Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия (организации) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 17.12.2018

Статья просмотрена: 566 раз

Библиографическое описание:

Коломина, А. В. Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия (организации) / А. В. Коломина, Е. М. Перфильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54964/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: корпоративная культура, культура организации, система корпоративных ценностей.

Курс на демократизацию общественной жизни, формирование правового государства, политические и социальные преобразования в России повлекли за собой глобальные экономические и политические изменения. Существующая экономика обусловила изменения форм собственности, а также изменения взаимоотношений между субъектами (участниками) социально-экономических отношений, а именно достижение конкурентных преимуществ и получение максимально возможной прибыли

в минимальные сроки. В этой связи становится очевидным, что корпоративная культура есть один из действенных инструментов повышения эффективности работы любого предприятия и управления персоналом, а также один из главных источников конкурентной способности любой организации.

С целью раскрытия обозначенной проблематики, в рамках данной статьи, видеться необходимым определить сущность основополагающего понятия — «корпоративная культура» и степень воздействия на управление персоналом.

Итак, в научной литературе большинство исследователей определяют корпоративную культуру как совокупность общих ценностей, норм поведения, установок, отличающих одну организацию от подобной [1].

Так например, исследователь Герш М.В., утверждает: «корпоративная культура — это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, разделяемые большинством членов организации,которые являются неписанными правилами, определяющими, как должны работать и вести себя люди в данной организации…» [2].

В своем исследовании по управлению персоналом Ивановская Л.В. отмечает, что корпоративная культура есть социально-духовное поле компании, формирующееся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, взаимодействие людей в котором происходит на основе общей идеологии, философии, ценностей, подходов к решению проблем и норм поведения персонала [3].

Шольц К. определяет корпоративную культуру как неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения [4].

Наконец, Шейн Э. понимает корпоративную культуру как совокупность коллективных базовых правил, изобретенных, открытых или выработанных определенной группой людей по мере того, как она училась решать проблемы, связанные с адаптацией к внешней среде и внутренней интеграцией, и разработанных достаточно хорошо для того, чтобы считаться ценными. Следовательно, новых членов группы следует обучать этим правилам как единственно правильному способу постигать что-либо, думать и чувствовать в ситуациях, связанных с решением подобных проблем [5].

Исходя из сказанного представляется возможным сформулировать базовое рабочее определение корпоративной культуры как систему ценностей и установок, поределяющих нормы поведения работников в организации.

Система ценностей выражается:

1. в базовых представлениях корпоративной культуры организации;

2. на уровне формирования целей стратегического развития организации;

3. через «артефакты» — «видимые, непосредственно осязаемые элементы культуры, которые имеют свое определенное значение только в рамках организации, в рамках своей культуры…» [6]; в этом отношении к артефактам можно отнести все внутренние документы, определяющие корпоративную культуру организации (регламенты, положения, приказы и т.д.)

Стоит отметить, что имперические исследования показали, что корпоративная культура способна регулировать поведение сотрудников, именно от культуры организации зависит способ разрешения конфликтных ситуации между работниками (работником и работодателем), способ решения потавленных задач персоналом, способ организации обслуживания клиентов, реагирования на деятельность конкурирующих организаций и стремление к достижению успеха. Следовательно корпоративная культура есть неотемлемый элемент любой современной организации, ставящей перед собой задачу развития и процветания.

В этой связи хотелось бы упопянуть модель управления, которая была разработана американским социологим Т. Парсонсом [7]. Данная модель наглядно демонстрирует тесную взаимосвязь между корпоративной культурой и результатами эффективности деятельности организации. Ее основная суть заключается, в том, что для выживания и процветания организации она должна быть адаптированна к постоянно меняющимся условиям и потребностям общества, ставить цели и добиватся их, объединять свои части в единое целое, старатся найти признание среди конкурентов и клиентов. При этом главенствующая роль в этом процесс принадлежит культуре организации.

Другими словами «разделяемые в организации верования и ценности помогают организации адаптироваться, достигать целей, объединиться и доказать свою полезность людям и другим организациям, то очевидно, что такая культура будет влиять на организацию в направлении успеха…».

