Оценка шрифтов на основе уравнения регрессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 10.06.2018

Статья просмотрена: 143 раза

Библиографическое описание:

Капустина, К. А. Оценка шрифтов на основе уравнения регрессии / К. А. Капустина, А. Ю. Лещинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51282/ (дата обращения: 16.04.2024).



С увеличением темпа жизни появилась потребность в экономии времени, затрачиваемого на чтение. Выбор шрифтового оформления напрямую влияет на скорость восприятия текстовой информации. Основной характеристикой восприятия шрифта считается удобочитаемость.

Провести оценку удобочитаемости можно, используя регрессионный анализ. Регрессионный анализ — это количественный метод определения вида математической функции в причинно-следственной зависимости между переменными величинами [1].

Разработано уравнение регрессии [2], использование которого позволяет прогнозировать удобочитаемость не только по геометрическим параметрам шрифта, но и на основе данных из области чувственного восприятия шрифта пользователями. В качестве переменных величин в уравнении предлагается использовать усредненные коэффициенты, отражающие субъективную оценку шрифта:

Y = 1,44751–0,34048 ∙ X1 + 1,31679 ∙ X2–0,466306 ∙ X3–1,85551 ∙ X4 + + 1,11346 ∙ X5 +1,09313 ∙ X6–0,734826 ∙ X7.

Поскольку феномен удовлетворительности неоднозначен и складывается из различных составляющих [3], то в число этих критериев входят следующие понятия: X1 — «изящный»; X2 — «удобный»; X3 — «плотный»; X4 — «легкий»; X5 — «читаемый»; X6 — «красивый»; X7 — «выразительный».

Цель работы — выявление степени удобочитаемости шрифта по регрессионному уравнению с характеристиками, отражающими восприятие шрифта пользователем. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) выбор шрифтов; 2) подготовка анкеты; 3) опрос пользователей; 4) прогноз; 5) анализ результатов.

Было выбрано 10 шрифтов, свободно распространяемых в сети интернет: 1. Benguiat; 2. Bauhaus-Heavy; 3. Gazeta Titul; 4. GaramondCTT; 5. Liter; 6. LazurskiCTT; 7. NewsGothic; 8. Minion Cyrillic; 9. Nimrod; 10. NewsCondensed. Шрифты под номерами 2, 7 и 10 относятся к гротескам, остальные — к антиквам.

Анкета была предложена 30 студентам (от 19 до 21 года). По каждому показателю испытуемые оценивали образцы шрифтов (текст на листе А5, кегль 14 пт), используя трехбалльную шкалу, где оценка 1 — испытуемый согласен с признаком, 2 — не совсем согласен, 3 — не согласен.

По результатам опроса было создано 10 таблиц (по одной на каждый шрифт) с оценками по всем критериям. Данные усреднили для удобства использования.

В ходе заполнения анкеты у некоторых анкетируемых возникли трудности: в частности, двое из них уточнили, что имеется в виду под «выразительностью». Возможно, при дальнейшем использовании методики в анкетах стоит подробнее описывать критерии, давать их в виде пар антонимов, например «удобный — неудобный».

Экспериментальные данные были внесены в уравнение регрессионного анализа, в результате каждый шрифт был отнесен к одной из двух групп удобочитаемости: 1 — шрифт удобочитаемый, 2 — нет (табл. 1).

Таблица 1

Результаты анкетирования игруппа удобочитаемости

Номер шрифта

Изящный (X1)

Удобный (X2)

Плотный (X3)

Легкий (X4)

Читаемый (X5)

Красивый (X6)

Выразительный (X9)

Уравнение (Y)

