Причины и особенности развития конфликтов между спортсменом и тренером в учебно-тренировочном процессе специализированных детско-юношеских спортивных школ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шведова, Д. С. Причины и особенности развития конфликтов между спортсменом и тренером в учебно-тренировочном процессе специализированных детско-юношеских спортивных школ / Д. С. Шведова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 42-43. — URL: https://moluch.ru/archive/234/42985/ (дата обращения: 19.04.2024).



Неумение на практике управлять педагогическими конфликтами в сфере физической культуры и спорта, искусств, технологий и общего образования, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, отрицательно сказывается на организации учебного процесса. Следовательно, возникает необходимость в создании новых и качественных технологий управления взаимоотношениями между участниками образовательного процесса при реализации всех видов образования.

Ключевые слова: конфликт, подготовка спортсменов

Образовательная организация потенциально содержит вероятность обострения противоречий между всеми участниками образовательных отношений. Конфликтные ситуации, конфликты, споры составляют значительную часть образовательного процесса. Часть из них урегулируется, часть остается в сознании (вытесняется в бессознательное), провоцируя участие в подобных нерегулируемых конфликтах.

Спортивная деятельность имеет следующие особенности, которые могут послужить источником конфликтов между тренером и спортсменов в учебно-тренировочном процессе СДЮСШОР: участие в соревнованиях, которые представляют собой строго регламентированное соперничество; высокая двигательная активность; высокие физические и психические нагрузки в процессе деятельности; стремление к достижению максимального результата и превосходству над соперником; овладение спортсменами высокотехничным выполнением технических приемов путем длительной тренировки; постоянное преодоление трудностей объективного и субъективного характера с большим количеством стрессовых ситуаций. Давление и требования, предъявляемые к взаимоотношениям между тренером и спортсменов в учебно-тренировочном процессе огромны. Спортсмены ищут тренеров, способных общаться с ними с уважением.

Конфликтная среда в СДЮСШОР характеризуется тем, что спортивная команда, бригада спортсменов, как правило, являются «малой группой». В малых группах люди общаются лицом к лицу, что дает им возможность непосредственно воспринимать друг друга и строить взаимоотношения на основе эмоционально переживаемых межличностных взаимоотношений, которые представляют собой сеть коммуникаций. При анализе конфликтов между спортсменом и тренером в учебно-тренировочном процессе СДЮСШОР, одним из наиболее сложных является вопрос о факторах, обуславливающих возникновение и протекание конфликта. В качестве этих факторов выступают некоторые социальные явления, особенности характера и его психологические свойства, социальные установки, жизненные позиции, взгляды и т. п. М. М. Рыбакова выделяет следующие причины конфликтов:

− малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;

− свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;

− учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);

− оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;

− учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;

− немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;

− личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).

Однако главной трудностью выявления особенностей конфликта между спортсменом и тренером в учебно-тренировочном процессе СДЮСШОР является то, что причина конфликта между тренером и спортсменом не лежит на поверхности, поэтому остается для тренера непонятной в отличие от общеобразовательной школы.

М. М. Рыбакова выделяет следующие особенности педагогических конфликтов:

− профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

− участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

− разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

− различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

− присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

− профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

− всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

− конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Таким образом, анализируя причины и особенности конфликтов в общеобразовательной школе, причины конфликтов между спортсменом и тренером в учебно-тренировочном процессе СДЮСШОР скажем, что особенности конфликтов между спортсменом и тренером обусловлены задачами (требованиями) деятельности, системой ценностей (факторы, которые формируются в процессе тренировок), потребностью тренера и спортсмена, их представлением о взаимных отношениях, мотивацией, условиями и дисциплиной.

Главная особенность конфликтов между спортсменом и тренером, отличающих их от общеобразовательной школы заключается в том, что конфликты в учебно-тренировочном процессе СДЮСШОР постоянно окрещены эмоциями, симпатиями, взаимными интересами друг к другу.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-тренировочный процесс, конфликт, общеобразовательная школа, причина конфликтов, спортсмен, тренер, ученик, учитель, образовательный процесс, особенность конфликтов.


Похожие статьи

Роль учителя в разрешении конфликтов, возникающих...

Ключевые слова: педагог, педагогический процесс, профессиональная деятельность педагога, конфликт, конфликтная ситуация, разрешение конфликта, образовательная среда. В наши дни далеко на каждая школа может похвастаться спокойными и размеренными школьными...

Похожие статьи

Роль учителя в разрешении конфликтов, возникающих...

Ключевые слова: педагог, педагогический процесс, профессиональная деятельность педагога, конфликт, конфликтная ситуация, разрешение конфликта, образовательная среда. В наши дни далеко на каждая школа может похвастаться спокойными и размеренными школьными...

Задать вопрос