В ходе исследования корпоративной культуры ряда предприятий общественного питания г. Владимира представляется возможным утверждать, что данные феномен включает в себя миссию организации, ценности, корпоративную философию, кодекс этики и культуры поведения и внешние атрибуты.

Результаты опроса сотрудников показали, что руководство стремится развивать и сплачивать корпоративный дух и поддерживать ценности в организации. Однако, во многих организациях отсутствует кодекс корпоративнвного поведения, который четко бы определял нормы и правила поведения и общения сотрудников, обслуживания клиентов и взаимоотношений с партнерами. Кроме того, недостаточно развиты совместные мероприятия (тимбидинги, корпоративы, поездки на природу и т.д.)

В этой связи, с целью развития и поддержания корпоративной культуры организаций предлагаем следующие мероприятия:

– во-первых, выработать устойчивую систему ценностей, приемлемых для всего трудового коллектива. Система ценностей организует внутренний стержень корпоративной этики. Чем крепче ценности в культуре данной организации, тем сильнее они оказывают влияние на поведение сотрудников;

– во-вторых, предлагаем создать корпоративный кодекс организации, в котором будет изложено, что организация реализовывает свою деятельность в соответствии с законодательством, и все сотрудники руководствуются правилами ведения бизнеса. Соответственно, корпоративные ценности будут сообщаться каждому новому сотруднику в самом начале его работы.

– в-третьих, предлагаем ввести систему проведения тренингов с персоналом, направленных на поддержание корпоративной культуры и сплачивание трудового коллектива; ввести интерактивные курсы по культуре деловых взаимоотношений для каждого сотрудника;

– Наконец в четвертых, рекомендуем разработать систему методов мотивации персонала с учетом изменений в экономике и на рынке труда.

Литература:

  1. Репина Е.А., Чернышев М.А., Анопченко Т.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие. — М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2013. — С. 62.
  2. Герш М.В. Корпоративная культура / М.В. Герш // Отдел кадров коммерческой организации. — 2015. — № 3. — С. 11.
  3. Ивановская Л.В. Управление персоналом организации: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Л.В. Ивановская. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — С. 45.
  4. Виханский 0., Наумов А. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. Перераб. и доп. М.: Эконо- мистъ, 2006. — С. 19.
  5. Shein E.H. Organizational Culture and Leadership: A dynamic view. San Fransisco: Jossey-Bass, Inc., 1985.
  6. Симонова И. Ошибки кадровой политики: пути преодоления / И. Симонова // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2015. — № 2. — С. 14.
  7. Магура М. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений / М. Магура // Управление персоналом. — 2006. — № 1. – С 23-34.
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная культура, культура организации, система ценностей, управление персоналом, ценность, корпоративная культура организации, норма поведения, поведение сотрудников, трудовой коллектив.


Ключевые слова

корпоративная культура, культура организации, система корпоративных ценностей

Похожие статьи

Корпоративная культура организации | Статья в журнале...

Корпоративная культура представляет собой сложную композицию разделяемых и принимаемых всеми членами коллектива норм, ценностей и правил, которые успели сложиться в результате взаимодействия людей между собой и с руководством и влияют на их поведение...

О сущности понятия «корпоративная культура» | Молодой ученый

Корпоративная культура как инструмент регулирования поведения сотрудников организации сформировалась в условиях особой социокультурной

Корпоративная культура — это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Она включает в себя опыт, традиции, процессы...

Корпоративная культура как инструмент успешного управления...

В организациях, где корпоративная культура имеет одно из приоритетных значений, иерархия бюрократизма и система контроля снижается, когда рабочие имеют единые ценности и нормы поведения. Руководство будет уверено, что коллектив сможет принимать самостоятельные и...

Роль корпоративной культуры в управлении персоналом...

Корпоративная культура в узком смысле представляет собой систему связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности в конкретной организации; это система символов и образцов поведения, представлений, ценностей, разделяемая...

