Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов

Педагогика
3661
Поделиться
Библиографическое описание
Шацкая, М. В. Исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов / М. В. Шацкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2483/.

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных учреждений CCI века становится подготовка конкурентоспособных специалистов, творчески мыслящих, способных адаптироваться и успешно трудится в динамично-развивающемся мире.

Одним из важнейших требований современного этапа развития университетской подготовки является развитие исследовательской деятельности студента.

Исследовательская деятельность должна стать основой современной подготовки студентов технических ВУЗов, т.к. современное общество нуждается в специалистах способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах,  и готовых компетентно решать исследовательские задачи.

Высшее образование должно строиться на том основании, что оно является фактором стратегического развития человека, государства, науки, культуры, производства, экономики и должно способствовать формированию индивидуальной жизненной позиции, определенного стиля  деятельности, который часто обозначается как инновационный, творческий, проектный, исследовательский и позволяет отыскивать и осуществлять лучшие решения возникающих проблем. Современный специалист должен быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, обладать стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) и  стремиться к творческой самореализации.

Проблема формирования исследовательских умений, составляющих основу исследовательской деятельности, особенно актуальна для учащихся высших учебных заведений, так как в этом возрасте завершается формирование когнитивных процессов и, прежде всего, мышления. Именно в этот период характерны развитые формы теоретического мышления, владение методами научного познания, способствующие выработке потребности в интеллектуальной деятельности и проявлению исследовательской инициативы. Организация исследовательской работы студентов может успешно осуществляться при изучении дисциплин общепрофессионального блока, а так же специальных дисциплин и дисциплин специализации, где создаются необходимые условия для наиболее полной реализации исследовательского подхода в обучении.

Обращаясь к проблеме организации исследовательской деятельности студентов технического ВУЗа, мы непременно рассматриваем понятие «деятельность».

Словарь-справочник по педагогике дает такую трактовку понятия деятельности человека – «необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность»
[7, с.34].

В основании любой деятельности лежит цель, которая сознательно создается, но основания самой цели лежат вне сферы деятельности – в области человеческих мотивов, ценностей и идеалов. Последние лишь в некоторой степени детерминируются деятельностью, но сами выступают за ее границы. Сегодня становится все более очевидным, что исследовательская деятельность не имеет самодостаточного значения: она приобретает смысл только в контексте своей целевой и ценностной ориентированности.

В образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении студентами функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности. Этому способствует повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. Следовательно, под исследовательской, понимается  деятельность студентов, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, подбор методик исследования и практическое овладение ими, собственные выводы.

Таким образом, можно предположить, что главной целью исследовательской деятельности студентов является приобретение и совершенствование навыков исследовательской работы.

Знания, полученные в результате исследования, являются следствием познавательной деятельности, направленной на выдвижение, формирование, объяснение закономерностей, фактов, процессов, а, следовательно, и неотъемлемой частью обучения.

Исследовательские умения заключаются в способности осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности, направленной на выявление объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Исследовательская деятельность студентов в современном ВУЗе достаточно разнообразна как по содержанию и направлениям, так и по формам и методам. Она включает два элемента: учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС), подразумевающую исследовательскую работу студентов в учебное время, и научно-исследовательскую работу (НИРС), подразумевающую исследовательскую работу студентов во внеучебное время [2, с.3].

Исследовательская работа студента является обязательной. Её основные этапы регламентированы учебным планом и рабочими программами  дисциплин. В то же время УИРС  допускает  определенный свободный выбор путей решения поставленных проблем, т.е. формирует у студента навыки исследовательской работы.

Выделяют следующие формы учебно-исследовательской работы:

-        выполнение лабораторных работ;

-        написание рефератов;

-        участие в предметных олимпиадах;

-        подготовка докладов;

-        выполнение заданий, содержащих элементы  научных исследований;

-        выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;

-        изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации;

-        курсовые работы и проекты.

