Развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в России и за рубежом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 14.12.2018

Статья просмотрена: 1138 раз

Библиографическое описание:

Дударь, В. С. Развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в России и за рубежом / В. С. Дударь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 403-407. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54760/ (дата обращения: 19.04.2024).



В современном мире идет борьба с потеплением климата, вызванное выбросами выхлопных газов, в связи с этим появляются новые виды топлива, более экологичные и менее затратные. С каждым годом люди все больше отказываются от бензинового и дизельного топлива в пользу газового топлива. В данной статье пойдет речь о газовом топливе — метане, и о количестве заправочных станций в сравнении в России и за рубежом.

Метан — природный газ в котором содержится лишь 88–95 % метана, остальное приходится на примеси, такие как: этан, углеводороды, негорючие газы, гелий, азот и углекислый газ.

Природный газ бывает двух видов компримированный (сжатый) и сжиженный природный газ. Несмотря на то, что затраты на сжижение газа увеличивают его стоимость, его цена на рынке остается ниже, чем у бензина и дизельного топлива.

Бывает ещё сжиженная пропано-бутановая смесь, известная у нас как просто газ или СУГ (сжиженные углеводороды), получается она при фракционной перегонке нефти. Температура кипения пропана –42 С, бутана –0,5 С, поэтому несложно превратить их в жидкость и использовать для формирования топливно-воздушной смеси с небольшими переделками двигателя. Не случайно у нас перевод автомобилей на СУГ пережил в 1990-е настоящий бум, когда переходу на газ последовали не только частники, но и организации, вынужденные в новых рыночных отношениях эксплуатировать прожорливые бензиновые грузовики советского автопрома.

Вакуумная машина КО-505А на метане производства арзамасского ОАО «КОММАШ»

Рис. 1. Вакуумная машина КО-505А на метане производства арзамасского ОАО «КОММАШ»

Итак, это было вступление, вернемся к нашей теме.

В России компания «Газпром» обещает открыть до 500 заправок к 2020-му году, на данный момент на карте отмечены 358 станций ОАО «Газпром». Сразу бросается в глаза, что сеть заправок развивается как раз по рыночным механизмам, то есть с учётом спроса появляется и предложение.

Рис. 2. Расположение АГНКС в России

Единственный минус метанового топлива — недостаточное количество заправок. Несмотря на активную модернизацию транспортной сети, на сегодняшний день станций АГНКС в нашей стране — 493 шт. И, разумеется, наиболее число ЗС — в регионах с наивысшим спросом:

Самое большое число крупных метановых автозаправок в Свердловской области и Республике Крым — по 16 станций. Также Свердловская область является лидером по малотоннажному производству метана и использованию его в качестве моторного топлива;

На втором месте Краснодарский край, где работает 14 АГНКС (последние 2 станции открыли в начале 2018 года);

Также среди лидеров — Башкортостан, где каждый пятый автобус оснащен газомоторным двигателем, а владельцам таких автомобилей государство субсидирует транспортный налог (они платят 50 % от общей суммы). Заправиться метаном в республике можно на одной из 11 станций;

Без особого труда найти АГНКС можно и в Челябинской области — здесь насчитывается 10 станций;

Столько же станций насчитывается в Татарстане;

Газомоторное направление развито в Волгоградской области — 9 станций КПГ;

Популярен природный газ и в Тюменской области — 8 АГНКС;

А вот на Дальнем Востоке газомоторная техника не пользуется популярностью.

В целом, если проследить динамику развития АГНКС и газовой инфраструктуры, то можно сказать, что это одна из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей: за последние 5 лет число объектов газозаправочной инфраструктуры выросло почти наполовину.

Более того, развитие газовой сети активно поддерживается государством. Так, уже выделены и приоритетные регионы по расширению газозаправочной инфраструктуры и развитию рынка газомоторного топлива — это Ленинградская и Московская области, Санкт-Петербург и Москва, Южные регионы, Поволжье и Урал, активные вложения в газовую инфраструктуру и АГНКС планируются и в Республике Крым. Также несколько лет в нашей странней действует программа субсидирования газовой отрасли. А крупнейшие компании страны (например, АВТОВАЗ) уже начали разработку программы поощрений и поддержки для тех, кто перешел на газомоторный транспорт.

Увеличить число АГНКС в короткие сроки помогает строительство небольших газовых заправок на две колонки

Рис. 3. Заправка «Газпрома»

А теперь, попытаемся сравнить ситуацией с некоторыми европейскими странами и с США. В Европе дела с количеством и расположением заправок гораздо лучше, чем у нас. Но есть члены ЕС, где метана практически нет, например, в Литве всего лишь одна заправка, а в Румынии две. Их мы брать в сравнение не будем. Лидером в продвижении газового топлива считается Италия — у которой 1100 заправок, второе место занимает Германия, с небольшим отрывом 950, третье место получает Швеция 160 заправок, кстати в Швеции самый дорогой метан, и четвертое Нидерланды — 145.

