Проблемы финансирования инновационных проектов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 01.12.2018

Статья просмотрена: 998 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова, Е. А. Проблемы финансирования инновационных проектов в Российской Федерации / Е. А. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 409-413. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54388/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрены актуальные проблемы финансирования инновационных проектов в Российской Федерации и дана сравнительная характеристика отечественных и зарубежных подходов к финансированию инноваций.

Ключевые слова: инновации, финансирование, проекты, риски, убытки, инвестиции, эффективность проектов.

Мировой опыт организации процессов финансирования инновационных проектов развития показал, что такая работа должна строиться на следующих стратегических ориентирах:

‒ целевая ориентация на долгосрочные капиталоемкие инновационные проекты с высоким эффектом для развития национальной экономики с целью повышения ее мировой конкурентоспособности и качества социально-экономической сферы;

‒ сочетание государственных целей и коммерческих механизмов при финансировании инновационных проектов (платность, возвратность, обеспеченность, коммерческая эффективность), при этом получение прибыли не является самоцелью деятельности банков развития.

В настоящее время в рамках проектного менеджмента выделяют три модели организации финансирования инновационных проектов (таблица 1).

Таблица 1

Основные модели организации финансирования инноваций [1, c. 88–89]

Наименование модели

Характеристика модели

Агентская модель

Характеристика. Оказание услуг крупнейшим финансовым донорам по реализации инвестиционных проектов и программ развития МСП за счет средств бюджета и иных государственных фондов путем проведения администрирования государственных финансовых вложений в национальную экономику.

Разновидности: контракты на управление и арендные договоры (Management and lease contracts); концессия (Concession).

Формы вознаграждения: комиссия за услуги траст-менеджмента, арендная плата за объекты НМА, процентный доход по предоставленному финансированию.

Модель личного выбора

Характеристика. Франчайзи-агент самостоятельно принимает решение о финансировании однородных проектов в рамках государственных программ поддержки МСП, направленных на развитие приоритетных секторов экономики, а государство в утверждает параметры и контролирует исполнение.

Разновидности: концессия (Concession); частичная приватизация (выкуп) активов (Divestiture).

Формы вознаграждения: дивиденды по акциям объекту МСП, арендные платежи, участие в прибылях организации, комиссионное вознаграждение за посредничество в транзакциях

Партнерская модель

Характеристика. Франчайзи-агент имеет право финансировать индивидуальные инвестиционные проекты путем совершения операций от своего имени и принятия инвестиционных и кредитных рисков в соответствии с утвержденными целями и принципами своей деятельности в условиях ограничений, установленных государством при утверждении государственных программ финансирования МСП-структур.

Разновидности: концессия (Concession); частичная приватизация активов (Divestiture), проекты нового строительства (Green field projects).

Формы вознаграждения: комиссия за финансирование строительно-инженерных работ и эксплуатации новых производственных мощностей в течение срока, указанного в контракте, право распоряжения объектом по окончанию установленного срока, осуществление возмездной передачи (продажи) объекта государственным органам управления

Для Российской Федерации применение большей части сложных форм финансирования является проблематичным ввиду следующих причин:

‒ неразвитость источников гибридного (кредитно-фондового) финансирования;

‒ несоответствие между доходами и займами внутри страны и обслуживанием долгов в валюте;

‒ несовершенства финансово-правового механизма согласования и распределения рисков и предоставления гарантий и других форм обязательств при финансировании инновационных проектов;

‒ дефицит квалифицированных команд организации финансирования инновационных проектов полного цикла.

В мировой практике фондами финансирования инновационных проектов используются следующие группы инструментов финансирования (рисунок 1).

Рис. 1. Формы финансирования инновационных проектов

Значительным препятствием активизации финансирования инновационной деятельности слабая проработка технико-экономических аспектов реализации инновационных проектов и высокие транзакционные и агентские издержки на выведение инновационного продукта на рынок сбыта в условиях эскалации политико-экономических санкций, которые активно используют инструменты блокирования выдачи разрешений, сертификации инновационной продукции, запрет на продажу прав на патенты и лицензии. Все это увеличивает длительность НИОКР и период тестирования продукта, а, значит, увеличивает срок окупаемости инновационных проектов, снижая экономическую жизнеспособность инноваций ввиду их более позднего появления на рынке (таблица 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика сроков коммерциализации инноваций вРФ иЕС в 2013–2017гг., мес. [3, c. 206]

Показатели

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

Российская Федерация

1 Агропромышленный комплекс

30,6

29,8

30,9

31,6

31,8

2 Промышленное производство

25,4

26,1

26,6

27,2

26,3

3 Обрабатывающие производства

22,1

23,7

22,5

21,4

23,5

4 Строительные работы

26,5

25,9

24,7

25,2

26,6

5 Сфера услуг

9,2

8,8

8,5

8,2

7,9

Европейский Союз

1 Агропромышленный комплекс

25,4

24,7

24,1

23,7

22,8

2 Промышленное производство

19,6

18,8

18,1

17,6

15,3

3 Обрабатывающие производства

17,5

16,6

16,2

15,8

15,3

4 Строительные работы

18,7

17,7

16,6

16,2

15,9

5 Сфера услуг

4,4

4,0

3,9

3,5

3,6

Финансирование аналогичных инноваций в ЕС позволит за тот же календарный период провести практически в 1,5–2 раза быстрее коммерциализацию инноваций и перейти непосредственно к генерированию доходности, свободной от долговой нагрузки.