Группа удобочитаемости

1

1,87

1,67

2,27

1,93

1,30

1,73

1,57

0,55

1

2

2,73

2,80

1,77

2,80

2,37

2,53

2,03

2,09

2

3

2,13

1,20

2,47

1,23

1,17

1,63

2,00

0,48

1

4

2,13

1,67

1,90

1,73

1,47

1,90

1,93

1,10

1

5

2,07

1,43

1,87

1,60

1,23

1,83

2,27

0,50

1

6

2,23

1,80

2,10

2,13

1,57

2,23

1,83

0,96

1

7

2,73

2,07

1,43

2,17

1,60

2,37

2,43

1,13

1

8

2,47

1,97

1,90

2,33

1,50

2,40

2,23

0,63

1

9

1,97

1,43

2,30

1,83

1,17

1,80

1,73

0,18

1

10

2,80

2,50

1,33

2,67

2,30

2,50

2,53

1,65

2

В среднем худшие баллы испытуемые ставили по шкале «изящный»: средняя оценка составила 2,31. «Читаемость» шрифтов, наоборот, была оценена высоко: оценки выше 2 получили только шрифты Bauhaus-Heavy и NewsCondensed. В результате вычислений, они же были отнесены ко 2-й группе удобочитаемости (шрифт неудобочитаем). Для остальных критериев средняя оценка приближалась к двум, а значит в равных пропорциях были представлены шрифты с различной степенью характеристик. Все шрифты получили близкие к средним оценки по признакам «выразительный» (от 1,57 до 2,43) и «красивый» (от 1,73 до 2,5). Возможно, эти критерии обладают высокой степенью субъективности, из-за чего испытуемые часто выбирали крайние значения.

Ко второй группе были причислены два шрифта: Bauhaus-Heavy и NewsCondensed. Первый из них получил заметно низкие (> 2,5) оценки по критериям «изящный», «удобный», «легкий» и «красивый». Шрифт NewsCondensed отнесен к неудобочитаемым за счет своей плотности (Х3 = 1,33) и низких оценок по другим критериям.

Шрифты первого ранга имеют широкий разброс по всем параметрам, кроме «читаемый» (1,17–1,5). Это говорит о том, что может существовать несколько подходов к достижению удобочитаемости, не в ущерб другим его свойствам.

Наиболее читабельным оказался шрифт Nimrod, который получил высокий балл по характеристике «читаемый» (0,17) и «удобный» (1,43), и был воспринят анкетируемыми как «неплотный» (X2 = 2,30). Остальные критерии были близки к двум и на результат не повлияли. Также высоко оценили шрифт GazetaTitul: испытуемые отметили его как менее «изящный» и «выразительный», но более «удобный» и «легкий».

В результате проведенного опроса и использования методики регрессионного анализа было установлено, что исследуемые шрифты в большинстве своем можно отнести к первой группе удобочитаемости, за исключением Bauhaus-Heavy и NewsCondensed; наиболее удобочитаемым шрифтом можно назвать Nimrod, наименее — Bauhaus-Heavy.

Совокупные результаты, полученные после применения уравнения, отличаются от сведений в [2]. Средние оценки испытуемых в данной работе оказались выше, а Y, соответственно, принимает более низкие значения. Возможно, причина в том, что в опросе участвовали студенты, которые имели профессиональную подготовку в области типографики, что могло исказить их восприятие шрифтов.

Литература:

  1. Годин А. М. Статистика / А. М. Годин. — М: Дашков и К, 2012. — 451 с.
  2. Токарь О. В., Прогноз удобочитаемости шрифта на основе его восприятия пользователями / О. В. Токарь, И. В. Лукьянова, С. Н. Литунов // Техника и технология нефтехимического и нефтегазового производства: материалы 8-й международной научно-технической конференции. — Омск: ОмГТУ. — 2018. — С. 68.
  3. Токарь О. В. Оценка восприятия шрифтов с использованием алгоритма «Ожидание минус восприятие» / О. В. Токарь // Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 9. Издательское дело и полиграфия.— 2009. — № 9. — С. 72–76.
Основные термины (генерируются автоматически): шрифт, регрессионный анализ, группа удобочитаемости, оценка, испытуемый, критерий.


Похожие статьи

Технология оценки качества полиграфического шрифта

При анализе удобочитаемости шрифтов следует опираться не только на критерии, которые можно измерить объективно, но и на субъективные оценки

Она заключается в том, что испытуемым попарно предъявляются сравниваемые шрифты, из которых в каждой паре...

Определение удобочитаемости шрифта на основе его...

При анализе удобочитаемости шрифтов учитываются и субъективные критерии, которые

Для определения удобочитаемости на основе регрессионного уравнения были выбраны

Токарь, О. В. Комплексная оценка удобочитаемости современных типографских шрифтов на...

Прогноз удобочитаемости шрифта на основе его геометрических...

