Анализ доходов бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 11.06.2018

Статья просмотрена: 2129 раз

Библиографическое описание:

Матуев, Б. С. Анализ доходов бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии) / Б. С. Матуев, Д. Ю. Бурлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 323-326. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51321/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье говорится о насущных проблемах бюджетной системы регионов Российской Федерации. Автор выделяет такой регион страны, как Республика Бурятия. На основе данных по этому региону описывает зависимость Республики Бурятия от общего бюджета страны, тем самым показывает возрастание дефицита бюджета Республики Бурятия, однако в прогнозной части исследования было выявлено повышение поступлений в бюджет за счет повышения доходов населения. В результате исследования предложены пути выхода из сложившейся ситуации. Также в статье описывается статистический анализ доходной части бюджета Республики Бурятия по данным 2007–2017 годов и основные направления развития денежных поступлений. Для прогноза доходов бюджета Республики Бурятия применялись методы экономико-математического моделирования. Автор затрагивает важные вопросы инвестиционной политики, потенциал в этой области у Республики Бурятия большой. Для составления социально-экономической программы развития Республики Бурятия предполагается пересмотр налогового бремени для предпринимателей и инновационных идей населения Республики Бурятия, необходимо уделить больше внимание на земельные и минерально-сырьевые ресурсы региона, на развитие туризма (в большей степени ориентироваться на озеро Байкал), агропромышленного комплекса, потенциала человеческого капитала (развитие качества трудовой силы).

Ключевые слова: бюджет, дефицит бюджета, налоговое бремя, инвестиционная деятельность, доходы регионального бюджета.

This article deals with the urgent problems of the budget system of the regions of the Russian Federation. The author singles out a region of the country, like the Republic of Buryatia. Based on the data on this region, the dependence of the Republic of Buryatia on the total budget of the country is described, thereby showing an increase in the budget deficit of the Republic of Buryatia, however, in the forecast part of the study, it was revealed that the revenues to the budget were raised by raising the incomes of the population. As a result of the research, ways of getting out of the current situation are suggested. Also, the article describes the statistical analysis of the revenue side of the budget of the Republic of Buryatia according to 2007–2017 and the main directions of the development of cash receipts. To forecast the budget revenues of the Republic of Buryatia, methods of economic and mathematical modeling were used. The author touches upon important issues of investment policy, the potential of the Republic of Buryatia is great in this area. To compile a socio-economic development program for the Republic of Buryatia, it is planned to revise the tax burden for entrepreneurs and innovative ideas of the population of the Republic of Buryatia, it is necessary to pay more attention to the land and mineral resources of the region, to develop tourism (to focus more on Lake Baikal), agro-industrial complex, The potential of human capital (development of the quality of labor force).

Keywords: budget, budget deficit, tax burden, investment activity, regional budget revenues.

В настоящее время многие регионы Российской Федерации сильно зависимы от бюджета государства. Таким образом, формируется актуальная проблема развития экономической системы страны — недостаточная бюджетная самостоятельность регионов.

На региональном уровне отыскиваются все резервы и источники финансирования для увеличения объема собственных доходов. Субъекты РФ стремятся получить средства из бюджета государства даже при наличии достаточного финансовой обеспеченности.

Дотации, субвенции, средства фондов финансовой поддержки, взаимные расчеты — различные формы финансовой помощи бюджетной системы РФ, которые занимают немаловажное место в структуре доходов региональных бюджетов. Эти формы наравне с отчислениями от федеральных и региональных регулирующих налогов являются основными инструментами бюджетного выравнивания.

Республика Бурятия принадлежит к числу тех регионов, у которых доходы бюджета в основном формируется за счет межбюджетных трансфертов из бюджета государства, что придает экономике республики зависимый и неустойчивый характер.

По прогнозам в ближайшие годы Республика Бурятия не сможет удовлетворить свои финансовые запросы и потребности в связи с тем, что республиканский бюджет будет оставаться дефицитным с учетом внешних долгов федеральному бюджету [1, С. 1076–1080].

В настоящее время проблема формирования доходной части бюджета республики заключается в недостатке денежных средств, возникшем в результате невыполнения плана поступлений в бюджет. Правительство вынуждено ежегодно сокращать статьи расходов бюджета, что приводит к ряду многих проблем.

Несмотря на всю сложность экономического положения бюджета региона, возможно ее улучшение за счет более эффективного использования собственных ресурсов [1]. Стоит уделить внимание инновационным проектам, снизить им налоговую нагрузку, также оказывать государственную поддержку предприятий и производств. Важно заметить, что должную поддержку необходимо предоставлять успешно действующим и рационально использующим ресурсы организациям. Стоит учитывать факторы увеличения совокупного спроса на продукцию для населения и предприятий, что улучшит экономической ситуации Республики Бурятия в ближайшие годы.

В целях разработки программы социально-экономического развития возникает проблема оценки финансовых возможностей республики [4, С. 274.]. Это наталкивает на совершенствование статистической методологии собственных ресурсных возможностей республики.

