Современный взгляд на организацию социальной работы с пожилыми людьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 04.10.2018

Статья просмотрена: 3505 раз

Библиографическое описание:

Козина, Г. Ю. Современный взгляд на организацию социальной работы с пожилыми людьми / Г. Ю. Козина, Ю. М. Герасимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52923/ (дата обращения: 16.04.2024).



В данной статье проанализированы материалы исследований по поводу организации социальной работы с пожилыми людьми. В результате анализа было выявлено, что большинство пожилых людей не адаптированы к быстро меняющимся условиям жизни. Авторы данной статьи предлагают несколько рекомендаций по поводу улучшения организации социальной работы с пожилыми людьми.

Ключевые слова: пожилые люди, уровень адаптации, социальная работа.

На сегодняшний день в нашей стране наблюдается такая тенденция, как увеличение числа пожилых людей. Они, как правило, наименее защищены и, поэтому являются уязвимой категорией населения.

Увеличение числа лиц пожилого возраста и увеличение продолжительности их жизни призывает специалистов по социальной работе к повышенному вниманию к данной категории населения. К задачам социального работника можно отнести: создание оптимальных условий жизнедеятельности для пожилого человека, оказание психологической и социальной помощи, поддержки.

Стоит отметить, что социальная работа достаточно молодая наука, но в различных учебных материалах полно и точно освещается работа с такой категорией людей. Для специалистов по социальной работе необходимо прежде всего понимание и осознание множества психологических, психопатологических, соматических, морально-этических проблем, возникающих у пожилых и старых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы и облегчили их усилия в повседневной практической работе и общении с обслуживаемыми группами населения.

В данной статье мы провели анализ работ, которые посвящены организации социальной работы с пожилыми людьми. Основу нашего исследования составили статьи: «Технологии социальной работы с пожилыми людьми в Иркутской области» (автор: Дулма Б. Д.), «Самооценка и социальная активность престарелых и инвалидов» — Белгородская область (авторы: Волкова О. Ю., Степанов С. В.), «Социально-психологические детерминанты удовлетворенности жизнью людей пожилого возраста» — город Курск (авторы: Фурман Ю. В., Асеев Д. Н.).

В первой статье автор говорит о том, что при старении у человека возникают различные социально-психологические проблемы. Для их решения требуется комплекс мероприятий, направленных на повышение жизнеспособности и адаптации в обществе. Дулма Б. Д. отмечает, что в Иркутской области предоставляется широкий спектр как социальных, так и психологических услуг, непосредственно направленных на жизнеобеспечение граждан пожилого возраста. Автор считает, что основной задачей государства является не только предоставление пожилым гражданам помощи и поддержки, но и выработка процесса перехода к новому жизненному этапу более благоприятным способом. При этом необходимо снизить до минимума негативные последствия прежнего жизненного этапа [2, c. 116].

В Иркутске в 2013 году для пожилых людей был создан проект «Старость в радость». Он включает в себя бесплатные курсы (бабушка — онлайн, бабушка — гламур, фитнес — бабушка), которые являются хорошей возможностью решения такой проблемы, как социальная изоляция. На этих курсах, гражданам пожилого возраста, можно разнообразить свой досуг, расширить круг общения, избавиться от стресса и различных психологических проблем.

Дулма Б. Д. считает, что в целом проект пользуется популярностью. На имеющиеся курсы за 2013/2014 год записалось около 1,5 тысячи пожилых людей [2, c.118].

Стоит заметить, что в созданном проекте, курсы предоставляются только бабушкам. Данный проект имеет собирательное название, то есть не предполагается деление на бабушек и дедушек, а услуги оказываются исключительно лицам женского пола. Отсутствуют курсы для дедушек, а также совместные курсы. Получается, что бабушки решают проблему социальной изоляции, а у дедушек она остается.

Автор отмечает, что в городе практически отсутствует адресная социальная поддержка, которая может привести к негативным последствиям: ухудшение состояния здоровья, социальная дезадаптация и снижение качества жизни.

По мнению Дулмы Б. Д., наряду с государством, общество и специалисты по социальной работе должны сделать так, чтобы у пожилых людей не возникало чувство ненужности. Этого можно достичь, окружив их теплом и заботой. Обществу следует осознать, что пожилые люди нуждаются в сочувствии, а сердце каждого специалиста должно подсказать ему, как общаться с этой категорией граждан и как помогать [2, c. 119].

В конце статьи автор пишет, что «в области постоянно увеличивается количество услуг, предоставляемых пожилым людям, что позитивно сказывается на формировании более благоприятного отношения к старым людям в обществе» [2, c. 120].

