Нормативно-правовое регулирование проведения служебных проверок в таможенных органах: общая характеристика и проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 01.12.2018

Статья просмотрена: 821 раз

Библиографическое описание:

Пляскина, Л. П. Нормативно-правовое регулирование проведения служебных проверок в таможенных органах: общая характеристика и проблемы / Л. П. Пляскина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 187-190. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54348/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье автор анализирует актуальную законодательную базу, регламентирующую различные аспекты проведения служебных проверок в таможенных органах Российской Федерации. Также рассматриваются некоторые проблемы нормативно-правового регулирования порядка проведения служебных проверок.

Ключевые слова: таможенные органы, дисциплинарная ответственность, государственная гражданская служба, трудовое право, Российская Федерация.

In this article, the author analyzes the current legislative framework governing various aspects of conducting official inspections in the customs authorities of the Russian Federation. Also considered are some problems of the legal regulation of the procedure for conducting official inspections.

Keywords: customs authorities, disciplinary responsibility, state civil service, labor law, Russian Federation.

Законодательная база, регламентирующая порядок проведения служебных проверок в таможенных органах, состоит из большого массива нормативно-правовых актов, которые по своей сущности можно отнести к отрасли трудового права Российской Федерации. Данная отрасль, регулирует любые отношения между работниками и работодателями, которые возникают в процессе их непосредственного осуществления трудовой деятельности, в том числе вопросы дисциплинарной ответственности. Важно отметить, что в таможенных органах основанием возникновения трудовых отношений выступает заключение служебного контракта.

Проанализируем общий перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих общие вопросы дисциплинарной ответственности и, в частности, порядок проведения служебных проверок. Наивысшим нормативно-правовым актом является Конституция Российской Федерации. Посредством положений Конституции Российской Федерации государством устанавливаются гарантируемые человеку права и свободы, которые не должны ущемляться или быть нарушенными при действиях государственных органов, в том числе и в результате проведения мероприятий, связанных со служебной проверкой. К ним относятся, например, право на защиту собственной чести и достоинства, право на юридическую помощь и иные права и свободы граждан, которые должны быть соблюдены при проведении служебных проверок и применении мер дисциплинарной ответственности [1].

Следующим элементом законодательной базы, регламентирующим вопросы дисциплинарной ответственности в таможенных органах, является Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ). Юридическая сила рассматриваемого документа полностью равна иным федеральными законам, при этом его охват относится ко всем сферам трудовой деятельности — ТК РФ регламентирует абсолютно все трудовые отношения, возникающие и протекающие на территории Российской Федерации.

Ныне действующим ТК РФ устанавливается, что соблюдение трудовой дисциплины является обязательным требованием ко всем работникам. В случае если работник уклоняется от выполнения возложенных на него обязанностей, к нему могут применяться меры дисциплинарной ответственности, которая в общем порядке регулируется гл. 30 ТК РФ. Согласно положениями ст. 192 ТК РФ наступление дисциплинарной ответственности может быть возможно в результате совершения работником дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение возложенных на работника обязанностей, выразившееся в их неисполнении или ненадлежащем исполнении [4].

Очередным нормативно-правовым актом, который является более узконаправленным и регламентирует не только трудовые отношения, но и непосредственные практические аспекты, связанные с порядком применения служебных проверок в таможенных органах является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Отдельные положения рассматриваемого акта (ст. 59), касаются непосредственно практического порядка проведения служебной проверки в отношении одной из категорий должностных лиц таможенных органов — категории государственных гражданских служащих, проходящих службу в таможенных органах. Данная статья определяет основание в качестве которого понимается решение представителя нанимателя или письменное заявление гражданского служащего.

Кроме оснований, положениями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяется существо служебной проверки, под которым понимается полное, объективное и всестороннее установление факта совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка. Не менее важным является и определение задач, к числу которых анализируемый нормативно-правовой акт относит:

– установление факта совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

– определение наличия вины гражданского служащего;

– установление причины и условий, способствовавших совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

– раскрытие обстоятельств, послуживших основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки;

– определение характера и размера вреда, который был причинен гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка [2].