Рис. 4. Число АГНКС в Нидерландах (жёлтым выделены зоны, где находится более 10 заправок)

В Соединённых Штатах АГНКС, продающих метан населению насчитавается 1123 (цифры могут отличаться в разных источниках), и если посмотреть на Италию, то Штатам должно быть стыдно, что маленькая средиземноморская страна в спину дышит крупнейшей экономике мира. Однако глядя на США, надо помнить, что там метан развивается в жесточайшей конкуренции с другими видами альтернативного топлива, а существенного отличия в цене у него нет, так как бензин в США дешевле. Кроме того, как уже говорилось раннее, крупные компании не пользуются общими заправками, как это происходит у нас. Всего же в Штатах на 2018 года насчитывается 14568 «альтернативных» заправок, включая СУГ, КПГ, СПГ, этанол, биодизель, водород и электрические зарядные станции (к выходу статьи количество возможно изменится).

На просторах интернета нашла опрос среди граждан, на тему причин, сдерживающих перейти на метан, итоги можно увидеть на рис.5.

Результаты голосования на белорусском сайте ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»: www.metan.by

Рис. 5. Опрос граждан

Далее, для более наглядного сравнения, сведем все данные в таблицу.

А теперь подведем итоги данного исследования, исходя из таблицы 2.

Сравним количество метановых заправок в странах относительно их площади и численности населения. Самую большую плотность получим в Италии и Нидерландах — 1 заправка на 300 км2, то есть покрытие аналогично сети бензиновых заправок в России. Германия чуть отстаёт, но несущественно: 400 км2 — это 20 на 20 км. В Швеции, которая по площади и климату похожа на Республику Коми, где всего три АГНКС, 1 заправка на 2900 км2, для республики это соотношение будет 138,6 тыс. км2. В США 1 метановая заправка приходится на 8,3 тыс. км2, а у нас, учитывая наши размеры, этот показатель хуже всех: 66 тыс. км2, здесь мы проиграли даже Латвии с её одной заправкой на площадь страны 30 тыс. км2.

Таблица 2

Сравнение России истран зарубежья

Страна

Россия

Белоруссия

США

Италия

Нидерланды

Германия

http://www.gruzovikpress.ru/article/12492-razvitie-seti-metanovyh-zapravok-agnks-v-rossii-i-za-rubejom-gaz-u-nih-i-gaz-u-nas/Images/18f.jpg

http://www.gruzovikpress.ru/article/12492-razvitie-seti-metanovyh-zapravok-agnks-v-rossii-i-za-rubejom-gaz-u-nih-i-gaz-u-nas/Images/19f.jpg

http://www.gruzovikpress.ru/article/12492-razvitie-seti-metanovyh-zapravok-agnks-v-rossii-i-za-rubejom-gaz-u-nih-i-gaz-u-nas/Images/20f.jpg

http://www.gruzovikpress.ru/article/12492-razvitie-seti-metanovyh-zapravok-agnks-v-rossii-i-za-rubejom-gaz-u-nih-i-gaz-u-nas/Images/21f.jpg

http://www.gruzovikpress.ru/article/12492-razvitie-seti-metanovyh-zapravok-agnks-v-rossii-i-za-rubejom-gaz-u-nih-i-gaz-u-nas/Images/22f.jpg

http://www.gruzovikpress.ru/article/12492-razvitie-seti-metanovyh-zapravok-agnks-v-rossii-i-za-rubejom-gaz-u-nih-i-gaz-u-nas/Images/23f.jpg

Площадь страны, тыс. км2

17 075

207

9363

301

41

356

Численность населения, млн чел.

140

9,5

324

62

17

81

Количество АГНКС, ед.

493

42

1123

1046

131

921

Площадь в км2, которую покрывает одна метановая заправка

30000

4900

8300

300

300

400

Число АГНКС по странам, приходящееся на 1 млн жителей

1,7

4,4

3,4

16,8

7,6

11,4

Средняя цена метана по странам за 1 кг топлива, руб.

17

20

43–58

57–58

67–68

67–68

Литература:

  1. http://agnks.com/agnks_map/
  2. http://kzgt.ru/kolichestvo-agnks-v-rossii-rejting-regionov.html
  3. http://gazmap.ru/karti/gazovie-zapravki-metan-na-karte
  4. Журнал — Транспорт на альтернативном топливе № 5(53) — 2016 г.
  5. https://docplayer.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): заправка, россия, США, италия, нидерланды, газовое топливо, метан, природный газ, станция, Швеция.


Похожие статьи

Настоящее и будущее российского СПГ на мировом рынке

Мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ) в последние годы демонстрирует ускоренное развитие. Стремясь расширить на нем

В статье рассмотрены такие вопросы, как состояние российского экспорта СПГ на сегодняшний день, его направления, проблемы и перспективы.

Перспективы хранения сжиженного природного газа в условиях...

Сжиженный природный газ (СПГ) — это природный газ, охлажденный до температуры сжижения.

Особенно интенсивно это направление в автомобильной технике развивается в США, где СПГ как моторное топливо использует более 25 % муниципального транспорта.

Актуальные вопросы эффективного газового автомобильного...

«Газовое автомобильное топливо» включает в себя две совершенно разных по составу смеси: природный газ, в котором до 98 % приходится на метан, и производимый из попутного нефтяного газа пропан-бутан. Кроме безусловной горючести общим для них является ещё и...

