Анималистические образы в лирике С. А. Есенина: образ коня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (214) июль 2018 г.

Дата публикации: 17.07.2018

Статья просмотрена: 2489 раз

Библиографическое описание:

Копырюлин, С. В. Анималистические образы в лирике С. А. Есенина: образ коня / С. В. Копырюлин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 28 (214). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/214/51636/ (дата обращения: 23.04.2024).



Статья посвящена обзору имеющихся в отечественном литературоведении трактовок анималистических образов поэзии С. А. Есенина. Образы животных несут особую философскую, символическую и экспрессивную нагрузку. Образы животных в лирике С. А. Есенина исследованы в контексте традиционных народных представлений о животном мире.

Ключевые слова: анималистические образы, поэзия С. А. Есенина, образ коня.

Животный мир в поэзии С. А. Есенина представлен как живая, одушевлённая и разумная часть природы.

Отдельную тему анималистического искусства составляет образ коня. Сельское хозяйство, военные действия, охота и развлечения не обходились без лошадей, набирали силу конные заводы, а потому естественно внимание художников, скульпторов и поэтов к этим красивым и выносливым животным.

Образ коня в поэзии Есенина один из часто встречающихся. Ему, как «последнему поэту деревни», был близок этот образ. Он вводит его в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика.

Вот что пишет С. А. Есенин в книге «Ключи Марии»:

«Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо» [1, с.192].

В стихотворении «Эх вы, сани! А кони, кони!» поэт вспоминает буйную молодость в деревне:

«Эх вы, сани! А кони, кони!

Видно, чёрт их на землю принёс.

В залихватском степном разгоне

Колокольчик хохочет до слёз» [2, с.277].

Здесь лингвостилистическим воплощением образа является олицетворение (и в то же время — метонимия) «колокольчик хохочет до слёз», вызывающее в воображении читателя образное представление: бешено мчащуюся по заснеженной степи тройку, которая ассоциируется с человеческой жизнью. В интерпретации В. В. Виноградова — это «иронический хохот судьбы над протёкшими событиями человеческой жизни».

«Всё прошло. Поредел мой волос.

Конь издох, опустел наш двор.

Потеряла тальянка голос,

Разучившись вести разговор» [2, с.277].

В конце стихотворения настроение лирического героя меняется. На смену радости приходит грусть. Погибший конь символизирует утраченные безвозвратно годы поэта. В сознании читателя складывается образ полузаброшенной деревни, нет суеты, нет разговоров, пустые дворы без собак и лишь несколько стариков доживают свой век.

Обратимся к стихотворению «Не жалею, не зову, не плачу», входящему в состав сборника «Москва кабацкая». Это стихотворение написано С. Есениным в 1921 году. В ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. В стихотворении встречается образ розового коня:

«Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне» [2, с.214].

Здесь конь — образ уже прошедшей жизни, которую не дано вернуть.

«Символичен и цвет: розовый — образ восхода, условно — юности, расцвета; в то же время очевидна и реалистическая мотивировка образа: конь становится розовым в лучах восходящего солнца. И тем более любопытно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая не свойственную ей выразительность. Ведь как раз одно слово «розовый» создает и усиливает ощущение красоты и свежести» [3, с.82]. Образ розового коня символизирует у поэта прошедшую юность, ее мечты и идеалы, нежность души. Одновременно лирический герой здесь осознает приметы иллюзорности жизни в целом.

События революции 1917 года повлияли на мировосприятие поэта и его творчество. «Новое» село представляется поэту вторжением враждебного, «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. «Мне очень грустно сейчас, — пишет Есенин в 1920 году — что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». Рухнули утопические мечты поэта о социализме как «мужицком рае» на земле [4, с.13]. Именно в это время появляется поэма «Сорокоуст»». Случай этот подробно описан Есениным в письме к Лившиц: «Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом, что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много» [5, с.48]. Увиденная сцена настолько поразила писателя, что воплотилась в третью часть поэмы «Сорокоуст»:

«Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?» [2, с.81].

Есенин вводит образ коня как символ старой патриархальной деревни, которая пока еще не осознала переход к новой жизни.

«Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?» [2, с.81].

Образом этого «прошлого», которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуацию «соревнования» между «чугунным конем — поездом» и «красногривым жеребенком». Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу. Город поэту кажется чуждым миром, нарушающим гармонию между человеком и природой.

В стихах Есенина животные играют роль универсального образного кода, через который преломляется весь окружающий мир. В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других — для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы и родного края.

Литература:

  1. Есенин С. А. Ключи Марии // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука — Голос, 1995–2002. Т. 5. Проза. — 1997. — С. 186–213.
  2. Есенин С. А. Собр. соч.: в 7 т. М.: Наука — Голос. — 1995–2002.
  3. Даньдань У. Образы животных в лирике С. А. Есенина//Вестник ЦМО МГУ, 2011. № 1.
  4. Гребенщиков Г. Д. Сережа Есенин// Зарница, 1926. № 9. — с.12–13.
  5. Лившиц Е. И. Воспоминания о Есенине. М.: Огонек, 1926, С. 48–49.
Основные термины (генерируются автоматически): образ коня, конь, розовый конь, животный мир, лирический герой, образ, образ животных, поэт, русский мужик, человеческая жизнь.


