К вопросу о проблеме формирования компетенций студентов в ходе освоения курса «Психология журналистики» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 10.06.2018

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Ситникова, Ю. А. К вопросу о проблеме формирования компетенций студентов в ходе освоения курса «Психология журналистики» / Ю. А. Ситникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 425-427. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51288/ (дата обращения: 25.04.2024).



Одной из базовых дисциплин, формирующих у будущего журналиста профессиональные навыки для работы в СМИ, является “Психология журналистики”. Именно в ходе освоения этого курса студенты должны получить знания о межличностных взаимоотношениях, оценке явлений окружающей действительности, смысле социальных ролей журналиста, которые необходимы в профессиональной деятельности [1, с. 215]. В программе курса “Психология журналистики”, разработанной на базе ФГБОУ ВО “ОГПУ” (Оренбургский государственный педагогический университет), прописаны компетенции, которыми будущий журналист должен овладеть по его окончании. Среди них две общекультурные, три общепрофессиональные и одна профессиональная компетенция.

Психологию журналистики студенты оренбургского педуниверситета изучают на третьем курсе. Предполагается, что при успешном освоении образовательной программы будущий журналист становится уже практически готовым к профессиональной деятельности, он уже осознает себя как личность и как профессионала [2, с. 54]. Но соответствует ли навыки, прописанные в компетенциях, реальным знаниям студентов и требованиям, которые предъявляет начинающим журналистам профессиональное сообщество?

Объектом исследования стала программа курса «Психология журналистики» [3], написанная на базе ФГБОУ ВО “ОГПУ”, и анкеты группы студентов-бакалавров Оренбургского государственного педуниверситета третьего курса (5 человек), обучающихся по направлению “Журналистика”. На момент проведения исследования в университете у них велись заключительные занятия по психологии журналистики — студенты уже имели знания почти во всех разделах дисциплины. Чтобы определить степень полезности курса и, как следствие, уровень осведомленности студентов в изученных вопросах, мы провели письменный опрос учащихся. Вопросы формировались на основе компетенций, прописанных в программе курса (см. таб. № 1).

Таблица 1

Компетенции

Код компетенции

Наименование компетенции

ОК-4

Способность применять экономические знания в разных сферах жизнедеятельности

ОК-7

Умение использовать нормативные правовые документы в работе

ОПК-3

Способность понимать сущность журналистской профессии, ее характеристики, качества личности, необходимые в работе, и смысл социальных ролей журналиста

ОПК-9

Иметь современное представление о роли аудитории в процессе производства и потреблении массовой информации, знать природу общественного сознания и уметь с ним взаимодействовать

ОПК-10

Учитывать в работе психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ

ПК-6

Способность сотрудничать с разными сегментами общества, общаться с аудиторий с помощью СМК, работать с авторами и подготавливать публикации, способные вызвать общественный резонанс

Интерпретация полученных результатов показала, что на занятиях по психологии журналистики студенты в основном закрепляют знания, полученные в университете на предыдущих лет обучения.

В вопросе экономических процессов, происходящих в стране и мире, выявлен средний уровень осведомленности. Половина опрошенных имеет свою позицию и мнение на этот счет, тогда как остальные едва ли могут поддержать разговор на эту тему.

Большинство респондентов способны толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия между людьми. Но эта способность формировалась у них независимо от курса “Психология журналистики”.

Согласно результатам исследования, студенты третьего курса знакомы с базовыми функциями журналиста и ориентируются на них в практической деятельности. Однако опрошенные также отмечают, что эти знания они получили еще до изучения курса, в программе которого прописана эта компетенция.

Чтобы создавать качественный и востребованный медиапродукт, будущий журналист должен понимать принципы потребления аудиторией массовой информации (ОПК-9). Большинство студентов-журналистов оренбургского педуниверситета осознают это, но не все учитывают потребности целевой аудитории при создании медиатекста. Однако большинство из них отмечают, что компетентность в этом вопросе сформировалась именно в ходе занятий по психологии журналистики.

Успех журналиста во многом зависит от его коммуникативных способностей. Именно поэтому в программе прописана компетенция, согласно которой студент, прошедший курс, должен владеть базовыми навыками диагностики личности и составления психологического портрета человека. Опрошенные студенты считают, что вполне способны на это, однако у половины из них случались и коммуникативные неудачи. Компетентность в этом вопросе у учащихся формировалась в течение всего времени обучения в университете, но основную часть знаний студенты получили на занятиях по психологии журналистики.

Результаты анализа анкет опрошенных также показали, что студенты понимают основные закономерности логического построения журналистского текста и в большинстве случаев могут определить цели и мотивы его создания. В этом вопросе, как признается большинство респондентов, помог разобраться курс “Психология журналистики”.

