Возможности экспертного установления личности по риторическим особенностям устной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 19.11.2018

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Чистоногов, Н. А. Возможности экспертного установления личности по риторическим особенностям устной речи / Н. А. Чистоногов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 209-210. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53846/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: фоноскопическая экспертиза, риторические особенности речи, экспертиза в уголовном судопроизводстве.

Общеизвестно, что информацию о человеке, можно подчерпнуть из его устной речи. В этой связи исследование риторических (ораторских) особенностей речи в ходе экспертизы фонограмм является важным аспектом, способствующим истинному установлению личности лица, совершившего преступление. При этом эксперт, производящий экспертизу должен обладать комплексными знаниями не только в области техники и криминалистики, но и в области лингвистики, риторики и речеведения.

В рамках данной статьи хотелось бы обратить внимание на личностную информацию, которую несет в себе то или иное выступление, записанное на техническое средство. В этой связи думается целесообразно выделить ряд особенностей речи говорящего с целью его идентификации.

Профессор Н. Н. Кохтеев в своем учебнике по риторике выделяет следующие особенности речи говорящего, которые могут характеризовать личность [1]:

– во-первых, степень нормативной оформленности речи, а именно насколько она отвечает нормам русского языка, насколько она литературно оформлена. Это помогает сориентировать в уровне образованности, словарного запаса и др.

– во-вторых, степень подготовленности и заданности речи с учетом конкретной аудитории слушателей (на кото она рассчитана). Это помогает понять подготавливалась ли заранее речь выступающего, имел ли последний возможность обдумать программу выступления, выстроить ее композицию и подобрать необходимый материал

– в-третьих, степень связанности речи, а именно выстроен ли план речи в соответствии с поставленной целью, все её компоненты (введение, основная часть и заключение) взаимосогласованны.

– в-четвертых, характер ориентированности. Учитывал ли говорящий профессию, уровень образования и социальное положение аудитории перед которой он выступает. Другими словами, стиль и речевые обороты адаптированы ли под слушателей.

– в-пятых, психологический контакт. Согласно толковому словарю, под психологическим контактом понимается «положительно-эмоциональное взаимодействие субъектов, общение, которое возникает между ними на основе общих интересов и целей их деятельности» [2]. По мнению известного актера и педагога

К. С. Станиславского психологический контакт есть приспособление, а именно внешние или внутренние ухищрения, которые применяют люди для наиболее плодотворного общения [3].

Нам же видится, что психологический контакт — это межличностное эмоциональное состояние выступающего и аудитории, которое возможно наладить только в процессе личного выступления, когда говорящий видит слушателей, ощущает реакцию на представляемую информацию и имеет возможность ее направить в нужном направлении, скорректировать эмоциональный ответ, используя приемы психологического воздействия.

– В-шестых, индивидуальность. Говорящий, его индивидуальные качества и свойства лично наглядно проявляются в речи, с которой он выступает. В этой связи будет уместно вспомнить изречение известного античного философа Сократа «Заговори со мной, чтоб я тебя увидел…» [4]. Лица, обладающие богатым словарным запасом, как правило, выражают свои мысли емкими по значению и наиболее близкими к конкретной ситуации словами. Люди с бедным словарным запасом ограничиваются повторением одних и тех же слов, отличающихся недостаточными выразительностью и последовательностью и довольно примитивных.

– В-седьмых, степень «эмоционального окраса». Речь выступающего, который желает донести информацию до слушателей (внушить ее) невозможно представить без проявления чувств. Еще в древности было замечено, что наибольший эффект на слушателей производит проникновенное выступление. Квинт Гораций Флакк утверждал» «Si vis me flere, dolendum est primum ipsi tibi», что в переводе означает «Если хочешь, чтобы я плакал, ты должен прежде всего сам испытывать боль…» [5]. Необходимо отметить, что речь женщины более эмоциональна нежели чем мужчины, кроме того, дает понимание состояния лица в момент записи речи на технический носитель.

– И наконец, в-восьмых, соблюдение временных рамок и необратимость речи. Означает, что выступающий ориентировался во времени (или не ориентировался), длительность речи четко коррелируется к ее виду (например, поздравительная речь должна быть краткой, лекция более длительна по времени и т. д.).

Необходимо заметить, что зачастую люди с низким голосом имеют более внушительный рост. В процессе экспертных исследований установлена связь между устной речью и физическими характеристиками человека. Она отражает зависимость речеобразующего аппарата и речевой деятельности от анатомии и физиологии человека.

Сведения о примерном возрасте говорившего можно почерпнуть из автобиографических упоминаний, малоизвестных сообщений или обстоятельств, которые имели место в прошлом, по использованию вышедших из активного употребления слов (оборотов) или новейших «словечек» и выражений.

Таким образом, сказанное позволяет сделать вывод о том, что устная речь характеризуется риторическими и лингвистическими признаками, которые носят индивидуальный характер и являются относительно неизменными и устойчивыми, в следствии чего дают возможность не только установить особенности личности, чья речь записана на фонограмме, но и идентифицировать его.

Литература:

  1. Кохтеев Н. Н. Риторика: Учебное пособие /Н. Н. Кохтеев, М.: Просвещение, 1994. — 118 с.
  2. Юридическая психология: словарь терминов / Электронный ресурс: режим доступа https://juridical_psychology.academic.ru
  3. Чуфаровский Ю. В. Психология оперативно-розыскной деятельности. / Электронный ресурс. Режим доступа: http://ci-razvedka.ru/ html
  4. Афоризмы и цитаты известных людей / электронный ресурс: режим доступа http://aforisma.ru/goracij-vyskazyvaniya
  5. Афоризмы и цитаты известных людей / электронный ресурс: режим доступа http://aforisma.ru/goracij-vyskazyvaniya
Основные термины (генерируются автоматически): психологический контакт, устная речь, особенность речи, речь.


