Оценка транспортного использования реки Оби | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 17.12.2018

Статья просмотрена: 666 раз

Библиографическое описание:

Хорохина, Я. В. Оценка транспортного использования реки Оби / Я. В. Хорохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54697/ (дата обращения: 18.04.2024).



Использование участков реки Обь в качестве водных путей для перевозки грузов и пассажиров имеет определенные преимущества перед сухопутными транспортными магистралями и вместе с ними должна составить единый транспортный комплекс, о чем неоднократно говорится в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р).

Данная проблема актуальна именно для р. Обь, т. к. функционирование и развитие хозяйственного комплекса региона во многом обусловлено особенностями сложившейся транспортной системы по сравнению с другими регионами России, прежде всего — Европейской части. Во-первых, отмечаются большие расстояния, которые приходится преодолевать при доставке грузов и перевозке пассажиров из Сибири в главные центры России и морские порты России и наоборот. Во-вторых, главным элементам транспортно-инфраструктурной системы освоения и обслуживания региона присуща неравномерность. Эти элементы представляют собой железнодорожные магистрали и автомобильные дороги, которые обслуживают в основном южную часть региона, а водные пути обеспечивают хозяйственную консолидацию территории с юга на север. В транспортно-экономическом отношении северная часть региона испытывает сложности, так как здесь имеются сезонные водные пути и самые дорогостоящие виды транспорта — автозимники и воздушный.

В данной научной статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается речной транспорт региона, и указаны меры, необходимые для решения этих проблем.

Взаимодействие речного транспорта с сухопутным (автомобильным и железнодорожным) осуществляется через транспортные узлы, функционирующие на базе речных портов. На берегах Оби таковыми являются: Барнаульский, Новосибирский, Сургутский, Сергино, Салехардский и Томский, границы обслуживания которого достигают побережья Оби. Роль их в транспортном обеспечении Западно-Сибирского региона велика. Здесь осуществляется перегрузка грузов с речного транспорта на сухопутные и обратно, хранение грузов, обслуживание подвижного состава, а также оказываются логистические услуги. Характеристика речного транспорта, как элемента транспортно-инфраструктурной системы Западно-Сибирского региона дополнена оценкой использования участков реки Обь для перевозки грузов.

Рабочее ядро транспортного флота Сибири, как известно, морально и физически устарело. Свыше 70 % транспортных судов имеют срок службы более 20 лет, их технический и эксплуатационный уровень остается низким. Состояние транспортного флота подошло к критическому уровню. Значительная часть его эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, и эта часть неуклонно увеличивается. К 2020 году без пополнения и обновления действующий транспортный флот многих Восточных бассейнов полностью вырабатывает свой ресурс и должен быть заменен.

В отрасли нет транспортных средств, способных работать в условиях крайнего мелководья рек (с глубинами 0,5–0,8 м). В то же время современный этап развития производительных сил Приобья обуславливает дальнейший рост нагрузки именно на эти малые реки. Освоение таких рек потребует создания принципиально новых транспортных средств, способных успешно работать в этих условиях. Наличие таких средств значительно (в 2,5 раза) расширит границы использования малых рек, существенно приблизит транспортные пути к грузополучателям.

Указанные тенденции приводят к снижению обеспеченности регионов Обского бассейна услугами транспорта, транспортной доступности, мобильности производственных мощностей, материальных ресурсов и населения.

Будущее речного транспорта Сибири возможно при повышении конкурентоспособности и рентабельности, которые могут быть обеспечены при инновационном развитии инфраструктуры речного транспорта, в том числе содержание ВВП и оснащение флота и портов высокоэффективными транспортными средствами, и освоение высокоэффективных транспортных технологий и создание для этого необходимого технического, технологического и кадрового обеспечения.