Современный журналист должен уметь работать с соцсетями и медийными устройствами, используемыми в СМИ. Однако лишь немногие опрошенные студенты являются уверенными пользователями технических средств, необходимых в журналистской деятельности. Абсолютно все респонденты умеют работать с соцсетями и редакционной почтой. Эти умения включает в себя единственная профессиональная компетенция, обозначенная в программе курса (ПК-6). Однако в структуре дисциплины нет такого тематического раздела, в рамках которого преподаватель мог бы делиться этими знаниями. Стоит отметить, что журналистское образование в ФГБОУ ВО “ОГПУ” больше направлено на подготовку журналистов печатных СМИ, нежели электронных: в программе направления «Журналистика» недостаточно дисциплин для будущих теле-, интернет- или радиожурналистов (“Техника и технология СМИ”, “Современные технические средства журналиста. Выпуск учебной газеты”) [4]. В связи с этим студенты третьего курса овладевали недостающими знаниями в этой области самостоятельно.

Предполагается, что по окончании курса “Психология журналистики” студенты уже способны создавать медиатексты, которые могут вызвать большой общественный резонанс. Это умение также прописано в профессиональной компетенции образовательной программы. По результатам анализа ответов опрошенных, становится понятно, что в этом вопросе куда большую роль играет объем уже имеющегося опыта студентов в практической работе. Некоторые учащиеся создавали резонансные медиатексты, а кто-то вовсе не уверен в своей компетентности в этом плане.

И все же большинство студентов-журналистов третьего курса считают, что знаний, приобретенных на занятиях по психологии журналистики вполне достаточно для профессиональной работы в средствах массовой информации. Однако многие опрошенные отметили, что в программу курса стоило бы включить тематический раздел, который бы знакомил будущих журналистов с принципами анализа психологии личности человека.

Оценка учебной программы курса была бы не объективной без экспертного мнения профессиональных журналистов, к которым будущие специалисты впоследствии приходят на практику и работу. Поэтому во втором этапе исследования в качестве экспертов приняли участие опытные журналисты, проработавшие в региональных СМИ не менее 10 лет. Им было предложено ознакомиться с компетенциями, прописанными в программе, и сравнить их с реальными знаниями, с которыми студенты старших курсов и выпускники факультетов/отделений журналистики приходят на работу в СМИ. В исследовании приняли участие ведущая “Радио Рекорд в Оренбуржье” и заместитель главного редактора региональной вкладки федеральной газеты “Аргументы и факты”. Их оценка знаний студентов в области психологии журналистики гораздо менее оптимистична.

Ознакомившись с программой курса “Психология журналистики”, разработанной на кафедре литературы, журналистики и методики преподавания литературы ОГПУ для бакалавров третьего курса направления “Журналистика”, эксперты отметили сильное несоответствие знаний, с которыми выпускники и студенты старших курсов приходят на работу в СМИ, с прописанными в компетенциях. По мнению опытных журналистов, практиканты и молодые специалисты в области медиа недостаточно хорошо разбираются в психологии журналистики. Многие из них не учитывают особенности аудитории СМИ, в которое приходят работать. Далеко не у всех новичков есть понимание отличий в восприятии информации с разных площадок (ТВ, газета, интернет). В большинстве случаев современные выпускники не способны грамотно формулировать вопросы, чтобы получить от собеседника конкретную информацию.

Наличие некоторых компетенций, прописанных в программе “Психологии журналистики”, ввели журналиста печатного издания в замешательство. К примеру, ОК-4 — способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности. По его мнению, этой компетенции не должно быть в программе курса: “Специализированные знания важны для журналиста, но давать их нужно отдельно”. Журналист-радийщик, опираясь на свой опыт курирования практикантов, отметил, что студенты плохо разбираются в проблемах экономики: большинству из них не хватает знаний для применения их в практической деятельности при создании медиатекста.

Мы попросили журналистов оценить уровень владения старшекурсниками и выпускниками факультетов/отделений журналистики компетенциями, прописанными в программе дисциплины “Психология журналистики”, по шкале от 0 до 4. Навыки студентов в области психологии журналистики профессионалы оценили довольно низко (см. таб. № 2).