Мы думаем, что в статье существует некое противоречие. С одной стороны, отмечается отсутствие адресной поддержки, нехватка полноценных курсов для пожилых, а с другой стороны, отмечается увеличение количества услуг, что позитивно сказывается на интеграции пожилых людей в социум. Возникают вопросы: какие новые услуги появляются? Как они реализовываются? Почему нет комплексной адресной помощи пожилым людям?

В статье Волковой О. А. и Степанова С. В. говорится о том, что самооценка играет огромную роль в процессе адаптации пожилых людей. Результаты проведенного полевого исследования показали, что респонденты из числа пожилых женского пола давали о себе такие социальные характеристики: «машинистка», «жена», «мать», а мужской пол: «неуверенный», «безработный». Такие примеры показывают нам заниженную самооценку у пожилых людей, что в конечном итоге приводит к комплексу неполноценности. Авторы отмечают, что несмотря на печальные результаты, у 69 % респондентов наблюдается высокая и средняя самооценка («в отношении самооценки наиболее благополучна возрастная группа 60–64-х-летних мужчин и женщин, наименее — женщин в возрасте 55–59-ти лет»). Низкой самооценкой обладают только 20 % от всей совокупности пожилых людей. Объясняется это тем, что такие люди «в силу своего характера или состояния здоровья не смогли устроить свою жизнь так, как бы им этого хотелось» [1, c. 20].

С самооценкой связано такое понятие, как мотивация (система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели). Пожилые люди, которые обладают высоким уровнем мотивации, уверены в своих силах и в успешном результате своего дела, предпринимают различные шаги для реализации своих целей. Такие люди решительны в нестандартных ситуациях и показывают упорство при столкновении с жизненными препятствиями. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют от пожилых людей переосмысления отношения как к себе и к своей жизни, так и к другим людям, обществу в целом. В силу возраста, здоровья, личностных особенностей повысить мотивацию и самооценку практически невозможно, а, следовательно, трудно или практически невозможно адаптировать пожилых людей к современному обществу [1, c. 19].

Авторы статьи выделяют три фактора, препятствующие успешной реализации проводимых адаптивных социальных мероприятий по включению пожилых людей в жизнедеятельность города.

Первое препятствие — это стереотипное отношение людей к пожилым (не могут понять молодое поколение, обязаны заниматься внуками, не в состоянии нести ответственность).

Второе препятствие — пассивность самих пожилых людей.

Третьим препятствием является низкая социальная активность. Членом какой — либо организации являются 7,79 % пожилых и 8,36 % принимают участие в мероприятиях городского значения. Здесь мы видим, что огромное количество пожилых людей не испытывают никакого желания и не имеют заинтересованности заниматься какой — либо общественной деятельностью.

В конце своей статьи Волкова О. А. и Степанов С. В. отмечают, что если проводить целенаправленную, систематическую социальную работу с данной категорией, а также свести к минимуму все негативные факторы, то в результате мы получим положительное современное общество [1, c.21].

Все перечисленные препятствия являются основными факторами, которые мешают успешной адаптации пожилых людей. Стереотипное отношение к данной категории, по нашему мнению, будет всегда, потому что мы живем в мире огромного количества стереотипов и нужно достаточно времени, чтобы они занимали минимум в нашей жизни. Можно заметить, что второе и третье препятствия связаны с проблемами здоровья, с тем, что самих пожилых устраивает жизнь вне общества, например, домашние заботы и занятия с внуками. Также практически никто не заинтересовывает пожилых людей. Для этого необходимо создавать баннеры, плакаты, листовки именно для пожилых. На них должна быть размещена информация о различных клубах, секциях, чтобы люди знали, где они находятся. Может тогда будет заинтересованность среди этой категории населения. Исчезнет пассивность, увеличится социальная активность.

Третья статья, которую мы проанализировали, посвящена изучению уровня удовлетворенности жизнью людей пожилого возраста. Фурман О. В. и Асеев Д. Н. после проведения исследования, разделили пожилых людей на три группы с разным уровнем адаптации (высокий, средний и низкий уровни адаптации).

У лиц пожилого возраста с высоким уровнем адаптации обнаруживается достаточно высокая степень эмоционального комфорта (58 %). Это говорит о том, что пожилые граждане в такой группе уравновешенны, спокойны и оптимистичны. Они видят много позитивных изменений: часто общаются с родственниками, друзьями, больше времени отводят чтению [3, c. 225].

Для пожилых людей со средним уровнем адаптации характерен средний эмоциональный комфорт (75 %). В этой группе пожилые люди испытывают как позитивные (возможность проводить время с семьей, заняться собой), так и негативные эмоции (материальные трудности, чувство одиночества, сужение круга общения).