Задачами речного транспорта Сибири, в том числе и в СФО, в этих условиях является интегрирование внутренних водных путей по существу в общую транспортную сеть Восточных районов и России в целом, выход на мировой транспортный рынок и выход на качественно новый уровень реализуемых услуг на основе современных технических и технологических решений.

Для решения поставленных задач необходимо:

‒ разработать пакет наиболее эффективных проектов-программ участия речного транспорта в общей транспортной системе региона, используя достижения научно-технического прогресса на транспорте;

‒ обеспечить государственную поддержку наиболее значимых направлений развития речного транспорта, реконструкции (водных путей и гидротехнических сооружений, строительства новых нетрадиционных перевозочных и перегрузочных средств — судов на воздушной подушке, экранопланов, перегрузочных машин с непрерывным циклом и мобильных перегрузочных средств);

‒ обновить навигационно-гидрографические системы, используя новейшие достижения в области судоходства (спутниковые системы связи и мониторинга за состоянием водных путей, движением материальных потоков, транспортного и обслуживающего судоходство флота);

‒ ввести в действие новые и модернизировать действующие перегрузочные комплексы в крупных воднотранспортных узлах, имея в виду обеспечить мобильность перегрузочных средств, эффективное взаимодействие смежных видов транспорта, включение речного транспорта в систему транспортных коридоров;

‒ существенно расширить сеть транспортных речных путей за счет включения в хозяйственный оборот неосвоенных в транспортном отношении малых рек, обеспечив на этих реках эксплуатацию судов с осадкой менее 70 см;

‒ обеспечить строительство судов смешанного «река-море» плавания для плавания по устьевым участкам рек и использования в перевозках внешнеторговых грузов;

‒ обеспечить выполнение работ по поддержанию безопасных условий судоходства и безаварийной эксплуатации шлюзованных систем;

‒ разработать эффективную схему завоза грузов в районы Крайнего Севера с обоснованием новых транспортных средств, способных обеспечивать доставку необходимых грузов потребителю.

Эти задачи должны быть комплексными и решаться в общей системе оптимизации конфигурации транспортной сети в каждом регионе в отдельности и в Сибири в целом.

Литература:

  1. Ботвинков В. М. Гидроэкология на внутренних водных путях: Учебник для воднотранспортных вузов / Ботвинков В. М., Дегтярев В.В., Седых В. А. Новосибирск: Сибирское соглашение,2002.-356 с.
  2. www.stu.ru
Основные термины (генерируются автоматически): речной транспорт, Обь, путь, средство, перевозка грузов, речной транспорт Сибири, Российская Федерация, Сибирь.


Похожие статьи

Особенности развития транспортного комплекса северных...

Основные термины (генерируются автоматически): Обская губа, Обь, Сибирь, проектная мощность

Речной транспорт играет существенную роль в обеспечении межрегиональных перевозок в

Каждый вид транспорта для перевозки грузов с точки зрения экономической...

Современное состояние и перспективы развития...

Речной транспорт играет существенную роль в обеспечении межрегиональных перевозок в районы севера Сибири (Томская, Тюменская области). Основу этого грузопотока составляют строительные материалы (щебень, песок, сборный железобетон), таким образом речной...

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Высокие затраты на транспорт, обусловленные удаленностью Сибири от густонаселенной и более

Конечно, скорость доставки грузов от производителей к потребителям в это время была близка к

Каждый вид транспорта для перевозки грузов с точки зрения экономической...

Проблемы зимней навигации речного транспорта в РФ

Ключевые слова: речной транспорт, навигация в зимнее время, проблемы зимней навигации, решение проблем навигации зимой, ледоколы, ледокольные работы, ледостав, перевозки, грузооборот, зимовка кораблей, корабли смешанного плавания, функции ледоколов.

Проблемы развития логистики и основные направления...

Российская Федерация располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в существенном совершенствовании.

Современное состояние транспортной системы в Республике Тува

Транспорт — важная составная часть общества, как Российской Федерации, так и

В настоящий момент основным и очень дорогостоящим способом транспортировки грузов в

Услугами речного транспорта пользуются в основном жители труднодоступных местностей в...

