Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении, посредством группового консультирования

Психология
08.12.2018
315
Поделиться
Библиографическое описание
Гаркушева, И. С. Повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении, посредством группового консультирования / И. С. Гаркушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 223-225. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54552/.


В условиях дефицита «теплоты» человеческих отношений, резких негативных изменений социально-экономической структуры перед людьми встает проблема одиночества и безразличия. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах. А. Б. Холмогорова и Н. С. Смирнова отмечают, что детям из неблагополучных семей свойственны низкая степень доверия к людям, выраженный страх отвержения, низкая готовность к учету индивидуальных особенностей других людей. В связи с этим особое значение повышение уровня развития эмпатии имеет у детей из неблагополучных семей, и в частности, у детей, находящихся в социально опасном положении (СОП).

На основании теоретического обзора, нами было проведено исследование на базе МБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Надежда» г. Красноярска. В исследовании приняло участие 16 детей в возрасте 9–10 лет, находящихся в СОП, из них 9 мальчиков и 7 девочек.

Для определения уровня развития эмпатии у младших школьников, находящихся в СОП, нами были выделены критерии, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Критерии для выявления уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся вСОП

уровень

критерий

низкий

средний

высокий

Восприятие и понимание внутреннего мира другого человека (когнитивный компонент)

Не обладает знаниями об эмоциях; не понимает настроения людей; не дифференцирует их поступки; не оценивает их действия;

Обладает некоторыми знаниями об эмоциях; не всегда понимает настроения людей; дифференцирует их поступки; оценивает их действия;

Обладает знаниями об эмоциях; легко понимает настроения людей; дифференцирует их поступки; оценивает их действия;

Распознание эмоциональных состояний другого

человека

(эмоциональный компонент)

Не имеет интереса к сверстникам;

Только по просьбе взрослого стремится к взаимодействию с ними, вовлекает в совместные действия и участвует в них;

Имеет интерес к сверстникам; не всегда стремится

к взаимодействию с ними; имеет способность учитывать желания сверстника, но не всегда это делает; стремится привлечь его внимание, вовлекает в совместные действия и участвует в них;

Имеет повышенный интерес к сверстникам; стремится к взаимодействию с ними; имеет высокую способность учитывать желание сверстника; стремится привлечь его внимание, вовлекает в совместные действия и участвует в них;

Способность к установлению межличностного взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи

(поведенческий компонент)

Слабо реагирует на переживания сверстников; совершает эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого;

Эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом говорит примерно так: «А я никогда не плачу» и т. п., стремясь получить одобрение взрослого; лишь изображает сочувствие, сопереживание к другому;

Активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого;

Для выявления актуального уровня развития эмпатии нами были использованы методики, направленные на исследование каждого из трех компонентов:

  1. Когнитивного

– методика «Угадай эмоцию» (Г. А. Урунтаева)

  1. Эмоционального

– методика «Неоконченные рассказы» (Т. П. Гаврилова)

– текстовая методика изучения эмпатийности у младших и средних школьников (Т. П. Гаврилова)

  1. Поведенческого

– «Структурированная беседа на основе ситуаций, которые способствуют возникновению сострадания» (А. А. Люба)

– опросник «Проявление эмпатии к сверстнику» (Е. Н. Васильева)

На основе анализа данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, мы сделали следующий вывод: у младших школьников, находящихся в СОП, преобладает средний уровень развития эмпатии (62,5 %). Это говорит о том, что испытуемые обладают некоторыми знаниями об эмоциях, способны распознавать эмоциональное состояние другого человека, имеют интерес к сверстникам, но не всегда стремятся взаимодействовать с ними, эмоционально реагируют на переживания другого, изображая сочувствие, чтобы получить одобрение взрослого. При этом выявлен достаточно большой процент детей с низким уровнем развития (37,5 %). Эти дети не способны распознавать эмоциональные состояния другого и откликаться на них.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, нами была составлена специальная программа групповых консультаций для младших школьников, находящихся в СОП.