Структура источников финансирования затрат на создание инноваций в 2013–2017 гг. (таблица 3).

Таблица 3

Источники финансирования затрат на создание инноваций [3, c. 207]

Показатели

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

1. Совокупные затраты на инновации, всего, млрд руб.

В том числе по источникам финансирования:

1134,2

1231,5

1211,3

1298,4

1367,5

1.1 Собственные средства организаций

444,0

490,5

454,5

459,8

556,4

1.2 Средства федерального бюджета

212,8

219,6

155,4

159,2

144,1

1.3 Бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты

64,2

51,0

51,5

58,2

68,5

1.4 Внебюджетные фонды

216,1

243,0

274,6

297,9

324,2

1.5 Кредиты и займы банков и НКФУ

96,0

111,0

122,0

164,0

200,3

1.6 Иностранные инвестиции

90,4

112,3

149,4

100,9

70,4

1.7 Прочие источники

10,8

4,2

4,0

58,6

3,4

Согласно приведенным расчетам в 2013 г. основным источником финансирования инноваций выступили собственные средства предприятий — 444,0 млрд. руб., или 39,15 %, внебюджетные фонды — 216,1 млрд. руб., или 19,05 %, средства федерального бюджета — 212,8 млрд. руб., или 18,76 %. В 2015 г. по сравнению с 2013 г. в структуре финансирования инноваций существенных изменений не отмечено: основным источником также выступают собственные источники финансирования — 454,4 млрд. руб. (изменение по отношению к 2013 г. составило 10,4 млрд. руб., или 102,35 %), на втором месте располагаются средства внебюджетных фондов (изменение — 58,5 млрд. руб., или 127,09 %), на третьем месте — средства федерального бюджета — 155,1 млрд. руб., или 12,83 % (изменение — -57,4 млрд. руб., или 73,04 %), при этом в 2015 г., отмечен рост роли иностранных инвестиций, их объем составил 149,4 млрд. руб., или 12,33 % (изменение по отношению к 2013 г. составило 59,0 млрд. руб., или 165,22 %).

В 2017 г. по сравнению с 2015 г. ключевым моментом следует отметить рост роли кредитных источников финансирования инноваций (объем банковского финансирования составило 200,3 млрд. руб., или 14,65 %), что связано с возрастающим интересом банковских институтов к финансированию рисковых и высокодоходных R&D проектов, а также стабилизацией состояния финансового рынка РФ. С позиции изменения административно-институциональных условий следует отметить положения Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 г.), является передача прав на финансирование инновационных прав специальным инфраструктурным агентам — частным или государственным венчурным фондам или специальным внебюджетным фондам, что позволило повысить контроль за расходованием государственных средств финансовой поддержки.

В заключение рассмотрим показатели эффективности финансирования инновационных проектов в Российской Федерации в 2013–2017 гг. (таблица 4).

Таблица 4

Показатели эффективности финансирования инновационных проектов вРоссийской Федерации в 2013–2017гг. [3, c. 208]

Показатели

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

1. Индекс ROIC, к-т

2,85

2,62

2,88

3,06

2,77

2. Доходность инвестиций в инновационные проекты, %

37,67

47,52

47,34

46,30

35,44

3. Продуктивность инновационных продуктов по видам инноваций:

3.1 Технологические, к-т

1,37

1,91

1,93

1,87

1,34

3.2 Маркетинговые

1,45

1,43

1,59

1,13

1,38

3.3 Организационные

1,12

1,20

1,29

1,23

1,86

В 2013 г., индекс ROIC составил 2,85, т. е. на рубль затрат на инновации пришлось 2,85 руб. произведенной инновационной продукции, в 2015 г. ROIC составил 2,88, в 2017 г., — 2,77. Доходность инвестиций в инновационные проекты в 2013 г., составила 37,67 %, т. е. на 100 руб. инвестиций в инновационные проекты чистый доход составил 37,67 руб., в 2015 г., — 47,34 %, в 2017 г., — 35,44 %. Продуктивность инновационных продуктов по видам инноваций показала следующее: в группе технологических инноваций в 2013 г., продуктивность составила 1,37, т. е. на рубль затрат на технологические инновации пришлось 1,37 руб. добавленной стоимости в виде инновационных продуктов, в 2015 г., — 1,93, в 2017 г., — 1,34; для группы маркетинговых инноваций продуктивность в 2013 г., составила 1,45, в 2015 г., — 1,59, в 2017 г., — 1,38; организационные инновации показали следующую продуктивность: в 2013 г. — 1,12, в 2015 г. — 1,29, в 2017 г. — 1,86.

