Психофизиологические свойства личности и двигательная активность студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 12.12.2018

Статья просмотрена: 1183 раза

Библиографическое описание:

Чапаева, П. О. Психофизиологические свойства личности и двигательная активность студентов / П. О. Чапаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 476-479. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54671/ (дата обращения: 20.04.2024).



Здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. Обучение в вузе для многих студентов является постоянным стрессовым фактором.

Студентам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом, а высокая умственная нагрузка на лекциях, эмоциональная напряженность во время сессии — все это является неблагоприятными факторами в профессиональной подготовке и уровне усвояемости новых знаний. Таким образом, от состояния здоровья во многом зависит успешность учебной деятельности студента.

Физическая активность студента является неотъемлемым и сложным компонентом его поведения. Научно доказано, что объем общей активности является генетически запрограммированным видовым признаком и ее суточная величина остается постоянной при длительных измерениях (А. Д. Слоним, В. П. Куликов) [1]. При этом в ранние возрастные периоды программа выполняется более жестко. Позднее «команда», следующая из программы, в большей степени приобретает характер «предложения», степень осуществления которого во многом зависит от окружающих условий, а также психофизиологических особенностей индивидуума (И. А. Аршавский, 1982; H. A. Агаджанян и соавт). [2] Таким образом, уровень двигательной активности сформировавшейся личности определяется рядом психофизиологических особенностей человека. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма [3].

Психофизиологические свойства личности

Психика каждого студента уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов.

К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности [3].

Таким образом, темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

В настоящее время темперамент до сих пор остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетается друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, характеризующую 4 темперамента.

И. П. Павлов в своей научной работе доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, т. е. наследственным типом [3].

Таким образом, темперамент как психофизиологическое свойство личности определяет уровень двигательной активности студента, и как косвенно, влияет на его успеваемость и степень усвояемости нового материала.

И. П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, т. е. определенных комплексов основных свойств нервных процессов.

Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — меланхолик.

Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения — холерик, «безудержный» тип.

Сильный уравновешенный подвижный тип — сангвиник, «живой» тип.

Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — флегматик, «спокойный» тип.

Сила — способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении процессов возбуждения и торможения, возможность ЦНС выполнить определенную работу без необходимости восстановления ее ресурсов. Студент с более сильной нервной системой выносливее и стрессоустойчивее.

Привычная двигательная активность студентов

В литературе по физиологии термин «потребность в двигательной активности» и его синоним — кинезофилия были введены М. Р. Могендовичем.

Под потребностью в двигательной активности он понимал: «...мощный потенциал энергии, наследственно заложенный в мозгу и определяющий активность моторики, как органическую потребность, своего рода инстинкт первостепенного биологического значения» [4].

В настоящее время, исходя из существующих нестрогих определений, двигательная активность оценивается как внутренне детерминированная и внешне обусловленная система рациональных форм двигательной деятельности (деятельности, существенными моментами которой являются движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий) [4].

Привычной двигательной активностью считается такая активность, которая проявляется в процессе обычной жизнедеятельности. Количественно она может быть выражена числом движений за сутки, или среднесуточной величиной, точной величиной за неделю, месяц, сезон года и даже за весь календарный год в целом.

Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологической потребности организма в движениях и существующим возрастным нормам, способствующим благоприятному развитию, сохранению и укреплению здоровья подростков. К сожалению, такое несоответствие встречается часто, особенно у студентов, что приводит к нарушениям в состоянии здоровья молодёжи.

В научно-методической литературе представления о нормах двигательной активности студентов существенно различаются. Так, установлено, что в среднем двигательная активность студентов в период учебных занятий колеблется от 8000–11 000 до 14000–19000 шагов в сутки; в экзаменационный период — 3000–4000 шагов, а в каникулярный период — 14 000–19 000 шагов [5]. Таким образом, уровень двигательной активности студентов во время каникул отражает естественную потребность в движениях, так как в этот период они свободны от учебных занятий и проводят свободное время в соответствии своим потребностям. Исходя из этого, можно заметить, что уровень двигательной активности студентов в период учебных занятий составляет 50–65 %, в период экзаменов — 18–22 % биологической потребности. Это свидетельствует о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 месяцев в году [6].

Взаимосвязь психофизиологических свойств личности идвигательная активность студентов

Основная форма двигательной активности студента, это, прежде всего, бег и быстрый шаг, что обусловлено отсутствием, как правило, личного транспорта и хроническим не высыпанием. Однако, этого недостаточно. Выбор вида спорта зависит от личных предпочтений и темперамента студента, но в среднем он должен заниматься 1,5–2 часа 3 раза в неделю.

Картинки по запросу темперамент и вид спорта

Рекомендуется разнообразить формы организации самостоятельных занятий (утренняя гимнастика, физкультминутки и физкультпаузы в течение учебного дня, занятия различными видами спорта и комплексами физических упражнений в свободное от учебы время).