Взаимосвязь организационной культуры и методов...

Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации.

Корпоративная культура как инструмент регулирования поведения сотрудников организации сформировалась в условиях особой социокультурной...

О роли корпоративной культуры | Статья в журнале...

Корпоративная культура — это атмосфера жизнедеятельности работников организации, система формальных и неформальных правил

Формирование корпоративных ценностей — это целенаправленный процесс введения, распространения и использования корпоративных...

К понятиям «организационная культура» и «корпоративная...

Ключевые слова: управление, организация, корпоративная культура, организационная культура, ценности, ценностные ориентации

Управление организацией — это непрерывный процесс воздействия на производительность работника, группы или организации в целом с...

Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности...

корпоративная культура, OCAI, культура, ценность, принцип, расчет индекса культуры, корпоративная культура организации, самая

Корпоративная культура ориентирована на обеспечение сплоченности, интеграции сотрудников, формирование кодекса поведения...

Оценка корпоративной культуры и ее влияние на деятельность...

Михайлина С. А. определяет корпоративную культуру как комплекс тех необходимых знаний, навыков, верований, а также разделяемых данным кругом профессионалов ценностей и норм поведения, которые формируются в ходе совместной деятельности членов организации для...

Формирование корпоративной культуры в социальных...

Итак, специфика развития корпоративной культуры социальных учреждений заключается в важности преобладания у сотрудников гуманистических ценностей в связи с особенностью деятельности. Также важны и общие, важные для любой корпоративной культуры ценности.

Похожие статьи

Корпоративная культура организации | Статья в журнале...

Корпоративная культура представляет собой сложную композицию разделяемых и принимаемых всеми членами коллектива норм, ценностей и правил, которые успели сложиться в результате взаимодействия людей между собой и с руководством и влияют на их поведение...

О сущности понятия «корпоративная культура» | Молодой ученый

Корпоративная культура как инструмент регулирования поведения сотрудников организации сформировалась в условиях особой социокультурной

Корпоративная культура — это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Она включает в себя опыт, традиции, процессы...

Корпоративная культура как инструмент успешного управления...

В организациях, где корпоративная культура имеет одно из приоритетных значений, иерархия бюрократизма и система контроля снижается, когда рабочие имеют единые ценности и нормы поведения. Руководство будет уверено, что коллектив сможет принимать самостоятельные и...

Роль корпоративной культуры в управлении персоналом...

Корпоративная культура в узком смысле представляет собой систему связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности в конкретной организации; это система символов и образцов поведения, представлений, ценностей, разделяемая...

Взаимосвязь организационной культуры и методов...

Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации.

Корпоративная культура как инструмент регулирования поведения сотрудников организации сформировалась в условиях особой социокультурной...

О роли корпоративной культуры | Статья в журнале...

Корпоративная культура — это атмосфера жизнедеятельности работников организации, система формальных и неформальных правил

Формирование корпоративных ценностей — это целенаправленный процесс введения, распространения и использования корпоративных...

К понятиям «организационная культура» и «корпоративная...

Ключевые слова: управление, организация, корпоративная культура, организационная культура, ценности, ценностные ориентации

Управление организацией — это непрерывный процесс воздействия на производительность работника, группы или организации в целом с...

Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности...

корпоративная культура, OCAI, культура, ценность, принцип, расчет индекса культуры, корпоративная культура организации, самая

Корпоративная культура ориентирована на обеспечение сплоченности, интеграции сотрудников, формирование кодекса поведения...

Оценка корпоративной культуры и ее влияние на деятельность...

Михайлина С. А. определяет корпоративную культуру как комплекс тех необходимых знаний, навыков, верований, а также разделяемых данным кругом профессионалов ценностей и норм поведения, которые формируются в ходе совместной деятельности членов организации для...

Формирование корпоративной культуры в социальных...

Итак, специфика развития корпоративной культуры социальных учреждений заключается в важности преобладания у сотрудников гуманистических ценностей в связи с особенностью деятельности. Также важны и общие, важные для любой корпоративной культуры ценности.

Задать вопрос