Еще одним из немаловажных элементов законодательной базы, регулирующей процесс проведения служебных проверок в таможенных органах, выступает Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Его отдельные положения регламентируют трудовую дисциплину, в частности, ст. 29 устанавливающая безотлагательность дисциплинарных взысканий, налагаемых за совершение дисциплинарных проступков на другую категорию должностных лиц таможенных органов — сотрудников [3].

Значимым в рассматриваемом вопросе является также и Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, который был утвержден Указом Президента РФ № 1396 от 16 ноября 1998 г.. В частности, данный документ регламентирует определение дисциплинарного проступка, содержит их перечень, а также предусматривает явную необходимость проведения служебной проверки для привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников таможенных органов [5].

Последним нормативно-правовым актом в перечне является Инструкция об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации, утвержденная Приказом Федеральной таможенной службы № 1557 от 2 августа 2012.

Рассматриваемая инструкция выступает документом, наиболее широко охватывающим практический порядок проведения служебных проверок в таможенных органах. В ней содержатся общие положения о проведении проверки, определяются ее конечные цели и задачи, к которым относятся:

– объективное и всестороннее установление факта и лица, совершившего дисциплинарный проступок в том числе, установление причинно-следственной связи между действиями (бездействием) служащего, который совершил дисциплинарный проступок, а также последствиями, которые наступили в результате и выявление отношения сотрудника к дисциплинарному проступку, совершенному им, и последствиям;

– подготовка предложений о мере дисциплинарной или материальной ответственности в отношении сотрудника, допустившего совершение дисциплинарного проступка;

– разработка предложений, связанных с организацией и проведением предупредительно-профилактических мероприятий, которые напрямую направлены на устранение комплекса причин и условий, поспособствовавших совершению дисциплинарного проступка;

– документальное оформление всех сведений о дисциплинарном проступке [6].

Анализируемая инструкция четко устанавливает порядок организации и проведения, а именно основания для проведения служебной проверки, ее сроки, лиц, правомочных на осуществление мероприятий, проводимых в рамках проверки. Кроме того, регламентируется состав, права и обязанности каждого члена комиссии, в том числе ее председателя. Помимо этого, устанавливаются и права сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, а также регламентируются отдельные действия (например, процесс истребования документов и получения необходимых сведений, процесс взаимодействия государственных органов). Инструкцией также регламентируются полномочия начальника таможенного органа, который призван обеспечить все необходимые для проверки условия, устанавливается порядок принятия решения и хранения материалов проверок.

Рассматривая общий массив нормативно-правовых актов, регулирующих порядок проведения служебных проверок в таможенных органах, следует отметить, что данная административная процедура достаточно ясно регламентирована во многих ее аспектах. При этом перечень законодательных источников является исчерпывающим, представлен национальным законодательством разных уровней — федеральными законами и локальными нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела — ФТС России.

Однако, при этом нормативно-правому регулированию порядка проведения служебных проверок все же присущи некоторые актуальные проблемы. Так, в первую очередь, видится необходимым подчеркнуть, что на законодательном уровне отсутствует само понятие «служебная проверка». Его определение и трактовка производится только лишь авторами различной научной литературы, затрагивающей отрасль трудового права, но никак не положениями нормативно-правовых актов. Кроме того, в действующих правовых нормах не содержится четкого определения дисциплинарного проступка и отсутствуют составы хотя бы наиболее распространенных в таможенных органах должностных проступков и, соответственно, не формулируются их юридически значимые признаки.

Решение вышеуказанной проблемы заключается в необходимости методической выработки и дальнейшего правового закрепления в положениях трудового законодательства терминов служебной проверки и дисциплинарного проступка, которые бы всесторонне охватывали и максимально точно характеризовали рассматриваемую административную процедуру и указанное деяние. При этом положения отдельных нормативно-правовых актов содержат отдельные нормы, которые призваны решить проблему. Так, ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» установлен примерный перечень однократных грубых нарушений должностных обязанностей гражданскими служащими. Например, под прогулом следует понимать отсутствие на служебном месте без уважительной причины более четырех часов подряд в течение служебного дня [2]. Здесь прослеживается практически полное тождество с аналогичными нормами ТК РФ. Соответственно, для полной регламентации необходимо несколько расширить уже существующие положения.

