Процесс цифровизации образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №31 (217) август 2018 г.

Дата публикации: 05.08.2018

Статья просмотрена: 6432 раза

Библиографическое описание:

Кудлаев, М. С. Процесс цифровизации образования в России / М. С. Кудлаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (217). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/archive/217/52242/ (дата обращения: 20.04.2024).



Ключевые слова: Россия, компьютер, реальный мир, MOOC, качество образования, Интернет, проект, школа, цифровизация.

Современные технологии уверенными темпами внедряются в нашу жизнь, уже нередко можно услышать понятие «Цифровизация» не только на научных конференциях, но и в повседневной жизни. В то время как некоторые люди все еще спорят о пользе или вреде процесса цифровизации, во многих государствах тенденция внедрения современных технологий становится обыденностью, за которой надо успевать.

Цифровизация подразумевает полную автоматизацию процессов и этапов производства, начиная с проектирования продукта и заканчивая его поставкой к конечному потребителю, а также последующим обслуживанием продукта.

Во время стремительного развития науки, многим корпорациям требуются сотрудники, готовые работать с новейшими технологиями на всех уровнях их производств и отпадает необходимость в сотрудниках, не владеющих специальными навыками. Решение этих проблем, несомненно, должно исходить из реорганизации процесса образования. С этим согласен и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, который в рамках IX Гайдаровского форума сообщил, что грядущий тренд образования неразрывно связан с цифровизацией, которая изменит рынок труда и создаст условия для появления новых компетенций.

Реформа цифровизации образования заключается в оснащении образовательных учреждений качественным программным обеспечением, например, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира [1, с. 54]. Однако для этого сначала необходимо обеспечить образовательные учреждения современной техникой, а именно, компьютерами с возможностью подключения к сети Интернет.

Рассмотрим ситуацию нескольких прошлых лет в России (рис. 1) [3, с. 268]. Согласно графику, число персональных компьютеров, используемых в учебных целях в расчете на 100 обучающихся, с каждым годом неуклонно растет, однако темпы роста не увеличиваются несмотря на то, что объемы цифровизации экономики растут довольно быстро.

Рис. 1. Количество персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 обучающихся в общеобразовательных учреждениях

Аналогичная ситуация с цифровизацией в сфере высшего образования: количество персональных компьютеров для обучения в ВУЗах постоянно возрастает, как и показатель количества компьютеров с наличием доступа к сети Интернет. На 2015 год в высших учебных заведениях имеется в среднем 24 персональных компьютеров на 100 обучающихся, из которых около 22 имеют доступ в интернет (рис. 2) [3, с. 288].

Рис. 2. Количество персональных компьютеров для обучения в вузах

Исходя из данных графиков видно, что количество персональных компьютеров в учебных организациях растет. Но, к сожалению, технологии в ВУЗах внедряются намного медленнее, чем происходит цифровизация производства. Недостаточный уровень развития образовательных информационных технологий наблюдается и в общеобразовательных учреждениях: зачастую недостаточный уровень развития навыков выпускников школ обусловлен обучением на устаревшем оборудовании или его полном отсутствием.

Цифровизация непосредственно связана с теми учебными инструментами, которые цифровые технологии открывают для университетов и школ и которые ранее не были доступны. Наиболее выделяющимся из них можно считать онлайн-обучение, в состав которого входят как смешанные формы обучения, т. е. совмещение просмотра лекционного видео в режиме онлайн и семинарских занятий в университете, так и непосредственно онлайн-курсы — MOOC (Massive Open Online Courses). Согласно статистике по количеству доступных курсов МООС (рис. 4–5) [5], динамика данного инструмента положительна.

Рис. 4. Динамика количества МООС, шт.

Рис. 5. Количество слушателей МООС, млн. Человек

Рассмотрим график рынка онлайн-обучения (рис. 6) [7]. Как видно из графика, наиболее сильное развитие онлайн-обучение получило в Северной Америке (США, Канада), Западной Европе (большинство европейских стран), а также в Азии (Китай, Япония). Важно отметить, что развитие рынка онлайн-обучения в Восточной Европе намного меньше, чем в упомянутых ранее странах.

