Антикоррупционная политика Королевства Швеция | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №34 (220) август 2018 г.

Дата публикации: 24.08.2018

Статья просмотрена: 5846 раз

Библиографическое описание:

Шурыгин, Ф. Ф. Антикоррупционная политика Королевства Швеция / Ф. Ф. Шурыгин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52431/ (дата обращения: 16.04.2024).



Цель статьи — это поиск путей совершенствования российской антикоррупционной политики на примере опыта Королевства Швеция.

Основное внимание уделяется стратегии противодействия коррупции в Королевстве Швеция.

Автор описывает особенности антикоррупционной политики Королевства Швеция, которая заслуживает внимания российских специалистов.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, Омбудсмен юстиции, взяточничество, воспитание шведского общества.

Исследователи из Гётеборга [1] проанализировали ситуацию в 178 странах мира и пришли к выводу, что во многих регионах именно коррупция является причиной бедности и плохого состояния здоровья населения [2].

Системная стратегия противодействия коррупции в Королевстве Швеция (далее — Швеция) представляет интерес для стран, в которых уровень коррупции в государственных структурах очень высок.

Об успехе Швеции в борьбе с коррупцией свидетельствуют данные Transparency International.

В 2017 году Transparency International опубликован рейтинг, согласно которому Швеция входит в число наименее коррумпированных стран мира (7 место из 180) [3].

Одним из условий достижения экономического успеха в Швеции является целенаправленная борьба со взяточничеством в сфере государственного управления.

Дача и получение взятки в любой цивилизованной стране являются одними из самых тяжких коррупционных преступлений.

По шведскому законодательству взяточничество подразделяется на подкуп в госсекторе и частном секторе. При этом случаи взяточничества и подкупа в госсекторе считаются в Швеции более серьезным преступлением [4].

В Уголовном Кодексе Швеции взяточничеству посвящена глава № 20 [5].

В соответствии с данной главой самое суровое наказание за коррупционное преступление лишение свободы до 6 лет (злоупотребление служебным положением) [6].

Из изложенного выше видно, что санкции за коррупционные преступления в Швеции не отличаются особой суровостью. Данные санкции мягче, чем уголовное законодательство многих влиятельных странах мира. Напрашивается вывод о том, что Уголовный Кодекс Швеции играет важную роль в противодействии коррупции, но далеко не главную.

Основополагающим фактором достижения успеха в противодействии коррупции в системе государственного управления Швеции является воспитание шведского общества. Речь идет главным образом о воспитании детей.

В воспитании главное внимание уделяется формированию устойчивых ценностей в мировоззрении ребенка относительно честности, уважения к взрослым, включая любовь к родителям.

Трудолюбие и честность в получении прибыли и достижении успеха, постоянное стремление к профессиональному росту, бережливость и трезвый расчет, ответственность и инициатива, святость и неприкосновенность частной собственности — таковы основные принципы шведской трудовой этики, которые прививаются в шведском обществе с малых лет. Выполнение долга в рамках профессии рассматривается в Швеции как наивысшая задача нравственной жизни человека.

Людям внушается, что необходимо всегда быть честными во всех отношениях, чтобы всегда соблюдать контракты, платить по своим счетам, полностью избегать взяток, а главное взятки просто не должны присутствовать в нормальном обществе.

Ключевую роль в противодействии коррупции играет общественный контроль за деятельностью шведских чиновников и бизнесменов. Главную роль в осуществлении этого контроля играют СМИ, мгновенно предающие огласке любые случаи коррупции, невзирая на должности и положение в обществе замешанных в них лиц.

«Например, в середине 1999 года в Швеции возник скандал. Министр финансов злоупотребил своим служебным положением. Он вне очереди получил квартиру в престижном районе Стокгольма. Министра заподозрили в даче взятки для того, чтобы ускорить процесс получения жилплощади» [7].

Другой пример. Один из начальников тюремной системы Швеции брал взятки при размещении заказов в ходе проектирования новых тюрем.

Четырем подозреваемым были предъявлены обвинения. Перед судом предстали сотрудники шведской тюремной системы и представители архитектурной и строительной компаний, которых подозревают в совершении коррупционных преступлений. Бывший начальник отдела недвижимости тюремной системы подозревался в получении крупных взяток в связи с проектировкой новых тюремных строений. Это дело считается одним из крупнейших дел о коррупции в Швеции с участием государственных служащих [8].

