Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в учебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (220) август 2018 г.

Дата публикации: 26.08.2018

Статья просмотрена: 592 раза

Библиографическое описание:

Хабибулоева, Д. С. Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в учебной деятельности / Д. С. Хабибулоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52435/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье мы рассматриваем, как в учебной деятельности развиваются интеллектуальные операции мыслительных способностей младших школьников.

Ключевые слова: интеллектуальные операции, формирование интеллектуальных операций, мышление, учебная деятельность, мыслительные способности, синтез, анализ, обобщение, сравнение, конкретизация, абстракция.

In this article we consider how in intellectual activity intellectual abilities of thinking abilities of younger schoolchildren develop.

Keywords: intellectual operations, formation of intellectual operations, thinking, educational activity, thinking ability, synthesis, analysis, generalization, comparison, concretization, abstraction.

Когда ребенок начинает ходить в школу, в первый класс, то происходит смена ведущей деятельности, игровая сменяется учебной деятельностью.

Операционные механизмы способностей — это интеллектуальные операции мышления и в учебной работе способности субъекта деятельности непосредственно образуются при помощи интеллектуальных операций. Один из важнейших факторов обучения это обладание интеллектуальными операциями. Во время обучения в начальной школе данному умению необходимо обучать. Более эффективным будет совершенствование способностей у первоклассников, поскольку возраст ребенка в этот период времени наиболее сенситивный. В начальной школе из-за вариативного обучения возникла возможность не только удовлетворять различные потребности субъектов обучения, но и систематически и целенаправленно совершенствовать способности. По мнению В. Д. Шадрикова, операции мышления — это интеллектуальные операции, и он полагает, что для перехода к их исследованию необходимо сначала обратить внимание на мышление. В своей работе российский психолог А. Н. Леонтьев «Психология мышления» характеризует мышление как «процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания» [3]. С точки зрения ученого, мышление это источник знаний о отношениях и свойствах действительности и осуществляет процесс перехода от «явления к сущности».

Формирование мышления ребенка на этапе онтогенеза осуществляется от наглядно-действенного к наглядно-образному и постепенно приобретаются черты абстрактного мышления. Мышление у школьника младших классов наглядно-действенное, но в ходе деятельности идет развитие наглядно-образного.

Основные признаки наглядно-действенного мышления — это неразрывная связь с восприятием, оперирование лишь напрямую воспринимаемыми вещами и их связями, данные в восприятии. Неделимая связь с непосредственным манипулированием — обязательная черта этого мышления. Этот тип мышления необходим прежде всего на обнаружение свойств вещей, более явных и заметных.

Главная черта наглядно-образного мышления — мыслительная деятельность происходит на образном материале. Наибольшее значение в этом типе мышления имеют двигательные, слуховые и зрительные образы. В итоге этого мышления могут родиться новые образы, визуальные формы. Оперирование образами, которые появляются при опоре на разные сенсорные системы, — важная особенность данного мышления.

Словесно-логическое мышление работает в абстрактно-вербальной форме и реализуется при участии логических операций с понятиями. Слова в образном мышлении применяются лишь как способ выражения выполненных в образах преобразований.

В. Д. Шадриков дает термину следующее определение: «интеллектуальные операции есть осознанные психические действия, которые связаны с разрешением и познанием задач, которые стоят перед индивидом» [7]. Функциональные механизмы — это конкретные физиологические системы: мышление, память, восприятие. Операционные механизмы — это система приобретенных операций. Интеллектуальные операции происходят вместе как с функциональными, так и с операционными механизмами. Интеллектуальные операции принимаются в качестве операций мышления, соотносящими восприятия и ощущения. Изучение уже знакомых раньше свойств мышления говорит о том, что работа мышления вероятно лишь по причине интеллектуальных операций. До настоящего времени происхождение интеллектуальных операций является мало исследованной и актуальной. Появление интеллектуальных операций, по мнению В. Д. Шадрикова, связано с их контактом с предметными действиями, что является первым этапом возникновения операций мышления. Практическое действие напрямую связано с мышлением и потом преобразуется в интеллектуальную операцию.

За счет развития интеллектуальных операций развивается мышление. В настоящий момент основная цель начальной школы — это развитие интеллектуальных операций при помощи школьного обучения [9]. Но данный момент, увы, в начальной школе совершенствованию интеллектуальных операций уделено мало времени, нынешняя система образования большее значение придает получению конечного результата обучения, чем процессу образования этого результата. Операции мышления, как известно, совершенствуются в работе, а основная деятельность ученика младших классов — это учебный процесс.

Интеллектуальные операции для ученика младших классов это основной способ восприятия информационных данных в обучении. Операции мышления необходимо развивать специально, выделяя индивидуальное время в процессе учебной деятельности. В учебных программах в настоящий момент, увы, нет готовых упражнений на развитие интеллектуальных операций на уроках по учебным дисциплинам. Однако педагог, ставя определенные задачи на уроке, может самостоятельно создать систему упражнений на совершенствование конкретных операций.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. — СПб.: Издательство Санкт — Петербургского университета, 2007.
  2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — СПб.: Питер, 2003.
  3. Леонтьев А. Н. Психология мышления. Хрестоматия./под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М.: МГУ, 1982..
  4. Ливио Антонио да Сильва. Автореферат дис. на соискание уч.степени кандид.псих.наук. Развитие рефлексии как условие овладения интеллектуальными операциями. — М.: 2010.
  5. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И. В. Дубровиной., М.: 1990.
  6. Шадриков В. Д. Духовные способности. — М.: Магистр, 1998.
  7. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции. — М.: Логос, 2006.
  8. Шадриков В. Д. Качество педагогического образования. — М.: Логос, 2012. 9. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. — М.: Аспект пресс, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): операция, мышление, начальная школа, учебная деятельность, операция мышления, тип мышления.


Похожие статьи

Особенности реализации интеллектуальных операций...

Каждый блок интеллектуальных операций имеет свою специфику, например, операции в предметно-практическом мышлении отличаются от операций в мышлении в понятиях, прежде всего, по типу явлений, к которым они прилагаются (по предмету мышления).

Похожие статьи

Особенности реализации интеллектуальных операций...

Каждый блок интеллектуальных операций имеет свою специфику, например, операции в предметно-практическом мышлении отличаются от операций в мышлении в понятиях, прежде всего, по типу явлений, к которым они прилагаются (по предмету мышления).

Задать вопрос