Философия творчества Н. А. Бердяева | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 13.06.2018

Статья просмотрена: 6135 раз

Библиографическое описание:

Нагаткина, А. В. Философия творчества Н. А. Бердяева / А. В. Нагаткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 366-368. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51454/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова: творчество, гений, гениальность, свобода, личность

Признание и широкую известность Николай Александрович Бердяев получил за свои, так называемые, «русские мысли». Под «русской мыслью» сам Бердяев понимал эсхатологическую идею истории. Он был убежден в том, что правда коммунизма должна была быть осуществлена христианством. Также «русская мысль» у Бердяева выражала сознание противостояния личности и мировой гармонии индивидуального и общественного, а также ожидание новой творческой эпохи в христианстве, отрицающей религиозность власти и верховную ценность государства.

Николай Александрович Бердяев — известный философ, литератор, публицист, общественный деятель.

Бердяев принципиально отвергал универсальные мировоззренческие системы. Идея свободы личности Бердяева содержит противоположные настроения: трагизм и решимость совершить “революцию духа”; одиночество и желание порыва к всеобщему объединению; чувство падения значимости бытия и истории; вера в спасительную силу человеческой свободы. Понятие свобода в некоторых случаях понимается как полное отрицания самой возможности свободного выбора, в других же случаях как обоснование “бегства от свободы”.

Философия Н.А.Бердяева стала выражением духовного драматизма в период смены эпох, когда изжившие себя культурные формы понимались как недостаточные для развития и происходит поиск новых форм и способов воплощения.

Проблема личности и свободы всегда была основополагающей составляющей религиозного мышления. Бердяев определил свою теорию религиозной метафизики как персонализм. Личность, с точки зрения персонализма, реальность духовная, по отношению к которой не применим никакой закон. Личность — сама свобода.

«Может ли человек спасаться и в то же время творить, может ли он творить и в то же время спасаться?» — вот основной вопрос, вокруг которого Бердяев выстраивал свою философию творчества. Проблема была рассмотрена самим Бердяевым с разных сторон. По мнению Бердяева, церковь была в ответе за спасение человека, за творчество же должен отвечать светский мир. Осознание этого должно было привести к освещению и оправданию церковных творческих дел, которыми занят светский мир.

Творчество всегда связано с идеей свободы. Творчество духовной культуры и хозяйственная жизнь страны не могут строится по одному образцу. Не выполнение данного условия приведет к гибели свободы. Творчество и свободу Бердяев не сопоставлял с правом человека или же его желанием. В отличие от свободы, творчество — это обязанность человека перед Богом, требование к человеку продолжить миротворение, которое было ему дано. Творчество, как обязанность, определяет жизненный уклад человека. Не найдя в Священном Писании мыслей, касающихся творчества как такового, Бердяев пришел к выводу, что религиозный смысл творчества от человека был скрыт от человека Богом. Творчество является связующим звеном между человеком и Богом, а потому, новое откровение будет открытием в человеке творческого начала. Тайна необходимости Бога в творчестве человека рассматривается только в духовном опыте человека, и не может быть познана лишь в качестве богословского понимания.

Откровение творчества не является откровением Бога, она должно рассматриваться как откровение человека. Субъект творчества первичнее объекта. Но это не имеет ничего общего с эгоцентризмом, так как в процессе творчества человек забывает о самом себе, отстраняется от собственного «я», обращаясь к тому, что выше его. Творчество проявляется в культурном продукте (поэзии, музыке, живописи, философском тексте и т. д.), который всегда конечен. Противопоставление добра и зла порождает одиночество гения. Преодолеть это одиночество может лишь христианское возрождение, которое должно быть творческим.

Не теряют актуальности рассуждения Бердяева о гениях и гениальности. Бердяев был противником рассмотрения гениальности как внешней реализации, он относил ее к внутреннему творчеству. Она есть целостное качество каждого человека, а не специальный дар. Гений — соединивший в себе гениальную натуру и большой талант.

Необходимо устранить спор о чистом искусстве для искусства. Творческий гений или талант не находится в пустоте, он является микрокосмосом. Творческие процессы имеют связь с миром и человеческим обществом.

Бердяев подчеркивал недопустимость смешения творческой свободы мыслителя с изоляцией, с равнодушным отношением к судьбе мира. Недопустимо смешивать внутреннюю связь с жизнью народа, с рабством, с насилием над творчеством.

Несоответствие между творческим замыслом и его осуществлением — трагедия творчества. Главная составляющая этой проблемы одиночество творца. Творчество всегда индивидуально, оно не может быть коллективно-всеобщим. Лишь в личном духовном опыте переживается факт несовершенства продукта творчества. Творец одинок, но его творчество имеет мировой характер. Таким образом, творчество есть то, что идет изнутри, а не извне, не из мировой необходимости.

Литература:

  1. Бердяев Н. А. Самопознание (Русская идея. Самопознание). — Москва; Фолио, Харьков: Эксмо-пресс. — 2000 г. — 621 С.
  2. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: «Правдв», 1989.
  3. Шрейдер Ю. А. Свобода как творческая ориентация в мире. «Вопросы философии», 1994, № 1.
  4. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В. П. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): творчество, светский мир, свобода.


