Угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ): проблемы исполнения наказания в виде обязательных работ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (225) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 28.09.2018

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Гапкалова, Н. В. Угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ): проблемы исполнения наказания в виде обязательных работ / Н. В. Гапкалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 112-113. — URL: https://moluch.ru/archive/225/52807/ (дата обращения: 19.04.2024).



Одной из мер уголовного наказания, предусмотренной статьей 119 УК РФ, является обязательные работы.

Обязательные работы — это вид уголовного наказания, заключающийся в выполнении осужденным лицом в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, на объектах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» указано, что при назначении наказания в виде обязательных работ суду необходимо выяснить трудоспособность осужденного, и учесть положение ч. 4 ст. 49 УК РФ о круге лиц, которым обязательные работы не назначаются.

Исследование позволило выявить факторы, негативно влиявшие на судебную практику по назначению наказания в виде обязательных работ.

Прежде всего это несовершенство законодательства, регламентирующего назначение обязательных работ, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по проблемным вопросам применения данного вида наказания. Судебная практика последних 5 лет явилась подтверждением их наличия.

В соответствии со ст. 25 УИК РФ Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они исполняются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Целесообразность использования осужденных на определенных объектах определяется с учетом характера совершенных преступлений, личности осужденных и других обстоятельств [1].

Общие правила исполнения наказания в виде обязательных работ содержатся в ст. ст. 25, 26, 27, 28, 29, 30 УИК РФ. Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (ч. 2 ст. 25 УИК РФ).

Вместе с тем, согласно той же норме вышеуказанного Закона, регулирующего условия и порядок исполнения судебных актов, и п. 9.2.10 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 г. № 36, приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной инстанции. В последующем должно быть оформлено распоряжение об исполнении приговора (с указанием даты вступления приговора в законную силу) с двумя копиями приговора и направлено в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 УИК РФ уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову (ч. 1 ст. 26 УИК РФ).

На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания (ч. 1 ст. 28 УИК РФ).

Большинство проблем, с которыми сталкивается уголовно-исполнительная инспекция, при исполнении наказания в виде обязательных работ носят организационно-правовой характер, в связи, с чем требуется немедленное внесение изменений в существующие законодательство, поскольку от этого зависит жизнедеятельность заявленного вида наказания.

Нормы УИК РФ не регламентируют для осужденного обязанность явиться в организацию для отбывания наказания в виде обязательных работ и не определяют предельный срок явки. Что же происходит на практике: осужденный приходит для отбывания наказания по приговору суда значительно позднее установленного ч. 2 ст. 25 УИК РФ срока (что, несомненно, затягивает и усложняет исполнение приговоров), либо его явку обеспечивают сотрудники уголовно-исполнительной инспекции. Так, сроки исполнения приговора Ясненского районного суда Оренбургской области от 14 февраля 2017 года в отношении осужденного Г. были затянуты, поскольку осужденный длительный срок не являлся в организацию для отбывания наказания в виде обязательных работ.

Одна из основных проблем, которая возникает у уголовно-исполнительной инспекции при исполнении наказания в виде обязательных работ — это поиск организаций и предприятий, где осужденным необходимо будет отбывать наказание в виде обязательных работ, поскольку органы местного самоуправления могут отказаться от взаимодействия с исполнительным органом в части подбора организаций и предприятий для отбывания наказания. В качестве таковых, как правило, выступают некоммерческие организации, церкви, спортивные клубы и клубы отдыха, муниципальные службы. При этом труд осужденных не может быть связан с детьми и пожилыми людьми [2].

Допустим, в уголовно-исполнительную инспекцию поступило распоряжение об исполнении приговора, вступившего в законную силу, осужденный является и встает на учет. Уголовно-исполнительная инспекция обязана осужденному разъяснить порядок отбывания наказания и выдать направление для отбывания наказания в виде обязательных работ. Чаще всего, уголовно-исполнительная инспекция сотрудничает с 1–2 организацией и предприятием с возможностью трудоустроить несколько человек, в связи, с чем исполняющий орган не может направить осужденного, поскольку вакантные места отсутствуют.

Мною были опрошены 78 сотрудников уголовно-исполнительной инспекции УФСИН Оренбургской области, из которых 64 % указали на проблематику поиска организаций и предприятий, где осужденным необходимо будет отбывать наказание в виде обязательных работ.

Еще одной из проблем является, отсутствие у органов местного самоуправления подведомственных предприятий, на которых было бы возможно исполнение наказания в виде обязательных работ по решению суда. Необходимо отметить, что действующим законодательством не предусмотрены критерии, в соответствии с которым орган местного самоуправления должен определять объекты и места, на которых отбываются обязательные работы.

Считаем, что для эффективного назначения и исполнения уголовного наказания в виде обязательных работ, а также для решения вышеобозначенных проблем требуется:

– во–первых, возложить формирование списка организаций и предприятий для отбывания наказания в виде обязательных работ на центры занятости населения, поскольку они учитывают не только все организации и предприятия, но и количество имеющихся свободных рабочих мест.

– во–вторых, системно совершенствовать уголовное, уголовно-исполнительное и исполнительное законодательство, а именно необходимо внести изменения в ст. 29 УИК РФ, закрепить обязанность осужденного явиться в организацию для отбывания наказания в виде обязательных работ в трехдневный срок после получения предписания уголовно-исполнительной инспекции.

– в-третьих, применение ст. 315 УК РФ в отношении лиц, у которых имеется обязанность исполнять решение судов, но не имеется возможности, достаточно низкое, необходимо предусмотреть применение ст. 315 УК РФ в отношении осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания.

Таким образом, решение всех вышеуказанных организационно-правовых проблем, возникающих при назначении и исполнении обязательных работ, позволит повысить эффективность, следовательно, будет способствовать достижению одной из основных целей наказания — предупреждению преступлений со стороны лиц, осужденных к наказаниям не связанным с лишением свободы.

Литература:

  1. Лядов Э. В. К вопросу об исполнении наказания в виде обязательных работ // «Законы России: опыт, анализ, практика», 2007, № 3, С.27.
  2. Антонян Е. А. Наказания, не связанные с лишением свободы: правовая природа, назначение и исполнение: учеб. Пособие. Рязань, 2005. С. 77–78
Основные термины (генерируются автоматически): уголовно-исполнительная инспекция, отбывание наказания, работа, РФ, вид, местное самоуправление, осужденный, уголовное наказание, УК РФ, законная сила.


Похожие статьи

Уголовное наказание в виде лишения свободы, его сущность...

Сущность уголовного наказания в виде лишения свободы заключается «в изоляции

В предусмотренных УК РФ случаях продолжительность уголовного наказания в виде лишения

Уголовно-исполнительный кодекс РФ отмечает, что воспитательная работа направлена на.

Похожие статьи

Уголовное наказание в виде лишения свободы, его сущность...

Сущность уголовного наказания в виде лишения свободы заключается «в изоляции

В предусмотренных УК РФ случаях продолжительность уголовного наказания в виде лишения

Уголовно-исполнительный кодекс РФ отмечает, что воспитательная работа направлена на.

Задать вопрос