Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 августа, печатный экземпляр отправим 20 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конструктивная деятельность как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста

Педагогика
30.10.2018
1059
Поделиться
Библиографическое описание
Гучанова, А. С. Конструктивная деятельность как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста / А. С. Гучанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53411/.


В статье рассматриваются возможности развития творчества дошкольников в конструктивной деятельности, обозначаются некоторые методические аспекты его развития в конструировании по замыслу.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, творчество, конструктивная деятельность.

На современном этапе развития общества жизнь требует от человека мобильности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению многих проблем. Поэтому одной из основных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях является развитие творчества детей. Специалисты утверждают, что начинать развитие творческих способностей целесообразно в дошкольном детстве, пока мышление и мозг ребенка свободны от шаблонов и догм окружающего мира. В. А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» [5, с.17]. Детство — это наиболее оптимальное время для развития всех человеческих способностей.

Для того чтобы понять, что такое творческие способности детей необходимо понять, что такое детское творчество в целом. Л. С. Выготский писал: «Детское творчество — это, по сути своей, игра в процессе которой ребенок моделирует отношения между людьми, предметами, явлениями. Творческие игровые занятия позволяют создать ребенку свой образ мира и ориентироваться в нем. В самой природе детской игры заложены возможности развития гибкости и продуктивности мышления, произвольности поведения и развития личности ребенка» [1, с.5]. Е. А. Флерина описывала детское творчество как: «…сознательное отображение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» [2, с.21].

По мнению Т. С. Комаровой, «Детское творчество — это создание субъективно нового (значимого для ребенка) продукта (рисунок, лепка); создание (придумывание) к известному ранее деталей, по новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке), разных вариантов изображения, ситуаций, характеристик героев; применение усвоенных ранее способов изображения или свойств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы во всем» [2, с.6].

Вопрос о развитии творчества в дошкольном возрасте остается до сих пор открытым, это связано с наличием нескольких предположений о возникновении творческих способностей. Некоторые ученые связывают способность к творчеству с особенностями мышления и психики, и является врожденным качеством. Комарова Т. С., Ветлугина Н. А. и другие полагают, что творческие способности возникают и развиваются под воздействием окружающего мира, искусства, природы и поддаются педагогическому воздействию.

Американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение одного, единственно правильного решения, а ищут решение по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Они склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими, на первый взгляд, ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется основными особенностями:

‒ быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (не качественно, а количественно);

‒ гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей;

‒ оригинальность — способность рождать новые нестандартные идеи (решения, ответы, не совпадающие с общепринятыми способами решения);

‒ законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придать ему законченный вид.

Проблемами развития творческих способностей детей занимались и занимаются многие ученые, среди них: Выготский Л. С., Волков А. А., Ветлугина И. А., Венгер, Гилфорд Дж., Комарова Т. С., Кудрявцев В. Т., Лейтес Н. С., Синельников В. И., Торренс Э., Флерина Е. А., и другие.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в конструктивной деятельности. Особо следует выделить конструирование по замыслу, которое по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности. Конструируя по замыслу, ребёнок сам решает, что и как он будет конструировать. Однако создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы, часто меняются в процессе деятельности.

Чтобы эта деятельность протекала как поисковый творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы.

В конструировании по теме детям предлагают общую тематику конструкций («мосты», «дома» и т. п.), а они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определённой темой.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, её богатая палитра: разнообразный природный и предметный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности и, в первую очередь, игра. Но восприятие окружающего часто у детей бывает поверхностным. Именно поэтому надо создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях [3].

При организации обучения конструированию по замыслу необходимо уделять особое внимание предварительному наблюдению, где обращается внимание детей на зависимость форм, размеров и местонахождения основных частей от их функционального назначения и анализу конструируемых объектов, определению их структуры, а также выделению объектов и их частей. Чтение художественной литературы, рассматривание картин, экскурсии помогут в этом.

Следует отметить, что детям дошкольного возраста свойственно при рассматривании предмета воспринимать какие-то отдельные его части, в результате чего представление о предмете может быть неполным и воспроизведение его затрудниться. Рассматривая вместе с детьми образец конструируемого объекта, воспитатель должен назвать его и обозначить контур рукой. Затем он направляет внимание на части предмета (у домика — стены, крыша и т. д.).

