Индуктивный метод познания Ф. Бэкона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №30 (216) июль 2018 г.

Дата публикации: 30.07.2018

Статья просмотрена: 21380 раз

Библиографическое описание:

Харламов, А. Д. Индуктивный метод познания Ф. Бэкона / А. Д. Харламов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52179/ (дата обращения: 08.10.2024).



Один из основоположников научного метода Бэкон родился в январе 1561 года и изначально занимался преимущественно политической деятельностью. Ходят слухи, что занятие неплохих государственных постов, для него было нужно лишь как средство получения денег для своих экспериментов. В 1621 году его обвинили во взяточничестве: отстранили от всех должностей, к которым он впоследствии пытался вернуться.

На сегодняшний день Бэкона вспоминают в качестве ученого, а не политика. «Знание — сила» [1], в этом афоризме, возможно, Бэкон выразил свое отношение к человеку и его деятельности. Необходимо накапливать знания, опыт, вести исследования. Изначально он вынужден был обосновать необходимость научной деятельности, доказывая, что бог таковой не запрещал, а наоборот, дал человеку ум, который жаждет познания вселенной. А само знание, в дальнейшем, будет умножать людское могущество, обеспечивать нам достойную жизнь. Для Бэкона знание не самоцель, но средство для завоевания результата. Согласно Бэкону, в основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент, а истинное знание будет вытекать из чувственного опыта. Такая позиция, несомненно, делала его последовательным эмпириком, этого направления в познании он придерживался всю свою жизнь. А эмпиризм, возможно, сам под собой предполагает использование индуктивного метода (как одного из многих), ведь он вынуждает проводить эксперименты, наблюдения, тем самым преумножая опыт.

Что касается самого индуктивного метода. Это переход от частного к общему. Постройка гипотезы, согласно которой во всех сходных случаях дела будут обстоять так же, как в тех, которые подверглись наблюдению (если выведена какая-нибудь закономерность). Индукция может быть полной (совершенной), где рассмотрены все случаи, а значит, свойства исчерпывающие. Индукция может быть неполной, где обобщения сделаны на основе исследования не всех случаев и в будущем, с разной долей вероятности, могут быть опровергнуты.

Вооружив науку новым инструментарием, Бэкон и сам сделал немало открытий. Однако важнейшей его заслугой все-таки считается первое. Новый органон, впервые за 2 тысячи лет заменивший органон Аристотеля, способствовал множеству открытий и, в целом, ускоренному научному развитию, расширенному использованию эмпиризма в XVII — XVIII веках. Если в эпоху Возрождения философами преимущественно просто пересматривались картины мира, само его понимание, то в Новое время этого было уже мало, необходимы объективные знания, а не понимания. Новый инструментарий при этом оказался как никогда кстати. Им пользовались многие великие ученые того времени, постоянно при этом его развивая и дополняя новыми критериями. К примеру, Галилео Галилей, наблюдавший за звездами при помощи рукотворного телескопа, обобщал полученные данные на основе индуктивного метода. Исаак Ньютон, постоянно наблюдая и ставя эксперименты открыл три закона механики и закон всемирного тяготения, признавал же он только индуктивный метод. Из других можно отметить Готтфрида Лейбница, Блез Паскаля, Джона Локка, список, разумеется, далеко не полный. Можно предположить, что именно этот «толчок» и нужен был науке очень долгое время. Корреляция между введением научных критериев и научных открытий, думаю, велика, хоть и сложно измерима. Но, тем не менее, огромное количество научных открытий пронеслось по нашей планете в связи с введением новых методик, начавшихся именно с Бэкона. Это очень сильно повлияло на все сферы общественной жизни, преимущественно на экономическую и социальную. Изобретения вроде термометра, калькулятора, насоса, ватерклозета, часов, колоссально повлияли на бытовую жизнь людей. Предприниматели того времени буквально «гнались» за открытиями, что могли облегчить производство на мануфактурах, которые за следующий век существенно усложнились. Сложно в этом плане недооценить создание паровых котлов и двигателей. Все это значительно сказалось и на военном искусстве. А, в целом, тенденция очевидна, в скором времени все это привело к промышленным революциям. Такой небольшой шаг в пересмотре методов приводит к огромным последствиям. Индукция, несомненно, сделала для науки многое и продолжает делать до сих пор. Было очень правильно оправдать научную деятельность и с философской точки зрения. Многие люди, наконец, перестали бояться вести исследования материального мира, ведь это не противоречит божьему слову. Показательно и то, что некоторые богословы того времени тоже начали заниматься настоящей наукой. Церковь со временем перестает видеть «врагов» среди ученых, в связи с этим, значительно упал ее авторитет, поскольку научные истины становились все более популярными, а религиозные отходили на второй план.

Индуктивный метод познания у Бэкона значительно отличался от того, коим пользовались ранее. В целом, суть была одна — переход от частного к общему, но важно было само понимание этих двух, путь от одного к другому. Индукция должна была разделять природу посредством разграничений и исключений. И, после достаточного количества отрицательных суждений, заключать о положительном. Огромное значение уделялось при этом аксиомам — законам, формам отличия вещей. Бэкон утверждал, что следует переходить от частностей к меньшим аксиомам, а затем к средним и, наконец, к общим. Главнейшим звеном здесь являются аксиомы средние, поскольку «именно от них зависят человеческие дела» [2, С. 15]. Основное отличие такой индукции от предшествующей — сосредоточенность на опыте и частных случаях, выведение аксиом, строго исходя только из них, тогда как предыдущая индукция лишь бегло их касалась, строя гипотезы практически из ничего. Думаю, такой метод позволяет более объективно судить об окружающем мире, строить более правдивые теории и гипотезы. Знания о мире должны выводиться из него самого, посредство опыта, наблюдений и экспериментов.

Многие философы того времени не поняли сути этого метода, и не считали его отличным от предыдущего. Но это не мешало ему активно участвовать в научной жизни, а та огромная роль, которую он играл в развитии науки в XVII-XVIII веках, несмотря ни на что, сказана выше. Взяв все во внимание, можно заключить, что труды Фрэнсиса Бэкона не утратили своей актуальности и по сей день. Научная методология значительно изменилась, но общий ее ход, можно сказать, был запущен именно им. А доказательство оправданности научной деятельности, несомненно, сильно ускорило научный прогресс, который сегодня достиг небывалых масштабов и является чуть ли не главным видом деятельности всего человечества.

Литература:

1. Алешин А. И., Воронина О. А. «Философия» Учебник. 2-е изд. [Электронный ресурс], перераб. и доп. М.: ТОН — Остожье, 2001. — режим доступа: http://bibliotekar.ru/filosofiya/index.htm (дата обращения: 15.07.2018).

2. Бэкон Ф. Великое восстановление наук. Новый Органон [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.rulit.me/books/velikoe-vosstanovlenie-nauk-novyj-organon-read-54938–1.html (дата обращения: 15.07.2018).

Основные термины (генерируются автоматически): индуктивный метод, научная деятельность, XVII-XVIII, время, знание, индукция, эксперимент.


Задать вопрос