Сжиженный природный газ: перспективы развития

Ключевые слова: сжиженный природный газ, экономическая целесообразность, запасы газа, транспортировка, технологии производства, жидкое топливо, коммерческие проекты, капитальные затраты, ОАО «ЛУКОЙЛ».

Эколого-экономические аспекты развития традиционной...

Твердое топливо. Природный газ. ГЭС, АЭС, ВИЭ.

Практическое использования энергии ветра особенно популярна в Европе, США, Китае, Индии.

В стране источниками выработки электроэнергии являются природный газ и нефтепродукты.

Перспективы развития энергетики в России и в мире.

Проблемы использования альтернативных экологически чистых...

Оставшиеся 24 автозаправочные станции специализируются только на заправке автомобилей газом. Сейчас строятся 5 совершенно новых автозаправочных станций, которые будут совмещать и заправку газом и заправку бензином и дизельным топливом.

Перспективы применения подземной газификации...

Основные термины (генерируются автоматически): природный газ, сжиженный природный газ, Россия, моторное топливо, длительное

В качестве горючего природный газ имеет большие преимущества перед твердым и жидким топливом его теплота сгорания его значительно выше...

Развитие газовой промышленности | Статья в журнале...

Природный газ в настоящее время играет огромную роль в жизни человека. Газ занимает третье место в числе ископаемых видов топлива.

Теперь, когда австралийский метана — угольный завод и Сланцево газовый завод в США появились на мировом рынке, они не...

Анализ применения природного газа в качестве моторного...

Статья посвящена оценке применения природного газа в качестве моторного топлива в

Содержание метана в природном газе свыше 90 %, поэтому его относят к экологически чистому

газодизельный двигатель, газовоздушная смесь, газовые топлива, природный газ...

Альтернативные виды топлива | Статья в журнале...

Ключевые слова: углеводородного топлива, метан, баллон, октановое число, сжиженный газ

Газовое топливо дешевле бензина и экологически чище (при выхлопе выделяется почти в два раза

газодизельный двигатель, газовоздушная смесь, газовые топлива, природный газ...

Похожие статьи

Настоящее и будущее российского СПГ на мировом рынке

Мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ) в последние годы демонстрирует ускоренное развитие. Стремясь расширить на нем

В статье рассмотрены такие вопросы, как состояние российского экспорта СПГ на сегодняшний день, его направления, проблемы и перспективы.

Перспективы хранения сжиженного природного газа в условиях...

Сжиженный природный газ (СПГ) — это природный газ, охлажденный до температуры сжижения.

Особенно интенсивно это направление в автомобильной технике развивается в США, где СПГ как моторное топливо использует более 25 % муниципального транспорта.

Актуальные вопросы эффективного газового автомобильного...

«Газовое автомобильное топливо» включает в себя две совершенно разных по составу смеси: природный газ, в котором до 98 % приходится на метан, и производимый из попутного нефтяного газа пропан-бутан. Кроме безусловной горючести общим для них является ещё и...

Сжиженный природный газ: перспективы развития

Ключевые слова: сжиженный природный газ, экономическая целесообразность, запасы газа, транспортировка, технологии производства, жидкое топливо, коммерческие проекты, капитальные затраты, ОАО «ЛУКОЙЛ».

Эколого-экономические аспекты развития традиционной...

Твердое топливо. Природный газ. ГЭС, АЭС, ВИЭ.

Практическое использования энергии ветра особенно популярна в Европе, США, Китае, Индии.

В стране источниками выработки электроэнергии являются природный газ и нефтепродукты.

Перспективы развития энергетики в России и в мире.

Проблемы использования альтернативных экологически чистых...

Оставшиеся 24 автозаправочные станции специализируются только на заправке автомобилей газом. Сейчас строятся 5 совершенно новых автозаправочных станций, которые будут совмещать и заправку газом и заправку бензином и дизельным топливом.

Перспективы применения подземной газификации...

Основные термины (генерируются автоматически): природный газ, сжиженный природный газ, Россия, моторное топливо, длительное

В качестве горючего природный газ имеет большие преимущества перед твердым и жидким топливом его теплота сгорания его значительно выше...

Развитие газовой промышленности | Статья в журнале...

Природный газ в настоящее время играет огромную роль в жизни человека. Газ занимает третье место в числе ископаемых видов топлива.

Теперь, когда австралийский метана — угольный завод и Сланцево газовый завод в США появились на мировом рынке, они не...

Анализ применения природного газа в качестве моторного...

Статья посвящена оценке применения природного газа в качестве моторного топлива в

Содержание метана в природном газе свыше 90 %, поэтому его относят к экологически чистому

газодизельный двигатель, газовоздушная смесь, газовые топлива, природный газ...

Альтернативные виды топлива | Статья в журнале...

Ключевые слова: углеводородного топлива, метан, баллон, октановое число, сжиженный газ

Газовое топливо дешевле бензина и экологически чище (при выхлопе выделяется почти в два раза

газодизельный двигатель, газовоздушная смесь, газовые топлива, природный газ...

Задать вопрос