В качестве еще одной проблемы, отдельными авторами отмечается недостаточно полная правовая регламентация отдельных аспектов проведения служебных проверок. Данный проблемный аспект обусловлен тем, что в настоящее время существенно усложнились служебные отношения и имеют место новые основания для проведения служебных проверок, в частности определяемые законодательством о противодействии коррупции, которые не в полной мере отражены в иных нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы дисциплинарной ответственности.

Решение данной проблемы сводится к объективной необходимости правовой регламентации порядка проведения служебных проверок дисциплинарных проступков, имеющих ярко выраженный коррупционный характер отдельными положениями законодательных актов. При этом видится возможным присваивание проверкам различного статуса — дисциплинарных и коррупционных, однако механизм правового регулирования и реализации проверочных мероприятий должен быть единым [8, С.69].

Очередным проблемным вопросом, который не нашел своего разрешения в действующем законодательстве, является вопрос о доказательствах, которые должны быть собраны в процессе проведения служебной проверки. В отдельных нормативно-правовых актах, касающихся данного аспекта, предусмотрено, что от лица, нарушившего служебную дисциплину, истребуется письменное объяснение. Следовательно, все остальные вопросы не регламентированы и решаются по усмотрению должностного лица, которое назначило или проводит служебную проверку [7, С. 2484].

Для устранения данной проблемы в условиях активно развивающегося технического прогресса целесообразно законодательно определить возможности использования технических средств фиксации информации, их доказательственной силы, а также установить обязательность опроса лиц, которые могут что-либо пояснить по существу разбирательства, приобщения к делу иных материалов и любой другой полезной информации, имеющей важное значение для исхода дела. Это позволит несколько нивелировать высокое влияние человеческого фактора со стороны должностных лиц, проводящих служебную проверку, в отношении проверяемых должностных лиц и получать довольно качественную ориентирующую оперативную информацию, а в некоторых случаях и дополнительные доказательства виновности в совокупности с остальными доказательствами [9, С. 173].

Кроме того, в качестве последнего проблемного аспекта следует рассмотреть и тот факт, что действующее законодательство не регламентирует правовые последствия подачи жалобы на выносимое решение по результатам проверки.

Для решения данного вопроса целесообразно на законодательном уровне предусмотреть такой порядок, при котором подача жалобы приостанавливала бы исполнение вынесенного решения, а срок пересмотра был четко регламентирован.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование порядка проведения служебных проверок в таможенных органах осуществляется посредством целого ряда нормативно-правовых актов, в соответствии с Конституцией РФ. В числе основных находятся ТК РФ, Федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации и «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации и Инструкция об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации.

Несмотря на достаточно обширную регламентацию существует ряд проблем. В частности, отсутствует понятийный аппарат, а также не предусмотрены отельная регламентация проведения проверки по коррупционным составами, не рассмотрен вопрос доказательств и слабо развит институт обжалования. Решение данных проблем видится в модернизации законодательства и заполнении существующих пробелов.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: в ред. от 21.07.2014 — Москва: Юрайт-Издат. 2015. — 96 с.

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон [от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ] // СПС «Гарант».

3. О службе в таможенных органах Российской Федерации: федер. закон [от 21.07.1997 № 114-ФЗ] // Рос. газета. — 1997. — 22 июля. — С. 6.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 30.12.2001 № 197-ФЗ] // Рос. газета. — 2001. — 31 декабря. — С. 30.

5. Российская Федерация. Президент. Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 16 ноября 1998 г. № 1396 // Рос. газета. — 1998. — 17 ноября. С. 22.

6. Российская Федерация. Федеральная таможенная служба. Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации: приказ от от 2 августа 2012 года № 1557 // Рос. газета. — 2012. — 4 августа. С. 41.

7. Колегов А. Л. Совершенствование организации работы по проведению служебных проверок в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 15. — С. 2481–2485.