Перспективы развития Северного морского пути и инфраструктура...

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что открытый в XVI в. Северный морской путь уже активно использовавшийся в торговых операциях России и Сибири, он и сейчас играет значительную роль во внешней торговле.

Проблемы логистики, связанные с состоянием дорожной...

Доставка грузов на месторождения Ванкорской группы.

Ларинов В.Г. Проблемы транспорта в России в свете современной промышленной логистики

Северный морской путь (СМП) как морская трасса, соединяющая северные порты в европейской и восточной частях России, был...

Развитие круизного туризма на Байкальской территории

Министерство транспорта Российской Федерации. — Транспорт России информационно-статистический бюллетень январь-декабрь 2014 года.

Основными видами транспорта в сфере туризма принято считать воздушный, автомобильный, железнодорожный, речной и морской.

Целесообразность строительства железнодорожного тоннеля...

На Дальнем Востоке речной транспорт выполняет пионерную роль. Для развития речной транспортной системы правительство Российской Федерации 29

Воскресенский И. В. К обоснованию концепции развития транспортной инфраструктуры Сибири и дальнего Востока.

Похожие статьи

Особенности развития транспортного комплекса северных...

Основные термины (генерируются автоматически): Обская губа, Обь, Сибирь, проектная мощность

Речной транспорт играет существенную роль в обеспечении межрегиональных перевозок в

Каждый вид транспорта для перевозки грузов с точки зрения экономической...

Современное состояние и перспективы развития...

Речной транспорт играет существенную роль в обеспечении межрегиональных перевозок в районы севера Сибири (Томская, Тюменская области). Основу этого грузопотока составляют строительные материалы (щебень, песок, сборный железобетон), таким образом речной...

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Высокие затраты на транспорт, обусловленные удаленностью Сибири от густонаселенной и более

Конечно, скорость доставки грузов от производителей к потребителям в это время была близка к

Каждый вид транспорта для перевозки грузов с точки зрения экономической...

Проблемы зимней навигации речного транспорта в РФ

Ключевые слова: речной транспорт, навигация в зимнее время, проблемы зимней навигации, решение проблем навигации зимой, ледоколы, ледокольные работы, ледостав, перевозки, грузооборот, зимовка кораблей, корабли смешанного плавания, функции ледоколов.

Проблемы развития логистики и основные направления...

Российская Федерация располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в существенном совершенствовании.

Современное состояние транспортной системы в Республике Тува

Транспорт — важная составная часть общества, как Российской Федерации, так и

В настоящий момент основным и очень дорогостоящим способом транспортировки грузов в

Услугами речного транспорта пользуются в основном жители труднодоступных местностей в...

Перспективы развития Северного морского пути и инфраструктура...

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что открытый в XVI в. Северный морской путь уже активно использовавшийся в торговых операциях России и Сибири, он и сейчас играет значительную роль во внешней торговле.

Проблемы логистики, связанные с состоянием дорожной...

Доставка грузов на месторождения Ванкорской группы.

Ларинов В.Г. Проблемы транспорта в России в свете современной промышленной логистики

Северный морской путь (СМП) как морская трасса, соединяющая северные порты в европейской и восточной частях России, был...

Развитие круизного туризма на Байкальской территории

Министерство транспорта Российской Федерации. — Транспорт России информационно-статистический бюллетень январь-декабрь 2014 года.

Основными видами транспорта в сфере туризма принято считать воздушный, автомобильный, железнодорожный, речной и морской.

Целесообразность строительства железнодорожного тоннеля...

На Дальнем Востоке речной транспорт выполняет пионерную роль. Для развития речной транспортной системы правительство Российской Федерации 29

Воскресенский И. В. К обоснованию концепции развития транспортной инфраструктуры Сибири и дальнего Востока.

Задать вопрос