Далее очень важно установить пространственное расположение частей по отношению друг к другу (перекрытие опирается на стены, а крыша на перекрытие). И, наконец, воспитатель вместе с детьми рассматривает каждую часть с точки зрения состава деталей и их расположения (стены сделаны из кубиков и кирпичиков, перекрытие из пластин и т. п.).

Всё обследование постройки должно вестись в той же последовательности, что и её создание (стены, окна, перекрытие, крыша). Это значительно облегчает детям планирование постройки и её воспроизведение. Схематично этот процесс можно представить так:

  1. Рассматривание объекта в целом.
  2. Установление его практического назначения.
  3. Выделение основных частей.
  4. Определение их функционального назначения в соответствии с назначением объекта в целом.
  5. Установление пространственного расположения этих частей.
  6. Выделение деталей в основных частях постройки.
  7. Установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу [3].

Такое обследование обеспечивает формирование целостно-расчленённого представления о конструируемом объекте и составит основу для творческих проявлений детей. Систематическое проведение анализа образцов способствует тому, что дети овладевают обобщённым способом анализа конструируемых объектов.

Обобщенные представления о конструируемых объектах выступают как определённая система знаний о них. Например, все мосты имеют общие части как опоры, проезжая часть, перила и т. д., но в зависимости от практического использования мостов (пешеходный, автомобильный, железнодорожный) эти части могут существенно отличаться друг от друга по форме, размерам, расположению. Поэтому дети должны иметь возможность построить не один мост, а несколько разных по назначению.

Целесообразно каждую тему представить несколькими постепенно усложняющимися конструкциями одного и того же объекта (дома, мосты, машины). Усложнение конструкций по каждой теме, для старших дошкольников задаётся не через образец, а через усложнение схем, чертежей, условий, которым должен соответствовать объект (например, двухэтажный одноподъездный дом; трёхэтажный четырёхподъездный дом и т. п.)

Постановка такого рода задач значительно активизирует мышление детей, их самостоятельную поисковую деятельность. В результате формируются обобщённые способы анализа и целенаправленное построение детьми своей практической деятельности.

С целью развития творчества важное место необходимо уделить формированию у детей пространственных ориентировок. Дети должны уметь правильно располагать отдельные объекты по отношению друг к другу с учётом замысла: дома на площади — фасадом к центру, жилые дома на улице — фасадом к проезжей части и т. п.

Не менее важно обучение старших дошкольников овладению действиями моделирования структурных особенностей предметов. Практическое моделирование реальных предметов в конструировании из строительного материала — это их воспроизведение в форме простых наглядных моделей из строительных деталей. Условия для непосредственного моделирования в полной мере реализуются лишь при использовании в ходе выполнения конструктивных заданий моделирования «второго порядка», т. е. действий, связанных с построением и использованием графических изображений типа схем, чертежей, которые могут быть средством анализа конструкции. Переход от действий с простыми моделями к действиям с графическими моделями обеспечивает подготовку к осуществлению их «в уме».

При проведении занятий по конструированию надо иметь в виду, что графические модели предметов и их конструкций могут быть использованы практически при изучении любой темы, будь то конструирование домов, мостов, предметов транспорта. Важно лишь выбрать для работы с детьми (особенно на начальном этапе обучения графическому моделированию) схематические изображения тех проекций предметов, которые наиболее знакомы детям и достаточно информативны. Например, при изображении дома лучше использовать схему его фасада (вид спереди), при изображении машины — вид сбоку, самолёта — вид сверху. После того, как дети освоят ориентировку в условиях конструирования с применением плоскостных изображений в одной проекции, можно переходить к обучению их составления и использованию графических изображений предмета в двух, трёх плоскостных проекциях.

Таким образом, развивающие возможности детского конструирования в полной мере могут быть реализованы лишь в условиях организованного образовательного процесса. Вне специального обучения творчество детей не развивается, замыслы детей нечётки и неустойчивы, а исполнительские умения — поспешны.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский.- М., 1967.
  2. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. — М: Изд. дом «Карапуз», 1999.
  4. Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития мышления и творческого воображения у дошкольников/ Л. А. Парамонова.- М., 1994.
  5. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Киев, 1969.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дети дошкольного возраста
творчество
конструктивная деятельность
Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 54-57):
Часть 1 (стр. 1-97)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 54-57стр. 97

Молодой учёный