В Швеции с подозрением относятся к любому коммерсанту, который разбогател за короткий период и к чиновнику, у которого расходы значительно превышают его доходы.

При уличении чиновника в нечестности его вынудят уйти с должности.

Церковь и общественное мнение превратило проявления коррупции в крайне редкое явление [9].

В Швеции наиболее влиятельным антикоррупционным общественным объединением является «Институт против взяток» (далее — Институт). Данный Институт образован в 1923 году.

Перед Институтом поставлена цель формирования в обществе принципов морали и атмосферы нетерпимости к попыткам взяточничества и подкупа.

Институт осуществляет:

– предоставление платных консультаций;

– проведение бесед на тему противодействия коррупции (в виде семинаров и лекций) с представителями деловых кругов;

– издание информационных материалов, посвящённых вопросам борьбы со взяточничеством и иными формами незаконного ведения бизнеса, которые рассчитаны на самый широкий круг читателей.

Антикоррупционные ориентиры, формируемые Институтом, лежат в основе многих уставах организаций в частном и общественном секторе.

Шведские компании работают по принципам Организации экономического сотрудничества и развития [10], а также по тем документам, которые приняты в рамках Организации Объединенных Наций, в том числе по Global Compact (Глобальный договор) [11].

Цель Глобального договора состоит в том, чтобы содействовать формированию «общих ценностей и принципов, которые придадут глобальному рынку человеческое лицо» [12].

Одним из принципов Глобального договора является обязанность деловых кругов бороться со всеми проявлениями коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

Шведские компании лидируют в мире по соблюдению этих принципов. И они своим примером показывают, что компании, которые соблюдают эти принципы, также являются конкурентоспособными [13].

Институт специализируется на разъяснениях тонкостей антикоррупционного законодательства, помогая людям провести черту между тем, что является взяткой и тем, что в пределах нормы. При этом деятельность в большей степени сфокусирована на бизнес-сообществе.

Институт пытается изменить восприятие граждан Швеции к мздоимству, воспитывая нетерпимость к коррупции. В Институте действует комиссия по этике, в которую входят эксперты в сфере юриспруденции и финансов.

Комиссия разбирает конкретные случаи и определяет степень соответствия поведения бизнесменов действующему законодательству. Решение комиссии публикуют, чтобы оно служило образцом для граждан, которые решают для себя аналогичные этические проблемы.

Институт тесно сотрудничает с прокуратурой.

В 2003 году антикоррупционное подразделение было сформировано в прокуратуре Швеции, а в 2012 году была создана антикоррупционная полиция.

Шведские граждане охотно передают информацию о коррупции в СМИ.

Правоохранительные органы начинают расследование на основании фактов совершения коррупционных преступлений, изложенных в средствах массовой информации.

Чиновники и бизнесмены Швеции гораздо больше боятся журналистов, чем полицию. Их потери будут гораздо серьёзнее, если их имена «засветятся» в коррупционном скандале на первой полосе издания. Можно потерять репутацию, и это обойдется гораздо дороже, чем штраф государству.

Коррупция в Швеции — это коррупция алчности, а не безысходности. У чиновников Швеции есть всё, что нужно человеку, они могут позволить себе купить все необходимое и даже больше на свою зарплату.

Некоторые чиновники думают, что заслуживают больше, чем имеют. Они ни в чем не нуждаются, но всегда хотят большего.

Алчность является причиной многих бед, которые случаются с чиновниками.

Целесообразно остановиться подробнее на парламентском антикоррупционном контроле.

В состав парламента Швеции входит Омбудсмен юстиции, представляющий собой орган надзора и контроля над деятельностью административных и судебных властей.

Омбудсмен юстиции выступает особым элементом механизма защиты прав человека и гражданина, способствующим восстановлению нарушенных индивидуальных прав, и служит дополнительным средством парламентского контроля над исполнительной властью.

Данный институт был введен в 1809 году [14].

«Омбудсмен юстиции защищает интересы простых людей от нарушений закона чиновниками. Он наделен широкими полномочиями по возбуждению судебного производства против лиц, совершивших противоправные действия при исполнении должностных обязанностей» [15].