Цель программы: повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП, посредством группового консультирования.

Программа состоит из 10 встреч. Продолжительность одного занятия 40–50 минут, режим проведения — 2 встречи в неделю в течение 5 недель. Количество участников: 8–10 человек.

В содержание программы были включены следующие формы организации деятельности: беседа, практические психотехники, упражнения и техники арт-терапии.

В ходе реализации программы испытуемые, принявшие участие в исследовании, были нами разделены на две группы: экспериментальная (8 человек) и контрольная (8 человек).

После проведения программы нами был сделан повторный срез на участниках экспериментальной и контрольной групп, направленный на анализ изменений в уровнях развития эмпатии. В работе были использованы методики, аналогичные первому срезу.

Проанализировав данные, полученные в результате второго среза, мы можем сделать следующие выводы:

  1. В экспериментальной группе число участников с низким уровнем развития когнитивного компонента эмпатии сократилось до 0 %. Число участников со средним уровнем сократилось с 75 % до 37,5% за счет появления участников с высоким уровнем (62,5 %).

В контрольной группе незначительно повысился процент участников с высоким уровнем (с 50 % до 62,5 %) за счет снижения числа участников со средним уровнем (с 50 % до 37,5 %).

  1. В экспериментальной группе повысилось количество участников со средним уровнем развития эмоционального компонента эмпатии с 37,5 % до 75 %. Появились участники с высоким уровнем (25 %). Также важно отметить снижение количества участников с низким уровнем до 0 %.

В контрольной группе изменений не произошло.

  1. В экспериментальной группе число участников с низким уровнем развития поведенческого компонента эмпатии сократилось до 0 %. Возросло число участников со средним уровнем (с 12,5 % до 87,5 %). Также появились участники с высоким уровнем (12,5 %).

В контрольной группе появились участники с высоким уровнем (12,5 %) за счет снижения числа участников со средним уровнем до 87,5 %.

  1. Обобщая результаты всех методик, можно отметить значительное повышение общего уровня развития эмпатии участников экспериментальной группы. Участники с низким уровнем отсутствуют. Число участников со средним уровнем возросло с 25 % до 75 %. Важно отметить появление участников с высоким уровнем — 25 %. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у участников экспериментальной группы появилась устойчивая система знаний, способствующая распознаванию эмоциональных состояний другого человека. Кроме того, они научились откликаться на переживания другого, совершать адекватные действия, каким-либо образом выражающие свое сочувствие или сорадование, направленные на помощь и поддержку человеку, если он в ней нуждается.

В отличие от экспериментальной группы, изменения в контрольной группе незначительны. Появились участники с высоким уровнем развития эмпатии (12,5 %) за счет снижения числа участников со средним уровнем до 87,5 %.

Проведенный нами статистический анализ полученных данных показал достоверность сдвига в значениях уровня развития эмпатии участников экспериментальной группы на 99 % уровне значимости.

Таким образом, на основании полученных данных можно заключить, что разработанная нами программа групповых консультаций, направленная на повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП, эффективна.

Литература:

  1. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1997. — 180 с.
  2. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007. — 336 с.
  3. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 640 с.
  4. Кравченко Ю. Е. Подавление эмоционального поведения и субъективное переживание // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 28–38
  5. Менджерицкая Ю. А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения [Текст] / Ю. А. Менджеринская // Прикладная психология. — 2012.– № 4. — С. 54–63.
  6. Модели взаимодействия с детьми группы риска. Опыт работы социального педагога [Текст] / авт.-сост. А. Н. Свиридов. — Волгоград: Учитель, 2011. — 184 с.
  7. Савлучинская Н. В., Павлова М. С. Теория и методика применения арт-педагогических технологий в работе с детьми // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. С. 228–230.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 223-225):
Часть 3 (стр. 205-315)
Расположение в файле:
стр. 205стр. 223-225стр. 315

Молодой учёный