Основными методами экономико-математического моделирования являются: экономический анализ объектов и процессов, прогнозирование экономического развития, прогнозирование экономических процессов.

В целях статистического анализа динамики доходной части бюджета Республики Бурятия важно произвести расчет показателей [7, С. 991–994]:

Таблица 1

Расчет показателей динамики доходной части бюджета Республики Бурятия за предыдущие 10 лет (2007–2017гг.)

Год

Доходы бюджета РБ, млн. руб.

Базисный абсол. прирост, млн. руб.

Цепной абсол. прирост, млн. руб.

Абсол. ускорение, млн. руб.

Относ. ускорение, млн. руб.

Темп роста цепной,%

Темп прироста цепной,%

2007

13031,4

2008

23375,6

10344,2

10344,2

-5079,5

0,51

179,38

79,38

2009

28640,3

15608,9

5264,7

1873,7

1,36

122,52

22,52

2010

35778,7

22747,3

7138,4

-8993,9

-0,26

124,92

24,92

2011

33923,2

20891,9

-1855,5

6557,1

-2,53

94,81

-5,19

2012

38624,8

25593,4

4701,6

-2644,4

0,44

113,86

13,86

2013

40682,0

27650,6

2057,2

2320,2

2,13

105,33

5,33

2014

45059,4

32028,0

4377,4

-5843,8

-0,33

110,76

10,76

2015

43593,0

30561,6

-1466,4

4022,3

-1,74

96,75

-3,25

2016

46148,9

33117,5

2555,9

-3679,4

-0,44

105,86

5,86

2017

45025,4

31994,0

-1123,5

1123,5

0,00

97,57

-2,43

Основываясь на таблице 1 можно сделать несколько выводов:

– Базисный абсолютный прирост говорит о том, что в период с 2007 года по 2017 год доходная часть бюджета Республики Бурятия увеличились на 31 994,00 млн. рублей [2, С. 206–210];

– Цепные абсолютные приросты демонстрируют, что в 2011, 2015, 2017 годах наблюдался небольшой спад в доходной части бюджета, по сравнению с 2010, 2014, 2016 годами соответственно;

– Отрицательная величина ускорения присуще к задержке роста или к уменьшению уровней ряда. Отсюда, наблюдается замедление в росте доходов в 2008, 2010, 2012, 2014, 2016 гг.

Наибольший темп роста наблюдается в 2008 году (179,38 %), наименьший же — в 2011 году (94,81 %).

Таким образом, доходная часть бюджета Республики Бурятия за 10 лет постепенно увеличивается, несмотря на то, что рост доходов замедляется с периодичностью в один год [5, С. 110–116].

По итогам проведенного анализа динамики доходов бюджета Республики Бурятия показали, что доходная часть бюджета из года в год увеличивается довольно быстрыми темпами.

Увеличение доходной части бюджета региона вытекают в основном за счет налоговых поступлений, которые увеличиваются за счет НДФЛ, что говорит о росте доходов населения Республике Бурятия.

Ссылаясь на основные направления налоговой политики Республики Бурятия на 2018–2020 годы, задачами Правительства РБ в области налогового обеспечения доходов бюджета региона на среднесрочный период являются:

– стимулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности, создание благоприятных условий для развития экономики региона, что поспособствует закреплению достигнутого уровня налогового потенциала;

– расширение налоговой базы через поддержку организаций реального сектора экономики, субъектов малого и среднего бизнеса;

– сохранение подходов в предоставлении налоговых льгот с учетом предварительной оценки их эффективности;

– взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал республики;

– повышение эффективности работы администраторов доходов;

– проведение мероприятий по повышению эффективности управления республиканской собственностью, увеличение доходов от ее использования.

Формирование доходной части бюджета Республики Бурятия в 2017–2019 годах будет осуществляться исходя из динамики основных макроэкономических показателей, определенных прогнозом социально-экономического развития Республики Бурятия на среднесрочную перспективу, с учетом налоговых новаций [4, С.133–134].

В рассматриваемом периоде сбалансированность бюджета Республики Бурятия должна быть обеспечена, в том числе по средствам реализации комплекса мер, направленных на мобилизацию доходов, оптимизацию расходов и ограничение дефицита республиканского бюджета.

В целях обеспечения сбалансированности бюджета Республики Бурятия в рассматриваемом периоде будет реализован комплекс мер, направленных на мобилизацию доходов, оптимизацию расходов и совершенствование политики управление государственным долгом Республики Бурятия.

В среднесрочном периоде актуальной задачей остается повышение инвестиционной привлекательности [3, С. 127–131] и привлечение инвестиций в экономику республики на создание новых и модернизацию действующих производств [2, С. 99–106].

Проблемы и препятствия в дальнейшем развитии экономики Республики Бурятия, которые существуют в данное время, зависят как от факторов экономико-географического характера, что осложняют и ограничивают хозяйственную деятельность на территории Республики Бурятия, так и от факторов, что содержат социально-экономического развитие [6, С. 88–95].