Пожилые люди с низким уровнем адаптации имеют низкие показатели по уровню эмоционального комфорта (70 %). Здесь, данная категория испытывает только чувство одиночества, ощущение бесполезности, снижение авторитета в семье.

Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что для большинства пожилых людей характерен средний и низкий уровни адаптации. Следовательно, граждане ощущают позитивные и негативные эмоции, но, можно сказать, что люди испытывают больше негативные эмоции. Мы думаем, это характерно для большей части населения пожилого возраста. Именно такие люди и нуждаются в помощи как государственных, так и частных структур. Представители власти должны обратить особое внимание на эти показатели и показать на деле как решаются проблемы социальной адаптации, эмоционального комфорта пожилых людей, а не фиксировать это только на бумаге.

Авторы делают выводы о том, что проводить социальную работу необходимо с пожилыми людьми предпенсионного и пенсионного возраста, а также людям, испытывающие трудности адаптации в посттрудовой период. Фурман О. В. и Асеев Д. Н. отмечают, что работа должна проводится, прежде всего, с теми пожилыми людьми, которые имеют низкий уровень адаптации. Работа специалистов должна быть направлена на повышение уровня удовлетворенности жизнью, поддержание дееспособности и связи с окружающим миром [3, c. 227].

Таким образом, мы пришли к мнению, что большинство пожилых людей нуждаются в социальной помощи несмотря на то, что для них создаются различные проекты и предоставляются в широком объеме социальные услуги. Можно отметить, что авторы статей призывают как государство к работе над процессом адаптации и повышению самооценки, так и участие самих пожилых людей. Специалисты по социальной работе должны минимизировать пассивность граждан пожилого возраста и увеличить их социальную активность для того, чтобы у клиентов не оставались чувства отчужденности и ненужности. Специалист должен сохранить прошлые ценности каждого пожилого человека, чтобы при изменении образа жизни как можно дольше поддерживать связь с окружающим миром.

Проанализировав выше названные исследования, мы хотим предложить несколько рекомендаций.

Пожилой человек имеет множество психологических, социальных особенностей и проблем, и не каждый готов смириться с новым социальным статусом. Поэтому прежде всего нужна «подготовка» к новому этапу жизни. Мы предлагаем привлекать студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», или самих специалистов по социальной работе раздавать информационные буклеты, в которых будет дана информация о том, как реализовать себя в пожилом возрасте, о различных специализированных центрах, где люди смогут получить помощь и консультацию, о деятельности клубов и секций, которые не дадут унывать человеку. Такие буклеты можно раздавать в МФЦ, УПФР, центрах занятости населения.

Во всех учебных материалах пишут, что главной формой работы является консультирование в социальных службах. Да, это, безусловно так, но далеко не все пожилые граждане обращаются в специализированные учреждения. При этом им необходима помощь и поддержка. Из такого положения можно выйти, например, таким образом: социальная служба, где работают специалисты, может дать рекламу консультаций пожилых людей на дому. Это будет похоже на пример с терапевтом, который приезжает на вызовы на дом. При приезде социального работника пожилому человеку могут объяснить, что необходимо чаще бывать среди других людей, не поддаваться отчаянию, апатии и жалости.

Также большую роль играет семейное консультирование в работе с пожилыми людьми. Важно проконсультировать не только самого клиента, но и его близких. Необходимо объяснить семье, что пожилой человек, прежде всего, нуждается в их помощи и поддержке, заботе и уюте. Благодаря этому, клиент сможет почувствовать себя нужным. Он не будет себя корить за то, что никому не пригодился. Близкие люди должны понять, что они опора пожилого человека, они — все, что у него есть. Можно объяснить это на примере их собственной старости, задать им соответствующие вопросы (как вы думаете, как часто к вам будут приходить ваши дети? Что они о вас будут думать? Нужны ли вы им будете? Будут ли они рядом с вами в трудные для вас моменты? Будут ли они оказывать вам помощь?). Надо сделать так, чтобы близкие пожилого человека задумались над этой ситуацией и поняли, что поддержка семьи — это главное в пожилом возрасте.

При работе с пожилыми людьми используют различные психотерапевтические методы. Мы знаем, что арт-терапия включает в себя множество видов, и мы предлагаем объединить некоторые из них в один вид. Например, можно объединить музыкотерапию (видеотерапию) с изотерапией. Для этого необходима отдельная комната, где будут размещены удобные диваны, кресла, музыкальная и видеоаппаратура, столы и предметы для рисования. Пожилой человек может слушать музыку либо в наушниках, либо через колонки и при этом он будет рисовать. Мы думаем, так можно будет больше узнать о проблемах, которые беспокоят клиента. Также можно поступить и с видеотерапией. Посмотрев видеоматериалы по определенной тематике, следует попросить пожилого человека нарисовать что-нибудь, соответствующее его душевному состоянию.