Прогнозирование сравнительной удобочитаемости с помощью регрессионного уравнения

Токарь О. В. Комплексная оценка удобочитаемости современных типографских шрифтов на

Токарь О. В. Методика ассоциативных правил для анализа качества шрифтов / О. В. Токарь, М...

Классификация современных полиграфических шрифтов...

группа, гарнитур, кластерный анализ, минимальная толщина, максимальная толщина штриха, NEW, компонентный анализ, засечка, шрифт, высокая удобочитаемость.

Использование эконометрических моделей в целях анализа...

В данной статье автор рассматривает зависимость оценки на экзамене от работы студента, а

Статистика была взята по двум группам 2 курса по дисциплине «Математический анализ».

По результатам регрессионного анализа получено следующее уравнение регрессии.

Удобочитаемость ряда шрифтов для школьников четвертого...

Оценка удобочитаемости шрифта проводилась на материале отрывка из детской сказки объемом 2000 знаков.

Кроме времени чтения фиксировались замеченные испытуемыми опечатки для текстов, оформленных оцениваемыми шрифтами.

Проверка сложности выпускных работ учащихся и студентов на...

Эти параметры легко поддаются количественному выражению и пригодны для автоматической оценки. Следует отметить, что формулы удобочитаемости не являются единственным критерием качества восприятия текста, они не оценивают тонкостей авторского стиля...

Синтез обобщенного критерия качества | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): аддитивный обобщенный критерий, группа, критерий, критерий качества, оценка, уравнение регрессии.

Используется регрессионный критерий значимости, видоизменяемый с учетом специфики задач.

Статистический анализ ликвидности активов организации

На примере конкретного предприятия рассмотрено применение корреляционно-регрессионного анализа для оценки ликвидности активов организации, рассчитаны критерии Стьюдента и Фишера для определения тесноты связи между коэффициентами.

Похожие статьи

Технология оценки качества полиграфического шрифта

При анализе удобочитаемости шрифтов следует опираться не только на критерии, которые можно измерить объективно, но и на субъективные оценки

Она заключается в том, что испытуемым попарно предъявляются сравниваемые шрифты, из которых в каждой паре...

Определение удобочитаемости шрифта на основе его...

При анализе удобочитаемости шрифтов учитываются и субъективные критерии, которые

Для определения удобочитаемости на основе регрессионного уравнения были выбраны

Токарь, О. В. Комплексная оценка удобочитаемости современных типографских шрифтов на...

Прогноз удобочитаемости шрифта на основе его геометрических...

Прогнозирование сравнительной удобочитаемости с помощью регрессионного уравнения

Токарь О. В. Комплексная оценка удобочитаемости современных типографских шрифтов на

Токарь О. В. Методика ассоциативных правил для анализа качества шрифтов / О. В. Токарь, М...

Классификация современных полиграфических шрифтов...

группа, гарнитур, кластерный анализ, минимальная толщина, максимальная толщина штриха, NEW, компонентный анализ, засечка, шрифт, высокая удобочитаемость.

Использование эконометрических моделей в целях анализа...

В данной статье автор рассматривает зависимость оценки на экзамене от работы студента, а

Статистика была взята по двум группам 2 курса по дисциплине «Математический анализ».

По результатам регрессионного анализа получено следующее уравнение регрессии.

Удобочитаемость ряда шрифтов для школьников четвертого...

Оценка удобочитаемости шрифта проводилась на материале отрывка из детской сказки объемом 2000 знаков.

Кроме времени чтения фиксировались замеченные испытуемыми опечатки для текстов, оформленных оцениваемыми шрифтами.

Проверка сложности выпускных работ учащихся и студентов на...

Эти параметры легко поддаются количественному выражению и пригодны для автоматической оценки. Следует отметить, что формулы удобочитаемости не являются единственным критерием качества восприятия текста, они не оценивают тонкостей авторского стиля...

Синтез обобщенного критерия качества | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): аддитивный обобщенный критерий, группа, критерий, критерий качества, оценка, уравнение регрессии.

Используется регрессионный критерий значимости, видоизменяемый с учетом специфики задач.

Статистический анализ ликвидности активов организации

На примере конкретного предприятия рассмотрено применение корреляционно-регрессионного анализа для оценки ликвидности активов организации, рассчитаны критерии Стьюдента и Фишера для определения тесноты связи между коэффициентами.

Задать вопрос