Таким образом, психофизиологические свойства личности и двигательная активность студентов являются взаимосвязанными факторами, влияющими на здоровье и успеваемость.

Литература:

  1. Слоним А. Д. Виды и формы адаптивного поведения животных / Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности: Руководство по физиологии. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. — С. 23–79. Куликов В. П., Киселев В. И. Потребность в двигательной активности / Физиол.-валеол. Реабитология. Новосибирск: Наука. Сиб.Предприятие РАН, 1998. — 150с.
  2. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. Основы негэнтропии, теории онтогенеза. М.: Наука, 1982. — 270с. Агаджанян H. A. Бутова O. A., Агаджанян H. A. и др. Морфофункциональная оценка состояния здоровья подростков// Физиология человека. 1998. — Т.24. — № 3. — С. 86–93.
  3. Быхтенко О. В. Психофизиологические особенности лиц с различной потребностью в двигательной активности. М.: Наука,2013.-12с
  4. Могендович, М. Р. Физиологические основы взаиморегуляции моторики и вегетатики / М. Р. Могендович. М.: Академия, 2004.
  5. Кобяков Ю. П. Двигательная активность студентов: структура, нормы, содержание / Ю. П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 5. — С. 44–46.
  6. Шихаева М. В., Павлычева М. А. Исследование структуры и содержания двигательной активности студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8.
Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность студентов, двигательная активность, нервная система, психофизиологическое свойство личности, привычная двигательная активность, темперамент, двигательная активность студента, занятие, образ, студент.


Похожие статьи

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Всякая двигательная активность приводит к повышению обменных процессов в организме. Оптимально подобранные нагрузки увеличивают умственную и физическую работоспособность. При этом нельзя забывать, что значительное увеличение объема и интенсивности...

Двигательная активность и здоровье | Статья в журнале...

Двигательная активность и здоровье. Авторы: Мирахмедов Фатхулла Турабович, Абдураимова Гулчирой Озотовна. Рубрика: Медицина.

Вопросы возрастания значения физической культуры и спорта в укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, усиления...

Двигательная активность подростков в современном обществе

Двигательная активность является одним из главных в сохранении здоровья и успешной профессиональной и общественной жизни

Важным фактором риска для здоровья становится нехватка двигательной активности и свободного времени для самостоятельных занятий...

Взаимосвязь двигательной активности и успешной учебной...

Двигательная деятельность — совокупность двигательных актов; основная функция мышечной системы животных.

Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определённом уровне двигательной активности.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие...

Оптимально подобранный режим двигательной активности, физические упражнения, положительно влияют на психические процессы, формирование

Исследования показывают, что двигательная активность студентов в период учебной деятельности составляет 50–65 %.

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуальными. Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные...

Исследование уровня двигательной активности учащихся

Темп современной жизни очень высок, каждому подростку многое хочется узнать, всему научиться. В школьной программе появились новые предметы: экология, психология, информатика и вычислительная техника, ОБЖ.

Изучение типологических свойств нервной системы...

Изучение типологических свойств нервной системы и психо-физиологических особенностей Интернет-зависимых студентов.

исходный вегетативный тонус, вегетативная нервная система, двигательная активность, группа, физическая культура, физическая активность...

Похожие статьи

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Всякая двигательная активность приводит к повышению обменных процессов в организме. Оптимально подобранные нагрузки увеличивают умственную и физическую работоспособность. При этом нельзя забывать, что значительное увеличение объема и интенсивности...

Двигательная активность и здоровье | Статья в журнале...

Двигательная активность и здоровье. Авторы: Мирахмедов Фатхулла Турабович, Абдураимова Гулчирой Озотовна. Рубрика: Медицина.

Вопросы возрастания значения физической культуры и спорта в укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, усиления...

Двигательная активность подростков в современном обществе

Двигательная активность является одним из главных в сохранении здоровья и успешной профессиональной и общественной жизни

Важным фактором риска для здоровья становится нехватка двигательной активности и свободного времени для самостоятельных занятий...

Взаимосвязь двигательной активности и успешной учебной...

Двигательная деятельность — совокупность двигательных актов; основная функция мышечной системы животных.

Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определённом уровне двигательной активности.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие...

Оптимально подобранный режим двигательной активности, физические упражнения, положительно влияют на психические процессы, формирование

Исследования показывают, что двигательная активность студентов в период учебной деятельности составляет 50–65 %.

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуальными. Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные...

Исследование уровня двигательной активности учащихся

Темп современной жизни очень высок, каждому подростку многое хочется узнать, всему научиться. В школьной программе появились новые предметы: экология, психология, информатика и вычислительная техника, ОБЖ.

Изучение типологических свойств нервной системы...

Изучение типологических свойств нервной системы и психо-физиологических особенностей Интернет-зависимых студентов.

исходный вегетативный тонус, вегетативная нервная система, двигательная активность, группа, физическая культура, физическая активность...

Задать вопрос