Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 сентября, печатный экземпляр отправим 10 сентября
Опубликовать статью

Молодой учёный

Модель оценки влияния звуков на эмоциональное состояние человека

Информационные технологии
21.11.2018
1113
Поделиться
Аннотация
Цель данной статьи — описание существующих подходов для оценки влияния звуков на эмоциональное состояние человека, что будет являться первым шагом к созданию модели для анализа влияния звуков на эмоциональное состояние человека на основе теории дискретных эмоций. Формирование значений для эмоциональной оценки звуков. Описание архитектуры приложения для проведения эксперимента в будущем.
Библиографическое описание
Джабраилов, Ш. В. Модель оценки влияния звуков на эмоциональное состояние человека / Ш. В. Джабраилов, Ш. Ш. Камбарова, В. Г. Ревенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/archive/233/53972/.


Цель данной статьи — описание существующих подходов для оценки влияния звуков на эмоциональное состояние человека, что будет являться первым шагом к созданию модели для анализа влияния звуков на эмоциональное состояние человека на основе теории дискретных эмоций. Формирование значений для эмоциональной оценки звуков. Описание архитектуры приложения для проведения эксперимента в будущем.

Ключевые слова: эмоции, звуки, распознавание эмоций, обработка звуков, оценка эмоционального состояния, теория дискретных эмоций.

Введение

Эмоциональная информация существует в любом звуке, она может восприниматься по-разному в зависимости от объекта, на которое оказывается влияние. Не только человеческая речь, но и музыкальные произведения и окружающие звуки содержат эмоциональную информацию. Таким образом, понятие эмоции, которое мы рассматриваем в этой статье, является результатом влияния звука на человека, т. е. его впечатления.

Эмоциональные реакции на биологически значимые события необходимы для выживания человека. У человеческих эмоций законно отслеживают изменения в акустической среде. Изменения акустических атрибутов, которые хорошо знакомы с человеческими эмоциями в речи и музыке, также вызывают систематические эмоциональные реакции, когда они происходят в звуках окружающей среды, включая звуки действий человека, животных, механизмы или природные явления, такие как ветер и дождь. Результаты показывают, что человеческие эмоции настроены на изменения акустической среды и данный факт подтверждает гипотезу Чарльза Дарвина о том, что речь и музыка происходят из общей системы эмоциональных сигналов, основанной на подражании и модификации звуков окружающей среды.

Подходы к оценке эмоций

В этой главе рассматривается вопрос о том, какой тип модели следует применять для дифференциации эмоций: дискретный (категориальный) или размерный. Эти подходы весьма взаимодополняют друг друга. Общеизвестно, что дискретные эмоции в пространстве высших измерений можно условно отобразить в более низкое пространство измерений. Чаще всего выбираются валентность и возбуждение двух измерений, хотя можно показать, что пространство влияния лучше всего структурировано четырьмя измерениями — добавление силы и новизны в валентность и возбуждение [1]. Выбор категориального или размерного подхода, зависит от соответствующего контекста исследования и конкретных целей. В большинстве исследований связанных с оценкой эмоций, используется размерные модели, они получили самое большое распространение в исследованиях Б. Шуллера [2] и К. Дроссоса [3]. В данном исследовании используется дискретная модель, т. к. целью является определение влияния конкретных параметров звука на эмоциональное состояние человека. Если в размерных моделях человек сам выставляет оценки валентности и возбуждения и уже на основе данных значений слушателя анализируется и определяется эмоция, то в нашем случае, это будут значения параметров звука, таких как частота, тон, тембр, громкость.

Эмоциональная модель

В теории дискретных эмоций все люди, как полагают, имеют врожденный набор основных эмоций, которые являются кросс-культурно узнаваемыми. Эти основные эмоции описываются как «дискретные», потому что они, как полагают, отличаются различием лицевого выражения человека и биологических процессов [4]. Теоретики провели исследования, чтобы определить, какие эмоции являются основными. Популярным примером является Пол Экман и кросс-культурное исследование его коллег 1992 года, в котором они пришли к выводу, что шесть основных эмоций — это гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление, Экман объясняет, что к каждой из этих эмоций привязаны особые характеристики, позволяющие им выражаться в той или иной степени. Каждая эмоция действует как дискретная категория, а не индивидуальное эмоциональное состояние [5].

Предложенная эмоциональная модель будет придерживаться теории дискретных эмоций, и будет содержать более широкий набор конкретных эмоций в категории. Значения для оценки эмоционального состояния приведены в таблице 1, значениями оценки будут являться как категории, так и сами значения.