Рис. 6. Доля рынка онлайн-обучения в 2013 и 2016 годах по регионам, млн. долларов США

Тема цифровизации образования не просто так все чаще появляется в СМИ, Интернете и других источниках. Цифровизация, несомненно, влияет на процесс и качество образования. Новые технологии, внедряемые в процесс школьного образования, способны увлечь школьников гораздо сильнее, чем простые лекции. Так, например, в школе Грейндж в центральной Англии был создал Грейнджтон, «город» в школе. В Грейнджтоне были построены телевизионная и радиостанции, позволяющие детям с их помощью развивать свои навыки в условиях ситуаций из реального мира [6].

Так как преимущества, которые дает цифровое образование, в мире уже исследованы и признаны, в последнее время, Россия, перенимая опыт коллег, реализует некоторые проекты, подразумевающие использование современных технологий в обучении. Основным таким проектом является всероссийский проект «Цифровая школа». Его цель заключается в формировании навыков использования цифровых ресурсов у школьников. Для продвижения данного проекта требуется наличие высокоскоростного интернета для школ, в особенности расположенных в сельской местности.

Кроме того, существуют отдельные городские проекты, например, в столичных школах, являющихся участниками проекта «Московская электронная школа», происходит внедрение информационных технологий на «новом техническом уровне» [2]: здания оборудуются множеством точек доступа к беспроводной сети Wi-Fi в целях обеспечения непрерывного доступа к сети Интернет; устанавливается множество интерактивных панелей, имеющих связь с электронным журналом и дневником, а также с библиотекой электронных ресурсов; школы получают множество портативных мощных гаджетов — ноутбуков и планшетов.

Также Департаментом образования и Департаментом информационных технологий города Москвы реализуется проект «Школа новых технологий», партнером которого являются продвинутые в сфере информационных технологий организации. Одним из таких партнеров является компания QIWI (электронная платежная система), которая проводит экскурсии для школьников и студентов и знакомит со своими технологическими разработками [4].

Таким образом, Россия может стать перспективной страной для развития Индустрии 4.0. Но для её активного внедрения требуется цифровизация образования, так как данный процесс влияет на качество образования, позволяя школьникам и студентам лучше познакомиться с реальным миром, в особенности с современными технологиями.

Литература:

  1. Алексанков А. М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт // Стратегические приоритеты. 2017. № 1 С. 53–69.
  2. Бычкова Е. Самый умный город. Как школы используют современные технологии? // Аргументы и факты. 2017. № 4. С. 20.
  3. Индикаторы образования: 2017: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, И. Ю. Забатурина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 320 с.
  4. «Людей будущего» воспитает «Школа новых технологий»! // АО ИД «Комсомольская правда». 2015. 23 марта. URL: https://www.kuban.kp.ru/daily/26357.5/3239277/ (дата обращения: 07.04.2018).
  5. Сидоров Г. Цифровой университет: применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях // ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО СК ПРЕСС». 2017. URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=192831 (дата обращения: 08.04.2018).
  6. Ушахина Е. Школа будущего: самые интересные методы обучения // Издательство «МИФ». 2016. 20 января. URL: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2016/01/20/shkola-budushhego-samye-interesnye-i-netrivialnye-podxody-v-obuchenii-detej/ (дата обращения: 07.04.2018).
  7. Size of e-learning packaged content market in 2013 and 2016, by region (in million U. S. dollars) // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/501115/worldwide-elearning-packaged-content-market-size-by-region/ (дата обращения: 07.04.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): MOOC, Россия, качество образования, компьютер, реальный мир, QIWI, Интернет, проект, школа.


Похожие статьи

Использование массовых онлайн-курсов в математической...

Этот проект включает онлайн-курсы, содержание которых соответствует наиболее высокому уровню высшей школы и рассчитан на слушателей разных стран.

Основные термины (генерируются автоматически): MOOC, курс, EDX, слушатель, онлайн курс...

Похожие статьи

Использование массовых онлайн-курсов в математической...

Этот проект включает онлайн-курсы, содержание которых соответствует наиболее высокому уровню высшей школы и рассчитан на слушателей разных стран.

Основные термины (генерируются автоматически): MOOC, курс, EDX, слушатель, онлайн курс...

Задать вопрос