Ключевые слова

анималистические образы, поэзия С. А. Есенина, образ коня

Похожие статьи

Лексика природы в лирике С. А. Есенина | Статья в журнале...

Образ клена в поэзии С. А. Есенина | Статья в журнале... клен, лирический герой, образ, образ дерева, поэт, стихотворение, конец жизни, родная земля, родной край, образ клена.

Образ клена в поэзии С. А. Есенина | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): клен, лирический герой, образ, образ дерева, поэт, стихотворение, конец жизни

поэт, малиновое поле, Русь, русский человек, розовый конь, родной край, родная земля, образ ветра, образ березы, серебряный ветер.

Образ коня в башкирском устном народном творчестве

Культура является одним из факторов организации духовной жизни людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт предшествующих поколений, но и как особая форма бытия, которая отражается во всех проявлениях жизнедеятельности человека.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

клен, лирический герой, образ, образ дерева, поэт, стихотворение, конец жизни, родная земля, родной край... Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

Отражение концепта «лошадь» в языковом сознании русских...

ЛОШАДЬ (КОНЬ) (Л. (К.)) — входит в число типичных русских мифологических образов (1); выступает как стереотипный образ (2); может употребляться для характеристики человека (3). 1. Л. (К.) — одно из самых мифологизированных животных.

Функции запахообраза в лирике Сергея Есенина | Молодой ученый

образ тела, черный человек, лирический герой, поэт, образ, запах, волос, часть тела, образ телесности, природа. Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина».

«Акши светлая струя…» (символический образ русской реки...)

смерть, лирический герой, поэт, жизнь, земная жизнь, мир, сердце людей, река забвения, восприятие смерти, Финляндия. Образ простора в творчестве Юрия Александровича Курдина.

Литургический код и зоологические образы в раннем творчестве...

поэт, лирический герой, образ поэта-изгнанника, стихотворение, мир, реальный мир, Враждебная судьба, Твой детский вызов, раннее стихотворение, сладостная кручина.

Архетипы анимы и тени в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

Ты поила коня из горстей в поводу

Лирический герой в произведениях Сергея Есенина как... лирический герой, стихотворение, герой, поэт, женщина, жизнь, окружающая среда, лирическая героиня, личная жизнь, внутренний мир.

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова | Статья в журнале...

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом»

Кони мчат-несут

Похожие статьи

Лексика природы в лирике С. А. Есенина | Статья в журнале...

Образ клена в поэзии С. А. Есенина | Статья в журнале... клен, лирический герой, образ, образ дерева, поэт, стихотворение, конец жизни, родная земля, родной край, образ клена.

Образ клена в поэзии С. А. Есенина | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): клен, лирический герой, образ, образ дерева, поэт, стихотворение, конец жизни

поэт, малиновое поле, Русь, русский человек, розовый конь, родной край, родная земля, образ ветра, образ березы, серебряный ветер.

Образ коня в башкирском устном народном творчестве

Культура является одним из факторов организации духовной жизни людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт предшествующих поколений, но и как особая форма бытия, которая отражается во всех проявлениях жизнедеятельности человека.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

клен, лирический герой, образ, образ дерева, поэт, стихотворение, конец жизни, родная земля, родной край... Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

Отражение концепта «лошадь» в языковом сознании русских...

ЛОШАДЬ (КОНЬ) (Л. (К.)) — входит в число типичных русских мифологических образов (1); выступает как стереотипный образ (2); может употребляться для характеристики человека (3). 1. Л. (К.) — одно из самых мифологизированных животных.

Функции запахообраза в лирике Сергея Есенина | Молодой ученый

образ тела, черный человек, лирический герой, поэт, образ, запах, волос, часть тела, образ телесности, природа. Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина».

«Акши светлая струя…» (символический образ русской реки...)

смерть, лирический герой, поэт, жизнь, земная жизнь, мир, сердце людей, река забвения, восприятие смерти, Финляндия. Образ простора в творчестве Юрия Александровича Курдина.

Литургический код и зоологические образы в раннем творчестве...

поэт, лирический герой, образ поэта-изгнанника, стихотворение, мир, реальный мир, Враждебная судьба, Твой детский вызов, раннее стихотворение, сладостная кручина.

Архетипы анимы и тени в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

Ты поила коня из горстей в поводу

Лирический герой в произведениях Сергея Есенина как... лирический герой, стихотворение, герой, поэт, женщина, жизнь, окружающая среда, лирическая героиня, личная жизнь, внутренний мир.

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова | Статья в журнале...

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом»

Кони мчат-несут

Задать вопрос