Для первоначальной оценки звуков, будет создан вебсайт с загруженными звуками из разных категорий. Пользователям будет представлены варианты оценки звука из таблицы 1, далее в зависимости от их восприятия нужно будет выбрать соответствующую оценку. Будет сделан акцент на объективную оценку, т. е. любая из предложенных композиций должна оцениваться без привязки к конкретному случаю из жизни слушателя. Данный факт позволит более корректно оценить влияние звуков на эмоциональное состояние.

Предложенные звуки, их параметры, проставленные оценки и сами пользователи будут храниться в базе данных, для дальнейшего анализа композиций, не участвовавших в эксперименте. Физическая модель базы данных с основными таблицами, атрибутами и х связями представлена на рисунке 1. В процессе разработки веб сайта возможно расширение и уточнение структуры базы данных. Основные сущности необходимые для хранения оценок:

1) Mark — эмоциональные оценки, доступные для пользователей;

2) User — пользователи и их параметры

3) Sounds — звуки и их характеристики


Таблица 1

Категории

Эмоции

Счастье

Удивление

Отвращение

Гнев

Печаль

Страх

Презрение

1

Восторг

Ошеломление

Омерзение

Ярость

Грусть

Растерянность

Пренебрежение

2

Надежда

Неожиданность

Отторжение

Злость

Скорбь

Тревога

Ненависть

3

Нежность

Замешательство

Брезгливость

-

Несчастье

Напряженность

-

4

Благодарность

-

-

-

Одиночества

Волнение

-

5

Восхищение

-

-

-

-

Беспокойство

-

6

Любовь

-

-

-

-

-

-

7

Умиление

-

-

-

-

-

-

8

Симпатия

-

-

-

-

-

-

9

Радость

-

-

-

-

-

-

Рис. 1. Физическая модель базы данных


База данных эмоциональных звуков будет основана на онлайн-доступном двигателе FindSounds.com. Она будет состоят из 390 выбранных вручную звуковых файлов из более чем 10000. Чтобы обеспечить набор с сбалансированным распределением эмоциональных коннотаций, было решено использовать следующие восемь категорий, взятых с FindSounds.com: животные, музыкальные инструменты, природа, голосовые звуки, люди, спорт, инструменты и транспортные средства. При таком выборе база данных представляет собой широкий спектр часто встречающихся звуков в повседневной среде.

Для сбора информации и проведения эксперимента всем слушателям будет предложено принять решение в соответствии с предложенным списком эмоций из таблицы 1 для конкретной композиции.

На основе полученных ответов и сформированной базы данных, планируется обучить комбинированную нейронную сеть, состоящую из рекуррентной и сверточной нейронных сетей. Архитектура программы для эмоциональной оценки звука на этапе обучения и анализа приведена на рисунке 2.

Рис. 2 Архитектура приложения

Заключение

В данный статье представлены подходы к эмоциональной оценке звуков. Описана эмоциональная модель на основе дискретной теории эмоций, конкретизированы категории эмоций для дальнейшего использования в эксперименте для эмоциональной оценки звуков. Представлена структура реляционной базы данных и взаимосвязи между таблицами для хранения звуков с их параметрами и эмоциональной оценкой пользователя. Также проиллюстрирована архитектура разрабатываемого приложения, на основе данных которого будет обучаться предложенная модель.

Литература:

  1. JR. Fontaine, KR. Scherer, EB. Roesch, PC. Ellsworth. The world of emotions is not two-dimensional. Psychological Science. 18 (12): 1050–1057.
  2. B. Schuller, A. Batliner, S. Steidl, D. Seppi. Recognising realistic emotions and affect in speech: state of the art and lessons learnt from the first challenge. Speech Commun. 53, 1062–1087.
  3. K. Drossos, A. Floros, N. Kanellopoulos. Affective acoustic ecology: towards emotionally enhanced sound events. In Proceedings of the 7th Audio Mostly Conference: A Conference on Interaction with Sound (New York, NY: ACM), 109–116.
  4. P. Ekman, Basic Emotions. In T. Dalgleish and T. Power (Eds.).
  5. P. Ekman, An Argument for Basic Emotions. Cognition and Emotion. 6 (3/4): 169–200.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
эмоции
звуки
распознавание эмоций
обработка звуков
оценка эмоционального состояния
теория дискретных эмоций

Молодой учёный