Высшей и завершающей период обучения формой учебно-исследовательской работы студентов является выпускная квалификационная работа.

Научно-исследовательская работа студентов также организована в разных формах:

-        научные кружки;

-        работа в студенческих научных  семинарах;

-        участие  в научно-практических конференциях;

-        подготовка научных статей и тезисов докладов;

-        участие студентов группами или в индивидуальном порядке в работах по творческому содружеству в рамках государственных, межвузовских или внутривузовских грантов;

-        работа в студенческих конструкторских, проектных, технологических, научно-информационных, экономических и других бюро, в творческих мастерских и студиях;

-        участие в выставках творческих, научных и учебно-методических работ; участие в конкурсах мультимедийных работ.

Особого  внимания  заслуживает  моделирование  исследовательской деятельности. Метод проектов сегодня занимает ведущее место среди инновационных методов обучения и предоставляет обширные возможности для формирования исследовательских умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности.

Исследовательская работа студентов по методу проектов является непрерывной и проводится в течение всего процесса обучения. Студентами выполняются творческие проекты различного уровня сложности. Основными критериями уровня сложности проекта для студентов разных курсов служат: наличие основных компонентов проекта; наличие дополнительных компонентов проекта; используемая последовательность обучения в рамках проекта. Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности студента, презентация продукта, а также наблюдение за способами деятельности, владение которыми  демонстрирует  студент  при работе над проектом. Для оценки проектной деятельности студентов используются следующие критерии: сбор, изучение и обработка информации; анализ проблемы,  оригинальность  выбранной  темы;  перечень идей, обоснование выбранной темы; практическая значимость проекта; технологический этап; качество изделия; экологичность; презентация изделия (качество сообщения, убедительность, полнота, глубина); самооценка (объективность); дизайн-папка (уровень сложности, творчество в оформлении) [2, с.5].

Полученные в ходе экспериментальной работы результаты, показали, что отношение студентов к приобретению исследовательских умений и навыков проявляется в познавательной активности. Это сложное, многогранное явление, выступающее составной частью профессионального становления.

Для эффективности организации исследовательской деятельности студентов необходимо соблюдение следующих педагогических и дидактических условий.
Во-первых, необходимо сформировать ценностное отношение студентов к исследовательской деятельности и ее результатам. Во-вторых, грамотно организовать субъект-субъектное взаимодействие между студентом и преподавателем в процессе реализации метода проектов. В-третьих, создать в образовательном учреждении такую среду, которая бы способствовала развитию исследовательской деятельности, обеспечивающей синергетическое изучение учебных дисциплин и научно-исследовательской работы студентов. В-четвертых, развивать творческую активность каждого студента на основе предоставления свободы выбора тематики исследования, использования интегративного характера содержания исследовательской работы и учета индивидуального познавательного опыта.

Таким образом, исследовательская деятельность является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и заниматься исследовательской работой.

 

Литература:

1.      Бережнова, Е.В. Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е.В.Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 128 с.

2.      Бордовский, Г. А. Научно-исследовательская деятельность - решающее условие повышения качества подготовки специалиста /Г. А.Бордовский // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки. – СПб., 1999. Вып.VII. С. 3-7.

3.      Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. – 240 с.

4.      Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. – 240 с.

5.      Кулюткин, Ю.Н. Творческое мышление в процессе профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии, 1986. -№2. – С.21-30.

6.      Неустроев, Н.Д., Романова, М.Н., Неустроева А.Н. Выполнение курсовых и дипломных работ как научно-исследовательский процесс. Якутск, 2004. – 64 с.

7.      Пидкасистый, П.И. Словарь-справочник по педагогике/Авт.-сост.
В.А.  Мижериков;  Под  общ.  ред.  П.И.  Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. –448 с.

8.      Симоненко, В.Д. Технологизация и инновационность образования как стратегический фактор промышленного подъема в рыночных условиях/В.Д. Симоненко. –  М., 2001.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный