Преступление как ограничение пассивного избирательного права в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №35 (221) август 2018 г.

Дата публикации: 02.09.2018

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Глызина, М. С. Преступление как ограничение пассивного избирательного права в РФ / М. С. Глызина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 35 (221). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/221/52517/ (дата обращения: 25.04.2024).



В отношении пассивного избирательного права закон вводит серьезные ограничения. В силу п. 3.1 ст. 4 ФЗ № 67 пассивным избирательным правом не обладают: граждане, которые имеют судимость за совершение тяжких, особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности; граждане, которые подвергнуты административному наказанию по ст. ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ [1] за совершение соответствующих административных правонарушений; граждане, которые нарушили определенные предписания ФЗ № 67, факт нарушений которых установлен соответствующим решением судебных органов.

Так, Ю. С. Королева и Ю. Н. Лебедева пишут о том, что устойчивость демократической правовой системы находится в прямой зависимости от эффективности охранительного правового механизма, задаче которого является недопущение разного рода злоупотреблений и проникновения криминала в органы власти. Это связано с тем, что одним из основных факторов легитимности публичной власти является общественное доверие. Таким образом, устанавливая повышенные требования гражданам, претендующим на занятие выборных должностей в органах публичной власти, законодатель тем самым способствует повышению доверия граждан к формирующимся публичным властным институтам. В указанной связи ограничения пассивного избирательного права являются вполне оправданными.

Данную точку зрения поддерживает и Е. И. Старовойтова, кандидат юридических наук, она пишет, что значение данного ограничения избирательных прав во все времена состояло в том, чтобы исключить возможность хотя бы минимального влияния на политическую жизнь государства таких лиц. Это обусловлено, прежде всего, тем, что правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе устанавливать повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе использовать для достижения указанных целей определенные ограничения пассивного избирательного права. [2]

В Конституции РФ ч.3. ст. 32 говорится, что не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. [3] Аналогичное положение также закреплено в законах, регламентирующих порядок проведения выборов. В Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав), являющемся рамочным законом, данное ограничение закреплено в п. 3 ст. 4. [4]

Введение этого ограничения, как представляется, определяется следующими основными факторами.

Во-первых, лицо, находящееся в местах лишения свободы, не может фактически исполнять полномочия выборного народного представителя, требующие постоянного личного участия во многих публично-правовых процедурах, по причине своей изоляции от общества, которая предполагается самим режимом лишения свободы.

Во-вторых, лицо, совершившее преступление, находится в конфликтных отношения с существующим правопорядком, что несовместимо с выполнением функций народного представителя, который по роду своей деятельности участвует в принятии решений высокой социальной значимости, влияющих на жизнь всего населения государства или его отдельной территории, в том числе связанных с нормативно-правовым регулированием общественных отношений.

В-третьих, лишение пассивного (как и активного) избирательного права является элементом самой юридической санкции. Уголовное наказание как разновидность карательной санкции выражается в том, что к лицу, совершившему преступление, применяются меры государственного принуждения, связанные с лишением тех или иных социальных благ. К данным выводам приходит кандидат юридических наук Смирнова М. А. В своей диссертации. [5]

На наш взгляд является интересным утверждение Дуксина П. А., что утверждение, будто бы конституционное ограничение избирательных прав заключенных в действительности является уголовным наказанием в виде лишения избирательных прав является не верным. По источнику своего закрепления данное правоограничение не может рассматриваться в качестве уголовного наказания. Преступность и наказуемость деяния определяются только Уголовным кодексом Российской Федерации (ч.1 ст.З УК РФ). Таким образом, меры, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, не могут относиться к числу уголовных наказаний. Отсутствие пассивного избирательного права у лиц, содержащихся в местах лишения свободы, с моей точки зрения, является мерой конституционно-правовой ответственности, которая носит дополняющий характер по отношению к уголовному наказанию. [6]

Пассивное избирательное право утрачивается лицом со дня вступления в законную силу приговора суда, которым оно признается виновным в совершении преступления с назначением наказания в виде лишения свободы. Другие виды наказания, в том числе обязательные работы, арест, исправительные работы и тому подобное, не влекут таких последствий и сами по себе на пассивное избирательное право не влияют.

Ограничения избирательных прав, которые устанавливаются именно в зависимости от тяжести совершенного преступления, были включены в избирательное законодательство Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». [7] Ст. 4 была дополнена п. 3.2., в котором было указано, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

– Осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

– Осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления.

– Также не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, подвергнутые административному наказанию за совершение следующих административных правонарушений:

  1. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, а также их изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта, направленное на их пропаганду (ст.20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях);
  2. Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения (ст.20.29 КоАП РФ).

– Не могут быть избранными граждане Российской Федерации, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлено, что в процессе предвыборной агитации или публичных выступлений, в т. ч. в сети Интернет, они призывали к совершению экстремистских деяний, оправдывали или обосновывали экстремизм, пропагандировали, социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности и т. п. (п.1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п.8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

– Не имеет права быть избранным гражданин Российской Федерации, в отношении которого имеется вступившее в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока. Этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока (п.7 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Подводя итог вышесказанному, мы пришли к выводу, что в соответствии с ч.1 ст.47 УК РФ, суд своим приговором может запретить лицу не только занимать государственные или муниципальные должности, но и заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Исходя из этого, суд может прямо указать в приговоре, что осужденному запрещается выполнять функции народного представителя, т. е. быть избранным в определенные органы государственной власти или местного самоуправления. Если же приговором суда лицу запрещено занимать должности в органах местного самоуправления, то это влечет невозможность быть избранным в качестве депутата представительного органа местного самоуправления в течение соответствующего срока; запрет занимать государственные должности аналогичным образом распространяется и на избрание в органы государственной власти.

Литература:

  1. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ(ред. от 03.07.2018)«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»/
  2. По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 32 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части первой статьи 10 и части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г. Б. Егорова, А. Л. Казакова, И. Ю. Кравцова, А. В. Куприянова, А. С. Латыпова и В. Ю. Синькова: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 20-П // Собрание законодательства РФ. 2013. № 43. Ст. 5622.
  3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный заккон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  5. Смирнова М. А. Конституционно-правовые ограничения пассивного избирательного права в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Владикавказ, 2012. С. 11
  6. Дуксин П. А. Конституционные ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. С.20
  7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. № 225-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5303.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, гражданин, местное самоуправление, публичная власть, референдум граждан, уголовное наказание, государственная власть, лицо, место лишения свободы, Уголовный кодекс.


Похожие статьи

Референдум как форма прямого народовластия | Молодой ученый

Российская Федерация, референдум, проведение референдума, административный референдум, государственная власть, местное самоуправление, прямое народовластие, голосование, лицо, орган.

Похожие статьи

Референдум как форма прямого народовластия | Молодой ученый

Российская Федерация, референдум, проведение референдума, административный референдум, государственная власть, местное самоуправление, прямое народовластие, голосование, лицо, орган.

Задать вопрос