Похожие статьи

Смысл свободы как высшей ценности в философии Н. А. Бердяева

Свобода неразрывно связана с творчеством. Тайна творчества есть тайна свободы.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, Бог, зло, конечный итог, мир, рациональная свобода, эта.

Л. Улицкая как автор художественно-мировоззренческого проекта

Это не только светский, но специально рациональный подход, когда автор

С одной стороны, Л. Улицкая в своем творчестве реализует тот потенциал, который присущ романному жанру в целом.

"Свобода — дорогой товар". Писатель Людмила Улицкая — о своем новом романе...

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

На следующих ступенях свобода выбора переходит в свободу решения, а затем в свободу действия, свободу творчества и самовыражения.

Если внутренний мир индивида и его свобода опосредствуются социокультурными факторами и предметно-преобразующей...

Садово-парковые образы «светской» повести...

Этот «внешний» объективный мир светского общества в «светских» повестях А.А

Садовое пространство ярко отражает ключевую для Марлинского проблему свободы и заданности

Топос голландского сада в творчестве Бестужева-Марлинского перекликается с топосом...

Гимн в поэзии немецкого романтизма (Ф. Гельдерлин, Новалис)

Гимн, изначально религиозный жанр, приближается к светской оде, в

Например, «Гимн Свободе» возможно отнести к разряду гражданской лирики, так сильно в нем

Но адресат экспликаций в творчестве Новалиса и Гельдерлина приобретает условный характер, что...

Трансформация религиозного гимна в творчестве Пиндара

Эпиникии — своеобразный мостик, соединяющий в гимнической поэзии божественный мир и

Светские произведения Пиндара по структуре во многом схожи с религиозными

поэзии, но устоявшаяся композиция гимна в них расшатывается, открывая большую свободу творчества.

Проблема светскости государства и религиозный экстремизм...

Следует отметить, что большинство государств мира являются светскими, хотя в

свобода вероисповедания, свобода совести, Российская Федерация, светское государство, гражданин, свобода человека, обеспечение обороны страны, религиозная принадлежность...

Значение человеческой свободы в теодицеи князя Е. Н. Трубецкого

— Но это требование во всей его полноте осуществляется лишь через упразднение отдельного, самостоятельного мирского союза, мало того

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, Бог, зло, конечный итог, мир, рациональная свобода, эта.

Абсурдность мира и человеческого существования в концепции...

В абсурдном мире произведение искусства — это уникальная возможность поддержать свое сознание на соответствующем уровне и в соответствующей форме.

3. Камю Альбер Творчество и свобода: Статьи, эссе, записные книжки /Камю Альбер.–

Похожие статьи

Смысл свободы как высшей ценности в философии Н. А. Бердяева

Свобода неразрывно связана с творчеством. Тайна творчества есть тайна свободы.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, Бог, зло, конечный итог, мир, рациональная свобода, эта.

Л. Улицкая как автор художественно-мировоззренческого проекта

Это не только светский, но специально рациональный подход, когда автор

С одной стороны, Л. Улицкая в своем творчестве реализует тот потенциал, который присущ романному жанру в целом.

"Свобода — дорогой товар". Писатель Людмила Улицкая — о своем новом романе...

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

На следующих ступенях свобода выбора переходит в свободу решения, а затем в свободу действия, свободу творчества и самовыражения.

Если внутренний мир индивида и его свобода опосредствуются социокультурными факторами и предметно-преобразующей...

Садово-парковые образы «светской» повести...

Этот «внешний» объективный мир светского общества в «светских» повестях А.А

Садовое пространство ярко отражает ключевую для Марлинского проблему свободы и заданности

Топос голландского сада в творчестве Бестужева-Марлинского перекликается с топосом...

Гимн в поэзии немецкого романтизма (Ф. Гельдерлин, Новалис)

Гимн, изначально религиозный жанр, приближается к светской оде, в

Например, «Гимн Свободе» возможно отнести к разряду гражданской лирики, так сильно в нем

Но адресат экспликаций в творчестве Новалиса и Гельдерлина приобретает условный характер, что...

Трансформация религиозного гимна в творчестве Пиндара

Эпиникии — своеобразный мостик, соединяющий в гимнической поэзии божественный мир и

Светские произведения Пиндара по структуре во многом схожи с религиозными

поэзии, но устоявшаяся композиция гимна в них расшатывается, открывая большую свободу творчества.

Проблема светскости государства и религиозный экстремизм...

Следует отметить, что большинство государств мира являются светскими, хотя в

свобода вероисповедания, свобода совести, Российская Федерация, светское государство, гражданин, свобода человека, обеспечение обороны страны, религиозная принадлежность...

Значение человеческой свободы в теодицеи князя Е. Н. Трубецкого

— Но это требование во всей его полноте осуществляется лишь через упразднение отдельного, самостоятельного мирского союза, мало того

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, Бог, зло, конечный итог, мир, рациональная свобода, эта.

Абсурдность мира и человеческого существования в концепции...

В абсурдном мире произведение искусства — это уникальная возможность поддержать свое сознание на соответствующем уровне и в соответствующей форме.

3. Камю Альбер Творчество и свобода: Статьи, эссе, записные книжки /Камю Альбер.–

Задать вопрос