Содействие взрослых и детей с ОВЗ в современном детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Махонина, А. Э. Содействие взрослых и детей с ОВЗ в современном детском саду / А. Э. Махонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/234/43001/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрено взаимодействие педагогов в ДОУ в рамках инклюзивного образования.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование

С введением федерального образовательного стандарта впервые в истории России дошкольное образование стало первым уровнем образования. Но стандарт дошкольного образования — это скорее условия развития ребенка, но не обучения. Главная идея ФГОС заключатся в создании условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В современном детском саду группы не однородны, в нее могут входить и дети с ОВЗ.

Ребенок с ОВЗ — это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым ПМПК и препятствующие получению образования без специально созданных условий.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Ограниченные возможности здоровья различны:

− нарушения опорно-двигательного аппарата;

− нарушения слуха (глухие, слабо слышащие);

− нарушения зрения (слепые, слабовидящие);

− тяжёлые нарушения речи;

− задержка психического развития;

− умственная отсталость;

− расстройства аутистического спектра.

Основная цель сопровождения детей с ОВЗ — определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы осуществляется всеми специалистами МДОУ: воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФК.

Воспитатель ежедневно взаимодействует с детьми. От педагога требуются отдельная компетентность: знания об особенностях детей с ОВЗ, создание необходимых условия в группе для детей с ОВЗ, индивидуальный подход. Так же необходимо правильно ввести ребенка в коллектив детей. Для этого проводятся: утренний круг «Мы все разные», контактные игры «Дай ручку», «Коготки-царапки» и др., игры на формирование групповой сплоченности «Давай знакомиться», «Гусеница», игры на снятие мышечного напряжения «Кленовые листочки», «Догонялки» (приложение)

Музыкальный руководитель помогает детям с ОВЗ войти в мир музыки, формирует коммуникативные навыки посредством видов музыкальной деятельности, создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу.

Для этого использует следующие активные формы:

− психогимнастику (игры на развитие внимания, памяти, преодоления двигательного автоматизма, подвижные игры, игры на выражение различных эмоций);

− логоритмические задания;

− музыкально-дидактические игры.

Звуковой сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию, что позволяет наиболее эффективно развивать слуховое восприятие, внимание, двигательную реакцию. С помощью музыки успокаивается нервная система, регулируются лишние, неправильные движения. Музыкальный руководитель проводит индивидуальную или подгрупповую работу (в зависимости от тяжести ОВЗ) один раз в неделю.

Инструктор по ФК так же проводит индивидуальную или подгрупповую работу (в зависимости от тяжести ОВЗ) один раз в неделю на развитие основных видов движений и мелкой моторики. Занятия проводятся в игровой форме, на которых развиваются и корректируются двигательные навыки.

Учитель-логопед проводит коррекционную индивидуальную речевую работу, адаптируя программы для детей с общим недоразвитием речи Н. В. Нищеевой, Т. В. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Работа педагога-психолога наиболее объемна.

Иногда малыши с ОВЗ приходят в детский сад уже по направлению ПМПК. Родители таких детей уже воспринимают своего ребенка как особенного, помогают специалистам, выполняют рекомендации. Но есть дети, уже посещающие детский сад, родители которых не принимают и боятся особенностей ребенка, отказываясь от рекомендаций специалистов. Они считают, что ребенок — такой же, как и все, а его особенности «перерастут» с возрастом. В таком случае и воспитатель, и психолог в индивидуальных беседах подводят родителя к пониманию и принятию проблемы [1].

В дополнение к стандартным методам и приемам, которые использует психолог в работе с детьми с ОВЗ, хорошие результаты показывает работа на песочных столах с голубым дном. Песочная терапия для детей — это игровой способ преодолеть эмоциональное напряжение, рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них. Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.

Включение ребенка с ОВЗ в дошкольное учреждение — одна из проблем современного детского сада, т. к. процесс взаимоадаптации достаточно сложен для особенного малыша, его родителей и педагогов. Если специалисты ДОУ смогут построить педагогический процесс так, что дети с нарушениями в развитии, смогут социализироваться, научиться общаться с другими детьми, развить интеллектуальный и личностный потенциал, то это позволит раздвинуть границы окружающего мира всех, кто окружает ребенка с ОВЗ: и детей, и взрослых [2].

Литература:

  1. Булатова О. В. К вопросу о готовности системы общего образования к инклюзивному обучению / О. В. Булатова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. — Новосибирск, 2013.
  2. Лялина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Волгоград, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальный руководитель, психическое развитие, детский сад, дошкольное образование, игра, инклюзивное образование, коррекционно-педагогическая работа, подгрупповая работа, современный детский сад.


Похожие статьи

ребенок, детский сад, инклюзивная группа, кратковременное...

ребенок, детский сад, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, коррекционная работа, синдром, образовательный процесс, работа, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный...

Похожие статьи

ребенок, детский сад, инклюзивная группа, кратковременное...

ребенок, детский сад, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, коррекционная работа, синдром, образовательный процесс, работа, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный...

Задать вопрос