Таблица 2

Оценка компетентности будущих журналистов

Код компетенции

Оценка журналиста “АиФ вОренбуржье”

Оценка журналиста “Радио Рекорд вОренбурге”

ОК-4

1

1

ОК-7

3

2

ОПК-3

3

2

ОПК-9

2

2

ОПК-10

1

2

ПК-6

2

3

Таким образом, в результате исследования выявилось несоответствие знаний, полученных студентами по окончании курса, с прописанными в учебной программе компетенциями, а также самооценки будущих специалистов с оценкой их умений опытными журналистами. При том, что некоторые прописанные в программе навыки должны формироваться у учащихся в рамках других дисциплин, знаний, которые действительно следовало бы давать в рамках “Психологии журналистики”, учащимся не хватает. Прежде всего это касается умений интерпретировать паралингвистические признаки собеседника (жесты, мимика, внешний вид), которые очень важны для установления контакта и, как следствие, удачной коммуникации.

Литература:

  1. А. Е. Зеленова. Медиаобразование будущих журналистов как основа медиабезопасности // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80.
  2. Олешко. В. Ф. Психология журналистики: учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2014.
  3. Рабочая программа учебной дисциплины Б1. Б. 32 «Психология журналистики»// ФГОУ ВО “ОГПУ”, фил. фак-т, кафедра журналистики, 2016.
  4. Учебный план студентов-бакалавров направления «Журналистика»// ФГОУ ВО “ОГПУ”, фил. фак-т, кафедра журналистики, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): программа курса, психология журналистики, будущий журналист, знание, компетенция, студент, журналист, массовая информация, образовательная программа, общественный резонанс.


Похожие статьи

Средства массовой информации как компонент...

Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ. Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (3) март 2016 г.

В качестве примера можно привести деятельность студентов факультета журналистики КУБГУ в рамках специальных образовательных программ.

Формирование медиакультуры молодежи в условиях...

Этот издательский проект студентов факультета журналистики Кубанского государственного

У будущих специалистов направлений «Журналистика», «Издательское дело», «Реклама и связи с общественностью» в рамках образовательных программ факультета журналистики...

Реклама и журналистика: общее и различное | Статья в журнале...

Для того чтобы рекламные программы могли дать определенный эффект, они должны соответствовать в точности

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ).

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Реализация культурно-образовательной функции журналистики...

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Больше всего программ для детей и подростков на канале СТС, чуть больше 19 %.

Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов / Е. П. Прохоров — 8-е изд., испр.

Основа средств массовой информации | Статья в сборнике...

Важно также подключать к работе в аналитических программах журналистов –экспериментаторов.

В результате в средствах массовой информации появился особый статус – Интернет журналистика.

Некоторые аспекты разработки программ дополнительного...

Содержание образовательных программ журналистской направленности.

Функции журналистики. Требования к журналисту. Виды средств массовой информации.

Дисфемизмы как средство искажения информации в печатных СМИ

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ. Опубликовано в.

Отрицательный образ телевидения усиливается отсутствием достойных программ: Надо признать

Например, журналист назван собакой:Российский журналист облаял украинских. <…>

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Теленовостная программа заметно отличается от других сообщений средств массовой информации своим влиянием и воздействием на аудиторию.

Он ведет новости, исходя из своих знаний и жизненного опыта...

Похожие статьи

Средства массовой информации как компонент...

Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ. Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (3) март 2016 г.

В качестве примера можно привести деятельность студентов факультета журналистики КУБГУ в рамках специальных образовательных программ.

Формирование медиакультуры молодежи в условиях...

Этот издательский проект студентов факультета журналистики Кубанского государственного

У будущих специалистов направлений «Журналистика», «Издательское дело», «Реклама и связи с общественностью» в рамках образовательных программ факультета журналистики...

Реклама и журналистика: общее и различное | Статья в журнале...

Для того чтобы рекламные программы могли дать определенный эффект, они должны соответствовать в точности

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ).

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Реализация культурно-образовательной функции журналистики...

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Больше всего программ для детей и подростков на канале СТС, чуть больше 19 %.

Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов / Е. П. Прохоров — 8-е изд., испр.

Основа средств массовой информации | Статья в сборнике...

Важно также подключать к работе в аналитических программах журналистов –экспериментаторов.

В результате в средствах массовой информации появился особый статус – Интернет журналистика.

Некоторые аспекты разработки программ дополнительного...

Содержание образовательных программ журналистской направленности.

Функции журналистики. Требования к журналисту. Виды средств массовой информации.

Дисфемизмы как средство искажения информации в печатных СМИ

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ. Опубликовано в.

Отрицательный образ телевидения усиливается отсутствием достойных программ: Надо признать

Например, журналист назван собакой:Российский журналист облаял украинских. <…>

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Теленовостная программа заметно отличается от других сообщений средств массовой информации своим влиянием и воздействием на аудиторию.

Он ведет новости, исходя из своих знаний и жизненного опыта...

Задать вопрос