Основываясь на анализе конкурентных предпочтений и уязвимых сторон развития территории региона, следует выделить следующие направления развития Республики Бурятия:

  1. Освоение минерально-сырьевых ресурсов;
  2. Развитие индустрии туризма с использованием ресурсов озера Байкал, национальных парков;
  3. Развитие агропромышленных комплексов;
  4. Развитие инновационной деятельности;
  5. Развитие человеческого потенциала.

Таким образом, Республика Бурятия должна повысить свои финансовые возможности с помощью разработки ряда мер, которые будут содействовать улучшению уровня экономики региона, а также развить инвестиционную активность на территории, поднять уровень жизни населения и в итоге снизить зависимость от федерального центра.

Литература:

  1. Доржиева В. В. Современные тенденции экономического развития Республики Бурятия // Фундаментальные исследования. 2016 — № 12–5. — С. 1076–1080
  2. Мишенин А. С., Доржиева В. В. Роль промышленной политики в развитии экономики Республики Бурятия // Экономика: вчера, сегодня, завтра, 2016. — Т. 6 — № 12А — С. 99–106.
  3. Рубан В. А. Привлекательность региона для населения и бизнеса // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент, 2013 — № 1 — С. 127–131.
  4. Строкова А. А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 991–994.
  5. Гуртовая Н. С., Лаврентьева Л. В. Статистический анализ развития государственных финансов на современном этапе в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № 5 (май). — С. 206–210.
  6. Агафонова М. С., Гущина С. В. Методология формирования и стратегия развития системы государственного финансового менеджмента в России.// Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 10–1. — С.133–134
  7. Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в экономическом производстве. [Электронный ресурс] — Режим доступа http://knowledge.allbest.ru/economy.
Основные термины (генерируются автоматически): Бурятия, доходная часть бюджета Республики, бюджет государства, Байкал, доходная часть бюджета, мобилизация доходов, республиканский бюджет, Российская Федерация, среднесрочный период, экономико-математическое моделирование.


Ключевые слова

инвестиционная деятельность, бюджет, налоговое бремя, дефицит бюджета, доходы регионального бюджета

Похожие статьи

Неналоговые доходы и их роль в формировании...

Бурятия, доход, консолидированный бюджет Республики, консолидированный бюджет, поступление, исполнение бюджета, законодательство РФ, Министерство Финансов Республики, рассматриваемый период, уды.

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской...

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг...

Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы...

Роль государства в экономической сфере должно быть исходя из принципа его необходимости и эффективности, фиксации степени и форм участия, которые обеспечили бы нужную степень мобилизации доходов в бюджет государства

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета...

Анализ доходов бюджета субъекта Российской Федерации... Для прогноза доходов бюджета Республики Бурятия применялись методы экономико-математического моделирования.

Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской...

бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов. Похожие статьи. Анализ доходов бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии).

Роль НДС в формировании доходной части федерального...

В статье анализируется структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах. Рассматривается роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета.

Налоговые поступления как источник доходной части бюджета...

Налоговые доходы являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и

Рис. 1. Формирование республиканского бюджета. Кабардино-Балкарии по отдельным видам доходов за 2015–2017 гг., млн. руб.

Пути оптимизации сбалансированности федерального бюджета

федеральный бюджет, Российская Федерация, расход, Пенсионный фонд, народное хозяйство, местное самоуправление

В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг...

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской...

Консолидированный бюджет Республики Бурятия представляет собой свод республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Бурятия. Местные бюджеты Республики Бурятия включают в себя бюджеты 21 муниципальных образований, г...

Похожие статьи

Неналоговые доходы и их роль в формировании...

Бурятия, доход, консолидированный бюджет Республики, консолидированный бюджет, поступление, исполнение бюджета, законодательство РФ, Министерство Финансов Республики, рассматриваемый период, уды.

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской...

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг...

Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы...

Роль государства в экономической сфере должно быть исходя из принципа его необходимости и эффективности, фиксации степени и форм участия, которые обеспечили бы нужную степень мобилизации доходов в бюджет государства

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета...

Анализ доходов бюджета субъекта Российской Федерации... Для прогноза доходов бюджета Республики Бурятия применялись методы экономико-математического моделирования.

Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской...

бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов. Похожие статьи. Анализ доходов бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии).

Роль НДС в формировании доходной части федерального...

В статье анализируется структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах. Рассматривается роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета.

Налоговые поступления как источник доходной части бюджета...

Налоговые доходы являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и

Рис. 1. Формирование республиканского бюджета. Кабардино-Балкарии по отдельным видам доходов за 2015–2017 гг., млн. руб.

Пути оптимизации сбалансированности федерального бюджета

федеральный бюджет, Российская Федерация, расход, Пенсионный фонд, народное хозяйство, местное самоуправление

В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг...

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской...

Консолидированный бюджет Республики Бурятия представляет собой свод республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Бурятия. Местные бюджеты Республики Бурятия включают в себя бюджеты 21 муниципальных образований, г...

Задать вопрос