Выделим ключевые особенности шведской стратегии противодействия коррупции в системе государственного управления:

– формирование негативного отношения шведского общества к коррупционным преступлениям;

– оперативная и плодотворная работа механизма взаимодействия правоохранительных органов, СМИ и граждан в деле выявления и противодействия коррупционным проявлениям;

– высокий уровень социальной защиты госслужащих (шведские чиновники не чувствуют себя ущемленными в материальном плане);

– выполнение долга в рамках профессии рассматривается в Швеции как наивысшая задача нравственной жизни человека;

– потеря репутации честного служащего и человека является более суровым наказанием, чем уголовно-правовые санкции (страх перед потерей деловой репутации — залог успеха противодействия коррупции в шведском обществе).

В настоящее время Швеция является одним из наиболее развитых в социально-экономическом отношении государств Европы.

Литература:

  1. Гётеборг — город на юго-западе Швеции в лене Вестра-Гёталанд, который является вторым по величине городом Швеции после Стокгольма.
  2. Шведское исследование о коррупции. URL: http://sverigesradio.se/sida/artikel. aspx?programid=2103&artikel=5106856 (дата обращения: 19.08.2018).
  3. Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив. Индекс восприятия коррупции 2017. URL: http://transparency.org.ru (дата обращения: 19.08.2018).
  4. Институт против взяточничества — орган для России? URL: http://www.sweden4rus.nu/rus/publicist/vzjatochnichestvo (дата обращения: 11.07.2018).
  5. Уголовный Кодекс Швеции. URL: http://sweden4rus.nu/rus/info/juridisk/ ugolovnyj_kodeks_shvecii#2:17 (дата обращения: 08.04.2018).
  6. Уголовный Кодекс Швеции. Глава № 20, часть № 2, статья № 1 URL: http://sweden4rus.nu/rus/info/juridisk/ugolovnyj_kodeks_shvecii#2:17 (дата обращения: 08.04.2018).
  7. Институт против взяточничества — орган для России? URL: http://www.sweden4rus.nu/rus/ publicist/vzjatochnichestvo (дата обращения: 08.04.2018).
  8. Новости зарубежной пенитенциарной системы. URL: http://www.zakonia.ru /news/novosti-zarubezhnoj-penitentsiarnoj-sistemy-52 (дата обращения: 08.04.2018).
  9. Анализ лучших практик международного опыта в сфере борьбы с коррупцией на примере Швеции, Китая, Гонконга и США. URL: http://mes.kg/ru/korupssiya/analiz-borby-s-korrupssii/ (дата обращения: 02.03.2018).
  10. Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
  11. Глобальный Договор Организации Объединенных Наций — инициатива ООН, направленная на поощрение социальной ответственности бизнеса и предоставление отчётов об осуществлении такой политики. Глобальный договор ООН декларирует десять принципов в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией.
  12. Глобальный Договор Организации Объединенных Наций. URL: http://csrjournal.com/1498-globalnyjj-dogovor-oon.html (дата обращения: 15.06.2018).
  13. Журавлева, Ж. Министр торговли Швеции: «бюрократии в России больше». Интервью Министра финансов Швеции «Деловому Петербургу». 04.03.2011 г. URL: http://www.dp.ru/a/2011/03/04/Ministr_torgovli_SHvecii/ (дата обращения: 10.03.2018).
  14. Abedin, N. Conceptual and Functional Diversity of the Ombudsman Institution: A Classification, Administration & Society, 43(8), 2011, — 896–929 p.
  15. Wennergren, B. The Rise and Growth of Swedish Institutions for Defending the Citizen against Official Wrongs. URL: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/ 000271626837700101?ck=nck&legid=spann % 3B377 %2F1 %2F 1& patientinform-links=yes (дата обращения: 20.07.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): Швеция, шведское общество, институт, омбудсмен юстиции, противодействие коррупции, Глобальный договор, государственное управление, наивысшая задача, служебное положение, Уголовный Кодекс Швеции.


Ключевые слова

антикоррупционная политика, взяточничество, Омбудсмен юстиции, воспитание шведского общества

Похожие статьи

Международное сотрудничество в области противодействия...

Принципы противодействия коррупции объединяются в единое целое. Множество двусторонних и многосторонних антикоррупционных соглашений, и договоров сводятся к единому принципу противодействия коррупции. Эти принципы получили признание всего...

Похожие статьи

Международное сотрудничество в области противодействия...

Принципы противодействия коррупции объединяются в единое целое. Множество двусторонних и многосторонних антикоррупционных соглашений, и договоров сводятся к единому принципу противодействия коррупции. Эти принципы получили признание всего...

Задать вопрос