как средство его ресоциализации;

4) Воспитательная работа с осужденным, как средство ресоциализации;

5) Социальная адаптация лишенного свободы [3].

Подход, данный М. С. Рыбаком, отличается тем, что он выделяет установление личности осужденного, как отдельную стадию. Действительно, это является важной предпосылкой, посредством которого удастся избежать создания внутри исправительного учреждения криминальной субкультуры. Как отметил, Н. А. Стручков, для того «чтобы индивидуализировать исполнение наказания, нужно поближе подойти каждому осужденному и в то же время остаться в разумных рамках общей требовательности… Необходимо поделить осужденных на определенные группы и категории» [2].

Исследование особенностей личности осужденных поможет качественно проводить их социальную диагностику, выявить насущные проблемы, разрабатывать программы, направленные на решение этих проблем, и в итоге получать положительные результаты своей деятельности, как во время отбывания осужденными наказания, так и в постпенитенциарный период их жизни. Ведь главной задачей уголовно-исполнительной системы является исправление осужденных, возвращение в общество полезных людей, способных без постороннего контроля вести достойный образ жизни.

Проанализировав и обобщив вышеуказанные мнения исследователей о стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы, мы выделили собственную точку зрения. Действительно, данный процесс происходит в два этапа — пенитенциарном и постпенитенциарном.

На пенитенциарном этапе ресоциализации и социальной адаптации должны проводиться следующие мероприятия:

  1. Тщательное изучение личности осужденного и отнесение его к определенной категории, с учетом психических характеристик, а также тяжести совершенного преступления;
  2. Социальная адаптация осужденного к условиям исправительного учреждения, а также сохранение социально-полезных связей осужденных с родными и близкими;
  3. Процесс активного применения средств воздействия на осужденных;
  4. Подготовка осужденных к освобождению, которая включает в себя психологическую и социальную помощь и содействие, направленная на успешную социальную адаптацию уже в обществе после отбытия наказания.

На постпенитенциарном этапе ресоциализации должны проводиться следующие мероприятия:

  1. Восстановление статуса лица, освободившегося из мест лишения свободы;
  2. Приспособление освобожденного из мест лишения свободы к условиям жизни на свободе и самостоятельное преодоление жизненных обстоятельств.

Исходя из вышеуказанного, каждая стадия ресоциализации и социальной адаптации должна быть тщательно продумана до самых мелочей, чтобы не было упущено ни одной детали, которая в дальнейшем превратилась бы в серьезное препятствие на пути исправления осужденного.

Стадии ресоциализации и социальной адаптации являются самостоятельными, каждой из которой присущи свои определенные характеристики, но, несмотря на это, основным объектом выступает лицо с отклоняющимся поведением, утратившее в силу объективных и субъективных причин положительные качества.

Литература:

  1. Бурый В. Е. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы// Монография. — Могилев: МИ МВД Республики Беларусь,2016. — 172 с.
  2. Козаченко И. Я. Криминологическая, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная координационная модель взаимодействия с осужденными к лишению свободы / И. Я. Козаченко, Д. Н. Сергеев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2016. — Т. 10, № 2. — С. 224–232
  3. Латышева Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно- исполнительный и криминологический аспекты.: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.08 / Латышева Людмила Александровна. — Екатеринбург, 2015.- С.43–44
  4. Маликов Б. З. Механизмы социальной адаптации осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве// Теория и практика общественного развития.2014. № 20. С.103.
Основные термины (генерируются автоматически): лишение свободы, социальная адаптация, социальная адаптация лиц, осужденный, исправительное учреждение, место лишения свободы, пенитенциарный этап, постпенитенциарный этап, совершение преступления, условие жизни.


Похожие статьи

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы...

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений.

Технологии социальной работы с осужденными...

В данной статье раскрыты основные направления социальной работы с осужденными в пенитенциарной системе, выделены технологии помощи и поддержки заключенных, в местах лишения свободы и бывших заключенных, вышедших на свободу.

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

Изоляция лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется путем направления в исправительное учреждение, которое в соответствие с законом обеспечивает режим, порядок исполнения и отбывания данного вида наказания.

К вопросу о социальной работе с осужденными

В статье изложены цели и задачи деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных...

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних...

В статье рассматриваются особенности процессов социальной реабилитации и адаптации

Социальная работа в ВК начинается с момента прибытия воспитанника и нахождения его в

Проводится работа по подготовке лиц к освобождению, отбывающих наказание в ВК, которая...

лишение свободы, исправительное учреждение, место...

Изоляция лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется путем направления в исправительное учреждение, которое в соответствие с законом обеспечивает режим, порядок исполнения и отбывания данного вида наказания. Суд определяет осужденному, в...

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития...

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

лишение свободы, исправительное учреждение, место...

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для

в адаптации к местам лишения свободы

Особенности жизнестойкости осужденных различного возраста...

Лишение свободы — это вид наказания, который активно воздействует на личность осужденных. При этом изоляция на длительный срок позволяет достигнуть восстановления социальной справедливости, оградить общество от опасного преступника[2, с. 21, 111].

Мотивы поведения осужденных | Статья в журнале...

В целом в местах лишения свободы 20–25 % осужденных имеют психические аномалии. Наблюдение за отдельными лицами, которые вечно находятся в оппозиции к режиму отбывания наказания, показывает, что многим из них такой образ жизни нравится, более того, они не...

Похожие статьи

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы...

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений.

Технологии социальной работы с осужденными...

В данной статье раскрыты основные направления социальной работы с осужденными в пенитенциарной системе, выделены технологии помощи и поддержки заключенных, в местах лишения свободы и бывших заключенных, вышедших на свободу.

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

Изоляция лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется путем направления в исправительное учреждение, которое в соответствие с законом обеспечивает режим, порядок исполнения и отбывания данного вида наказания.

К вопросу о социальной работе с осужденными

В статье изложены цели и задачи деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных...

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних...

В статье рассматриваются особенности процессов социальной реабилитации и адаптации

Социальная работа в ВК начинается с момента прибытия воспитанника и нахождения его в

Проводится работа по подготовке лиц к освобождению, отбывающих наказание в ВК, которая...

лишение свободы, исправительное учреждение, место...

Изоляция лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется путем направления в исправительное учреждение, которое в соответствие с законом обеспечивает режим, порядок исполнения и отбывания данного вида наказания. Суд определяет осужденному, в...

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития...

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

лишение свободы, исправительное учреждение, место...

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для

в адаптации к местам лишения свободы

Особенности жизнестойкости осужденных различного возраста...

Лишение свободы — это вид наказания, который активно воздействует на личность осужденных. При этом изоляция на длительный срок позволяет достигнуть восстановления социальной справедливости, оградить общество от опасного преступника[2, с. 21, 111].

Мотивы поведения осужденных | Статья в журнале...

В целом в местах лишения свободы 20–25 % осужденных имеют психические аномалии. Наблюдение за отдельными лицами, которые вечно находятся в оппозиции к режиму отбывания наказания, показывает, что многим из них такой образ жизни нравится, более того, они не...

Задать вопрос