Ключевые слова

фоноскопическая экспертиза, риторические особенности речи, экспертиза в уголовном судопроизводстве

Похожие статьи

Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации

Интенсивное развитие Интернет технологий за последние два десятилетия, а также все более быстрое проникновение Интернета в повседневную жизнь каждого человека вызывают необходимость осмысления тех языковых особенностей...

Психологические и психолингвистические особенности устной...

Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, психологические особенности, процесс коммуникации, лингвистические особенности, иноязычное высказывание. Одну из ключевых позиций в методике преподавания иностранного языка занимают вопросы обучения...

К вопросу о взаимодействии устной и письменной форм речи...

Устная речьречь в устной форме, состоящая из комплексного умения понимать звучащую (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь осуществляется при непосредственном контакте собеседников [5, 12]...

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, лингвистические особенности, коммуникативный процесс.

Эллиптичность как и клишированность задает речи ситуативный вектор, придает ей экономичность, делает устное речевое высказывание эффективным и...

Разбор понятия «устная монологическая речь» | Статья в журнале...

В данной статье говорится о сущности устной монологической речи. Проведен анализ литературы, в которой дано определения понятий. Демонстрируется структура, типы, формы устной монологической речи. Также приводятся общие черты с устной диалогической речью.

Особенности речевого развития (устного и письменного)

Письменная речь гораздо сложнее устной. Письменная речь, как и устная, — это способ выхода наружу внутренней речи, только более сложный. Обучение письму связано с проговариванием. Дети усиленно проговаривают то, что пишут т. к. артикуляция играет роль...

устная речь, разговорная речь, устный тип речи, предложение...

Тот или иной функциональный стиль речи реализуется в устной либо в письменной форме. Для разговорного стиля речи характерна устная форма речи или устный тип речи, что обусловлено непосредственной формой общения, прямым контактом участников общения.

Средства, выражающие эмоциональность в разговорной речи

Для усиления эмоциональности в устной разговорной речи употребляются вопросительные

устная речь, разговорная речь, устный тип речи, предложение, слово, письменный тип

Особенности употребления эмоциональных конструкций в английской диалогической речи.

Особенности коррекции нарушений письменной и устной речи...

Психологические занятия с детьми, испытывающими проблемы в устной или письменной речи, включают широкий спектр различных методов арт-терапии, таких как: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, Sandplay терапия и музыкотерапия.

устная речь, разговорная речь, устный тип речи, предложение...

Не всякая устная речь является разговорной: существуют жанры устной речи, в основе которых лежат средства и нормы кодифицированного литературного языка (такая речь является объектом изучения риторики). Термины «устная речь» и «разговорная речь» в...

Похожие статьи

Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации

Интенсивное развитие Интернет технологий за последние два десятилетия, а также все более быстрое проникновение Интернета в повседневную жизнь каждого человека вызывают необходимость осмысления тех языковых особенностей...

Психологические и психолингвистические особенности устной...

Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, психологические особенности, процесс коммуникации, лингвистические особенности, иноязычное высказывание. Одну из ключевых позиций в методике преподавания иностранного языка занимают вопросы обучения...

К вопросу о взаимодействии устной и письменной форм речи...

Устная речьречь в устной форме, состоящая из комплексного умения понимать звучащую (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь осуществляется при непосредственном контакте собеседников [5, 12]...

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, лингвистические особенности, коммуникативный процесс.

Эллиптичность как и клишированность задает речи ситуативный вектор, придает ей экономичность, делает устное речевое высказывание эффективным и...

Разбор понятия «устная монологическая речь» | Статья в журнале...

В данной статье говорится о сущности устной монологической речи. Проведен анализ литературы, в которой дано определения понятий. Демонстрируется структура, типы, формы устной монологической речи. Также приводятся общие черты с устной диалогической речью.

Особенности речевого развития (устного и письменного)

Письменная речь гораздо сложнее устной. Письменная речь, как и устная, — это способ выхода наружу внутренней речи, только более сложный. Обучение письму связано с проговариванием. Дети усиленно проговаривают то, что пишут т. к. артикуляция играет роль...

устная речь, разговорная речь, устный тип речи, предложение...

Тот или иной функциональный стиль речи реализуется в устной либо в письменной форме. Для разговорного стиля речи характерна устная форма речи или устный тип речи, что обусловлено непосредственной формой общения, прямым контактом участников общения.

Средства, выражающие эмоциональность в разговорной речи

Для усиления эмоциональности в устной разговорной речи употребляются вопросительные

устная речь, разговорная речь, устный тип речи, предложение, слово, письменный тип

Особенности употребления эмоциональных конструкций в английской диалогической речи.

Особенности коррекции нарушений письменной и устной речи...

Психологические занятия с детьми, испытывающими проблемы в устной или письменной речи, включают широкий спектр различных методов арт-терапии, таких как: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, Sandplay терапия и музыкотерапия.

устная речь, разговорная речь, устный тип речи, предложение...

Не всякая устная речь является разговорной: существуют жанры устной речи, в основе которых лежат средства и нормы кодифицированного литературного языка (такая речь является объектом изучения риторики). Термины «устная речь» и «разговорная речь» в...

Задать вопрос