Пути повышения эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (220) август 2018 г.

Дата публикации: 23.08.2018

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Хлупина, Н. Г. Пути повышения эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей (из опыта работы) / Н. Г. Хлупина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52410/ (дата обращения: 18.04.2024).



Все мы в детстве любили играть с камешками. И как мы были счастливы, когда на улице находили блестящие и необычные. Эту забытую игру я использую в своей работе логопеда. Новые технологии изготовления материалов позволяют подобрать очень интересные расцветки. Красота разноцветных камешков завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность камешков усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Именно такие камешки я и покупаю в магазине и использую в своей работе.

Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камешков — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Я предлагаю различные задания с ними:

Говорим и отдыхаем. Камешки перебираем.

Разные — разные: голубые, красные, желтые, зеленые, легкие, тяжелые.

Раз, два, три, четыре, пять. Будем камешки считать.

Будем камешки считать. И цвета запоминать. Громко четко говорим.

Говорим и не спешим. Камешки в руках сжимаем. До пяти с тобой считаем.

Раз, два, три, четыре, пять. Повторяй за мной опять.

«Давай поиграем с тобой в маленького волшебника», — так я часто начинаю свои занятия. Мы будем рисовать, но рисовать не карандашами и красками, не мелками и фломастерами, а разноцветными камешками. Перед ребенком выкладываю разноцветные камешки, и ребенок начинает свое волшебство.

Первые работы маленьких волшебников очень скромные. Но, так как интерес, к ярким камешкам у детей с каждым занятием проявлялся все сильнее, я включаю этот вид работы в свои занятия регулярно.

Вначале я использую сортировку камешков по форме, цвету и величине. Затем усложняю. Предлагаю несколько игр, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста:

«Выложи по контуру». Цель: Закрепление знаний по изучаемой лексической теме и их классификация. Можно использовать любую картинку, или раскраску для рисования пальчиками. Картинки можно подобрать по изучаемой лексической теме.

«Выложи буквы». Камешки использовать красного, синего и зеленого цветов. Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза Фишки-камешки выкладывать под буквами. А Р Б У З. Задания:

—С какого звука начинается слово?

—Гласный он или согласный?

—Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

—На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?)

—Сколько в слове гласных, сколько согласных?

«Составь предложение». Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Составление предложений с предлогами. Составление предложения с заданным словом. Сосчитать сколько слов в предложении. Ребенок составляет предложение и на каждое придуманное слово выкладывает камешек на схеме.

Развитие пространственных представлений: Помоги бабочке долететь до цветка. Помоги двум друзьям встретиться. Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

Я даю задания: «Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний». Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Или предлагаю эталон разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

Игра «Волшебный мешочек». Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук). Или ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камешек жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

«Найдем предмет» или «Угадай-ка». Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т. д.) Оборудование: глубокая емкость, камешки, игрушки из киндер-сюрпризов. Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камешках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами.

Также можно проводить работу по коррекции дисграфии. «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

«Знакомство с буквой». Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камешки, карточки с образцами букв для наложения камешков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камешки и образцы.

«Лабиринты». Цель: Развитие пространственных отношений, закрепление произношения автоматизированного звука.

В конце занятия можно предложить выложить картинку: «Мое настроение», «Понравилось мне занятие». И можно определить, все ли понравилось ребенку на занятии.

Литература:

  1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986.
  2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
  3. Осорина М. В. «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых». Спб., 2011.
  4. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. / Стребелева Е. А. — М.: Владос, 2001.
  5. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. / Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005.
  6. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: кн. для воспитателей детского сада / Венгер Л. А.- М.: Просвещение, 2004.
  7. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5–7 лет. Пособие для логопеда в 2-х частях. М., «ВЛАДОС»
Основные термины (генерируются автоматически): камешек, ребенок, буква, задание, занятие, мелкая моторика, Развитие, слово.


Похожие статьи

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

Уделяя должное внимание различным заданиям, упражнениям, играм на развитие мелкой моторики рук и на развитие координации движений руки

Для выполнения этих упражнений потребуются деревянные катушки от ниток. Ребенку предлагаются различные виды заданий...

Похожие статьи

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

Уделяя должное внимание различным заданиям, упражнениям, играм на развитие мелкой моторики рук и на развитие координации движений руки

Для выполнения этих упражнений потребуются деревянные катушки от ниток. Ребенку предлагаются различные виды заданий...

Задать вопрос