Еще можно популяризовать такой метод, как мемуаротерапия (метод мотивирования жизненной активности пожилых людей посредством элементов биографического рассказа). Так как работа в основном будет вестись с теми пожилыми людьми, у которых низкая самооценка, то этот метод будет очень полезен. Для начала в беседе с пожилым человеком, можно попросить его написать на листочке все позитивные моменты своей жизни при этом, не обращая внимания на негативные. После этого необходимо проверить записи и, при необходимости, дать соответствующие рекомендации. Затем желательно попросить клиента о том, чтобы он приобрел блокнот или тетрадь и переписал туда все то, что было написано на листке с пометками специалиста, если это было сделано. Все нужно оформить красиво, чтобы пожилому человеку самому нравилось, и чтобы он хотел в него заглядывать снова и снова. На этом работа специалиста не заканчивается. Он должен убедить клиента, что в случае появления чувств ненужности, одиночества, он заглянет и прочитает свои записи. Прочитав их, пожилой человек должен понять, что все хорошо, жизнь только начинается.

Таким образом, социальная работа с дезадаптированными пожилыми людьми должна быть направлена на стимулирование исполнения активной социальной роли, общения с окружающими и поддержания позитивного самосознания, психологического спокойствия, активности и жизнерадостности.

Безусловно, специалист по социальной работе должен активизировать ресурсы и желание самого пожилого человека, но очень часто такая специфическая клиентура социальных служб с неприятием и недоверием относится к работникам социального обслуживания. Иногда бывает, что пожилые люди хотят получить как можно больше социальных услуг и настойчиво этого требуют. В большинстве случаев можно заметить, что в процессе консультирования, клиенты, неудовлетворенные своей жизнью, могут свое недовольство переносить на специалистов по социальной работе. Также специалист может восприниматься и как объект, который должен нести ответственность за физическое, моральное и материальное состояние клиента [4].

В заключение хотим сказать, что современная реальность говорит нам о том, что большинство пожилых людей не адаптированы к новым условиям жизни. Общество нуждается в совершенствовании сферы социального обслуживания. Нами были предложены актуальные на сегодняшний день рекомендации, которые с легкостью можно использовать в любых специализированных учреждениях, заинтересованные в проблеме адаптации пожилых людей. Главное, чтобы у специалистов учреждений социального обслуживания было желание помочь данной категории граждан. Не лишним будет отметить и то, что социальная работа с пожилыми людьми считается одной из самых тяжелых. Необходима высокая профессиональная и моральная подготовка. Специалисты по социальной работе должны быть терпеливы, доброжелательны, толерантны к своим клиентам.

Литература:

  1. Волкова О. А., Степанов С. В. Самооценка и социальная активность престарелых и инвалидов: социологический анализ и перспективы психосоциальной работы // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VII Международной науч.-практ. конференции / под ред. О. А. Волковой, Е. И. Мозговой. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. — 460 с.
  2. Дулма Б. Д. Технологии социальной работы с пожилыми людьми в Иркутской области // Технологии социальной работы с различными группами населения: сборник научных статей V Международной научно-практической интернет конференции / Забайкал. гос. ун-т; под ред. С. Т. Кохана. — Чита: ЗабГУ, 2015. — 332 с.
  3. Фурман Ю. В., Асеев Д. Н. Социально-психологические детерминанты удовлетворенности жизнью людей пожилого возраста // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VII Международной науч.-практ. конференции / под ред. О. А. Волковой, Е. И. Мозговой. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. — 460 с.
  4. Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://soc-work.ru/article/661 (дата обращения: 29.09.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, пожилое, пожилой человек, пожилой возраст, уровень адаптации, автор, большинство пожилых людей, социальная активность, специалист, социальное обслуживание.


Похожие статьи

Отечественный и зарубежный опыт учреждений социального...

Социально-культурная адаптация пожилых людей. Для пожилых людей изменение их социального статуса сказывается не только на моральном и материальном положении, но нередко отрицательно влияет на психическое состояние, снижает адаптивные способности к...

Похожие статьи

Отечественный и зарубежный опыт учреждений социального...

Социально-культурная адаптация пожилых людей. Для пожилых людей изменение их социального статуса сказывается не только на моральном и материальном положении, но нередко отрицательно влияет на психическое состояние, снижает адаптивные способности к...

Задать вопрос