Литература:

  1. Бабаскин, С. Я. Инновационный проект. Методы отбора и инструменты анализа рисков. Учебное пособие / С. Я. Бабаскин. — М.: Изд-во «Дело» РАНХиГС, 2014. — 240 c.
  2. Балабанов, И. Т. Инновационный менеджмент / И. Т. Балабанов. — СПб: Питер, 2015. –304с.
  3. Гилязутдинова, И.В., Поникарова, А.С., Краснова, А. В. Некоторые аспекты управления структурными сдвигами инновационной деятельности в производственных системах мезоуровня в достижении устойчивости их развития / И. В. Гилязутдинова, А. С. Поникарова, А. В. Краснова // Вестник Казанского технологического университета — 2017. — № 5. — С.205–210.
  4. Спивак, В. А. Управление изменениями. Учебник / В. А. Спивак. — М.: Юрайт, 2016. — 358 c.
  5. Грачева, М. Ю. Управление рисками в инновационной деятельности / М. В. Грачева, С. Ю. Ляпина.- М.: ЮНИТИ, 2015. — 351 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ROIC, проект, Российская Федерация, инновация, таблица, финансирование, форма вознаграждения, Агропромышленный комплекс, национальная экономика, Промышленное производство.


Похожие статьи

Агропромышленный комплекс России в условиях санкционного...

В условиях текущего кризиса и санкционного давления эффективность производственно-хозяйственной деятельности многих предприятий значительно снизилась. В первую очередь санкции были направленны на АПК Российской Федерации...

Инновационное развитие российской экономики

В 2009 году на финансирование российских инновационных проектов государством было

Инновация (нововведение, инновационный продукт) - результат инновационной

А также расходы на прикладные научные исследования в области национальной обороны в объемах...

Государственная поддержка инновационной деятельности

К формам государственной поддержки научной инновационной деятельности относят следующие: - прямое финансирование

9. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации.

Повышение инновационной активности в агропромышленном...

сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, Российская Федерация, инновационная активность, процент, ростовская область

сельское хозяйство, инновационная активность, агропромышленное производство, инновационная деятельность, инновационная основа...

Проблемы агропромышленного комплекса и перспективы его...

Агропромышленный комплекс (АПК) представляет собой совокупность экономически взаимосвязанных отраслей, специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее промышленной переработке, хранении и реализации, а также отраслей...

Модернизация аграрного производства России: инновационный...

Вопросы модернизации российской экономики и ее аграрного сектора широко обсуждаются и научной

Необходимо дальнейшее совершенствование форм и инструментов государственной поддержки

сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, Российская Федерация...

Курс России на инновационное развитие экономики

Инновационная активность — это комплекс мероприятий субъектов предпринимательской

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

Инновация (нововведение, инновационный продукт) - результат инновационной...

Инновационное развитие экономики России | Статья в сборнике...

Инновация — это знание, воплощенное в коммерческий продукт. Целью инноваций является обязательное получение экономического эффекта.

Другим важным аспектом формирования российской инновационной экономики является решение проблем вузовской науки.

Перспективы развития банковского кредитования...

Агропромышленный комплекс Российской Федерации — это комплекс отраслей, которые имеют тесные

Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны.

Длительный производственный цикл, сезонность производства и связанные с этим...

Похожие статьи

Агропромышленный комплекс России в условиях санкционного...

В условиях текущего кризиса и санкционного давления эффективность производственно-хозяйственной деятельности многих предприятий значительно снизилась. В первую очередь санкции были направленны на АПК Российской Федерации...

Инновационное развитие российской экономики

В 2009 году на финансирование российских инновационных проектов государством было

Инновация (нововведение, инновационный продукт) - результат инновационной

А также расходы на прикладные научные исследования в области национальной обороны в объемах...

Государственная поддержка инновационной деятельности

К формам государственной поддержки научной инновационной деятельности относят следующие: - прямое финансирование

9. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации.

Повышение инновационной активности в агропромышленном...

сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, Российская Федерация, инновационная активность, процент, ростовская область

сельское хозяйство, инновационная активность, агропромышленное производство, инновационная деятельность, инновационная основа...

Проблемы агропромышленного комплекса и перспективы его...

Агропромышленный комплекс (АПК) представляет собой совокупность экономически взаимосвязанных отраслей, специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее промышленной переработке, хранении и реализации, а также отраслей...

Модернизация аграрного производства России: инновационный...

Вопросы модернизации российской экономики и ее аграрного сектора широко обсуждаются и научной

Необходимо дальнейшее совершенствование форм и инструментов государственной поддержки

сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, Российская Федерация...

Курс России на инновационное развитие экономики

Инновационная активность — это комплекс мероприятий субъектов предпринимательской

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

Инновация (нововведение, инновационный продукт) - результат инновационной...

Инновационное развитие экономики России | Статья в сборнике...

Инновация — это знание, воплощенное в коммерческий продукт. Целью инноваций является обязательное получение экономического эффекта.

Другим важным аспектом формирования российской инновационной экономики является решение проблем вузовской науки.

Перспективы развития банковского кредитования...

Агропромышленный комплекс Российской Федерации — это комплекс отраслей, которые имеют тесные

Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны.

Длительный производственный цикл, сезонность производства и связанные с этим...

Задать вопрос