8. Костенников М. В., Куракин А. В. Административно-правовое регулирование обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции. // Правовое поле. — 2010. — № 4. — С. 69.

9. Полонных А. В. Совершенствование деятельности таможенных органов по выявлению и раскрытию преступлений коррупционной направленности // Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей. — 2016. — № 5. — С. 171–173.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, дисциплинарный проступок, служебная проверка, дисциплинарная ответственность, орган, государственная гражданская служба, проверка, ТК РФ, законодательная база, порядок проведения.


Похожие статьи

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности...

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в Российской Федерации и Украине.

Законодательством Российской Федерации в области дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего...

Правовое регулирование служебной дисциплины в органах...

О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в

дисциплинарная ответственность, дисциплинарное взыскание, ТК РФ, Российская

служебная дисциплина, дисциплинарная ответственность, дело, отношение, сотрудник...

Особенности дисциплинарной ответственности работников...

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, работники прокуратуры, дисциплинарный проступок, служебные

Так, в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечень дисциплинарных взысканий расширен и...

Особенности правовой регламентации дисциплинарной...

Под дисциплинарной ответственностью согласно действующему законодательству Российской Федерации следует понимать

Дисциплинарная ответственность должностных лиц имеет собственные особенности правовой регламентации, которые и будут рассмотрены в...

Дисциплинарная ответственность в Российской Федерации

Общая дисциплинарная ответственность предусматривается Трудовым кодексом РФ и правилами внутреннего трудового распорядка; специальная -уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за...

Проблемы применения дисциплинарных взысканий по...

При общей дисциплинарной ответственности перечень видов взысканий, предусмотренный ст.192 ТК РФ, является исчерпывающим, порядок их наложения строго регламентирован ТК РФ. Ст.192 ТК РФ устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка руководитель...

Дисциплинарная ответственность судей в Российской...

В ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарный проступок определяется как «неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей».

Дисциплинарная ответственность работника | Статья в журнале...

Дисциплинарная ответственность работника наступает за неисполнение или

Статья 192 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть

Что касается порядка применения дисциплинарных взысканий, следует учитывать, что он имеет...

дисциплинарная ответственность, Российская Федерация...

О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от

О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные

дисциплинарный проступок, дисциплинарная ответственность, ТК РФ...

Похожие статьи

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности...

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в Российской Федерации и Украине.

Законодательством Российской Федерации в области дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего...

Правовое регулирование служебной дисциплины в органах...

О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в

дисциплинарная ответственность, дисциплинарное взыскание, ТК РФ, Российская

служебная дисциплина, дисциплинарная ответственность, дело, отношение, сотрудник...

Особенности дисциплинарной ответственности работников...

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, работники прокуратуры, дисциплинарный проступок, служебные

Так, в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечень дисциплинарных взысканий расширен и...

Особенности правовой регламентации дисциплинарной...

Под дисциплинарной ответственностью согласно действующему законодательству Российской Федерации следует понимать

Дисциплинарная ответственность должностных лиц имеет собственные особенности правовой регламентации, которые и будут рассмотрены в...

Дисциплинарная ответственность в Российской Федерации

Общая дисциплинарная ответственность предусматривается Трудовым кодексом РФ и правилами внутреннего трудового распорядка; специальная -уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за...

Проблемы применения дисциплинарных взысканий по...

При общей дисциплинарной ответственности перечень видов взысканий, предусмотренный ст.192 ТК РФ, является исчерпывающим, порядок их наложения строго регламентирован ТК РФ. Ст.192 ТК РФ устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка руководитель...

Дисциплинарная ответственность судей в Российской...

В ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарный проступок определяется как «неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей».

Дисциплинарная ответственность работника | Статья в журнале...

Дисциплинарная ответственность работника наступает за неисполнение или

Статья 192 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть

Что касается порядка применения дисциплинарных взысканий, следует учитывать, что он имеет...

дисциплинарная ответственность, Российская Федерация...

О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от

О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные

дисциплинарный проступок, дисциплинарная ответственность, ТК РФ...

Задать вопрос